Историческая энциклопедия Сибири III

(живопись, графика, скульптура, в т. ч. работы резчи­ ка В.А. Константинова из кости и дерева), нумизмат, коллекция. Среди уник, экспонатов —костюм шамана с атрибутами (бубны, колотушки, желез, амулеты в виде птиц, зверей, рыб), эвенкийск. идолы, берест, лодка, берест, и деревян. посуда, календари из кости и дерева, жен. украшения из серебра (кон. XVIII —XIX в.). В экс­ позиции демонстрируется природ, мир Эвенкии, редкие птицы и животные; быт населения в XVIII —нач. XX в. с использованием реконструир. эвенкийск. жилища — чума с традиц. внутр. убранством и утварью. Отражена история эвенкийск. культуры: творчество поэтов, народ, мастеров, фольклор, ансамблей. В отд. зале устраиваются выставки произведений изобразит, искусства. Лит.: Российская музейная энциклопедия. М., 2001. Т. 2. ЭВЕНКИЙСКИЙ ФОЛЬКЛОР. Наиболее значит, жанр Э. ф. —героич. эпос (нимнгакан, нимкан). Осн. его сюжеты —подвиги одиноких героев-первопредков, женщин-богатырок, эпич. биография 2 братьев или брата и сестры. В эпосе эвенков заметно сходство с эпич. традициями сосед, народов — якутов , бурят. Осн. худ. приемы —богатые сравнения, параллелизмы, гиперболы, многочисл. эпич. формулы. Нимнгаканы исполняются особым образом: монологи героев поются (у каждого героя свой уник, напев), а повествоват. фрагменты сказываются. Эпос известен только в запи­ сях от эвенков Якутии и Приморья. Предания (улгур) повествуют в осн. о межродовых распрях, реже — о ссорах между родичами, встречах со снеж. людьми. Рас­ сказывались они простым, разговор, языком. Мифол. рассказы объясняют происхождение традиц. обычаев и запретов, повествуют о появлении на земле различ. животных, рождении человека и его родстве с медведем. Песен, поэзия эвенков изучена мало. Данных о лирич. (индивид.) песнях немного; в изв. образцах воспевается родная местность поющего, рассказывается о важном для него событии в жизни. Песни, предназначенные для праздника лета, исполняются одновр. с танцем. В них поется о пробуждении природы, надежде на то, что год будет удачным. Похожие песни-танцы исполняются и при встрече разных родов во время кочевки. К обрядо­ вой поэзии эвенков относятся различ. благопожелания: имты —благословение домашнего очага во время всех семейных обрядов; хулганни, алга — молитва духам природы (при переправе через реку, во время грозы и т. д.). Существуют и специфич. хоз. заклинания —про­ мысл., оленеводческие. Шаман, фольклор представлен особыми песнями (дярин, дяр). Шаман исполнял их, обращаясь к своему духу-покровителю и к духам, к-рых заклинал (напр., при лечении). Во время камлания ему могли подпевать помощники, повторявшие его слова на ту же или другую мелодию. В Э. ф. распростра­ нены малые жанры — загадки, приметы (охотничьи и бытовые), пословицы и поговорки. Особый жанр составляют запреты (одё), к-рые в краткой форме указывают, как можно и как нельзя поступать, чтобы не навлечь несчастья. Исследователи Э. ф. —Г.М. Василевич (этнограф, лингвист и фольклорист), А.Н. Мыреева (филолог, эпосовед), Г.И. Варламова (фольклорист), А.М. Ай- зенштадт, Ю.И. Шейкин (музыковеды). Лит.: Сборник материалов по эвенкийскому (тунгусскому) фольклору. Л., 1936; Исторический фольклор эвенков: Сказания и предания. М.; Л., 1966; Фольклор эвенков Якутии. Л., 1971; Эвенкийские героические сказания. Новосибирск, 1990 (Памятники фольклора народов Сибири и Дальнего Востока); Варламова Г.И. Эпические и обрядовые жанры эвенкийского фольклора. Новоси­ бирск, 2002. Ю.В. Лиморенко э в е н к и й с к и й язык. Относится к тунгус., или сев., группе тунгусо-маньчжурских языков. Характе­ ризуется сингармонизмом в фонетике, агглютинацией с элементами аналитизма и флективности в морфоло­ гии, номинативно-поссесивным строем предложения в синтаксисе. Типич. порядок слов — субъект, объект, предикат. Посессивные отношения выражаются притя- жат. словосочетанием. На Э. я. говорят эвенки. До 1930 Э. я. и эвенский яз. называли тунгусским. В вост. р-нах эвенки называют себя орочонами. Устар. названия нек-рых групп эвенков — «мурчены» (т. е. конные), «манегиры». По данным переписи 1989, 9 097 эвенков считали Э. я. родным, однако в действительности мн. из них т. о. заявляют только о своей этнич. и культур, идентификации. На самом деле, по данным обследования 2001—02, 35,5% зап. эвенков и 84% эвенков Якутии не владеют родным яз. Часть эвенков проживает в Китае (в 1982 —19 938) и Монголии (более 2 тыс.). По данным переписи 2002, их числ. 35 527 чел., владеют языком 7 584 чел. В Э. я. выделяются 3 наречия с 14 диалектами, в к-рые объединяются св. 50 говоров. В основу класси­ фикации диалектов положены фонетич. признаки. В послед, десятилетия происходит интенсив, смешение говоров, а часто и их утрата. Лит. на Э. я. стала издаваться с 1931. В основу лит. яз. положен полигусовский говор юж. наречия, но он так и не стал наддиалектным, к-рым владели бы эвен­ ки различ. регионов. Э. я. имеет статус языка корен, малочисл. народа РФ. Э. я. является средством общения в осн. эвенков ст. поколения. В р-нах компакт, проживания на Э. я. ведется обучение в подготовит, классах, в кач-ве пред­ мета он преподается в нач. школе и в отд. случаях как факультатив по 8-й класс включительно, а также в вузах (С.-Петербург, Я кут ск , Хабаровск , Улан-Удэ) и в нац. пед. училищах ( Игарка , Николаевск-на-Амуре). На Э. я. изданы учебники по 8-й класс включительно, двуязыч. словари, метод, пособия в помощь учителю родного яз.; образцы худ. лит. (ориг. и перевод.). В мест, журналах и газетах публикуются произведения эвенк, поэтов и прозаиков В. Доколева, В. Лоргактоева, А. Немтушкина, С. Пикунова, А. Платонова, А. Са- латкина, К. Салаткиной, Н. Сахарова, В. Соловьева, Г. Чинкова. В отд. р-нах на Э. я. ведутся радиопере­ дачи, издаются информ. листки как приложение к окр. и обл. газетам. Первые сведения о Э. я. относятся к XVII в. Нач. его науч. описанию было положено трудами Имп. Академии наук и художеств ( А .Ф . Миддендорф , М .А . Кастрен , А. Шифнер) и Русского географи­ ческого об-ва (Р .К . Маак, А. Чекановский и др.). Систематич. изучение Э. я. ведется с 1930-х гг. Ре­ зультатом явились многочисл. статьи и монографии, посвященные его фонетике, морфологии, синтакси­ су, описанию отд. граммат. категорий, диалектов и говоров. Составлено неск. эвенк.-рус. и рус.-эвенк, словарей. Исслед-е Э. я. осуществляется в Ин-те линг­ вистических исследований РАН, Ин-те народов Севера Российского гос. педагогического ун-та им. А.И. Гер­ цена (С.-Петербург), Ин-те проблем малочисленных народностей Севера (Якут ск), Ин-те филологии СО РАН (Новосибирск). Лит.: Константинова О.А. Эвенкийский язык. М.; Л ., 1964; Колесникова В.Д. Синтаксис эвенкийского языка. М.; Л., 1966; Л е ­ бедева Е.П., Константинова О.А., Монахова И.В. Эвенкийский язык. Л., 1985; Бродская Л .М. Сложноподчиненное предложение в эвенкийском языке. Новосибирск, 1988; Мыреева А.Н. Эвенкийско- русский словарь. Новосибирск, 2004; Болдырев Б.В. Морфология эвенкийского языка. Новосибирск, 2007. Б. В. Болдырев

RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2