Историческая энциклопедия Сибири III
подавателям удалось реализовать мн. из лучших дорев. традиций вузов, образования. С начала работы института большое внимание уделялось оборудованию лабораторий, частично перевезенных из Томска и Москвы, комплекта ции 6-ки, в 1920-е гг. создаются бот. сад, метеостанция, опыт, маслозавод и т. п. Важную роль в становлении омских с.-х. институтов сыграли профессора и препо даватели Томского и Казанского ун-тов В.С. Титов (1-й ректор института), Д.В. Алексеев, В.Ч. Дорогостайский, К.Р. Виноградов, Я.С. и А.С. Сапожниковы, А.И. Ака- евский, А.Д. Бальзаментов, А.Д. Васильевский и др. Ин-т вел науч.-исслед., опыт, и экспедиц. работу. На востоке страны до нач. 1930-х гг. высш. С. о. ограничивалось агроном, фак том Дальневосточного гос. ун-та (ДВГУ), переведенным в 1923 из Читы. От крытый в 1920 в составе Иркутского ун-та вет. фак т в 1921 в условиях финанс. кризиса был закрыт. В кон. 1919 большинство действовавших до револю ции ср. и низш. учеб. учреждений преобразованы в с.-х., лес. и вет. техникумы, политехникумы, открылся ряд новых учеб. заведений в Новониколаевске, Краснояр ске, Иркутске, Якутске. В них готовили специалистов по земел. стр-ву, мелиорации, агрономии, лес. и молоч. хоз-ву, кооперации, с.-х. технике. В условиях финанс. кризиса 1921—23 кол-во техникумов сократилось. В 1928 в Сибири действовало 4 с.-х. техникума, в к-рых обучалось 698 учащихся. Начальное С. о. в 1920 — нач. 1930-х гг. давали проф.-техн. школы и учеб.-показат. мастерские. Эти учеб. заведения готовили специалистов по ремонту и обслуживанию с.-х. техники, до кон. 1920-х гг. в регионе действовали 4 школы молоч. хоз-ва. Задача распространения начальных с.-х. знаний стояла также перед созданными в 1923/24 школами крестьянской молодежи (ШКМ). Учеб. планы ШКМ предусматрива ли большое кол-во практич. и лаб. работ на школьных и крест, (с кон. 1920-х гг. колхоз.) уч-ках. Теор. и практич. занятия по с. х. входили в программы летних учит, курсов и пед. техникумов. В условиях дефицита с.-х. кадров особое значение имели краткосроч. курсы со сроком обучения от 2-х нед. до 3-х мес. (в 1921 в Иркутской губ. курсы для подготовки специалистов по огородничеству, полеводст ву, жив-ву, маслоделию и молоч. хоз-ву действовали в 35 пунктах, в Омской губ. в этот же период организо ваны краткосроч. курсы для красноармейцев). В кон. 1920-х гг. в системе высш. и ср. спец. об разования произошли значит, изменения. В соотв. с пост, июльского (1928) и нояб. (1929) Пленумов ЦК ВКП(6), с.-х. учеб. заведения передавались из ведения Наркомата просвещения Наркомату земледелия. В 1930 с целью усиления отрасл. специализации выпускников из состава Сибирского ин-та с. х. и лесоводства выде лено 4 самостоят. института: зерновых культур, молоч. хоз-ва, организации территории и лесотехнический, переведенный в Красноярск (по др. данным, выделилось 5 вузов: возможно, непродолжит. время действовал колхозный ин-т). Во Владивостоке в результате раз деления ДВГУ в 1930 создан Тихоокеанский ин-т со циалистического сельского хозяйства (ТИССХ), в 1932 переведенный в Благовещенск. Реформа предполагала значит, увеличение числ. выпускаемых специалистов, однако рассредоточение профессор.-преп. состава, мат. средств, сокращение сроков обучения и чрезмерно узкая специализация привели к существ, снижению качества подготовки, а в ТИССХ —к сокращению наполовину числ. студентов, (что стало причиной преобразования его в техникум). Поэтому в 1933 самостоят. омские ин-ты вновь объединились в Сибирский институт сельского хозяйства. К сер. 1930-х гг. он превратился в один из головных с.-х. вузов страны, в 1935 здесь состоялась 4 Заказ Л» 284 1-я защита канд. дис. Развитие с. х. потребовало рас ширения сети с.-х. вузов в регионе: в 1934—35 открыты институты в Новосибирске , Иркутске, Улан-Удэ. К кон. 1930-х гг. в с.-х. вузах региона обучалось ок. 3,5 тыс. студентов. Развитие ср. С. о. в 1930-е гг. определялось теми же факторами. В 1939 в Сибири действовал 31 с.-х. техни кум, где обучалось 6,4 тыс. чел. Для реализации задачи отрасл. специализации учеб. заведений в нач. 1930-х гг. часть техникумов переведена из круп, городов в район, центры. Напр., в Куйбышеве {Западно-Сибирский кр.) на базе существовавшей до революции молоч. школы и переведенного из Новосибирска вет. техникума в 1930 создан с.-х. техникум; на такой же основе в 1932 появил ся Рыбинский с.-х. техникум в Восточно-Сибирском кр. Начали действовать с.-х. учеб. заведения в нац. р-нах: в 1930 организован Горно-Алтайский зоовет. техни кум, здесь же в 1933 для подготовки специалистов из Тувинской Народной Республики открыта Тувинская с.-х. школа, просуществовавшая до 1939, в 1932 создан Абаканский конно-ветеринарный техникум. В 1930-е гг. осн. формой подготовки квалифицир. с.-х. рабочих (трактористов, комбайнеров, специалистов по обслуживанию с.-х. техники) стали учеб. заведения типа школ ФЗУ —школы совхоз, и леспромхоз, ученичества и школы механизации со сроком обучения 6—8 мес. Изменение системы подготовки рабочих в соотв. с Указом Президиума Верховного Совета СССР от 2 окт. 1940 «О государственных трудовых резервах» (см. Профессиональное образование начальное и сред нее) практически лишило село стационар, учеб. заведе ний нач. С. о. и вызвало значит, отток молодежи в гор. училища. В этих условиях единств, формой нач. С. о. оставались курсы при машинно-тракторных станциях , совхозах , школах, бригад, и индивид, ученичество. В 1936 в Сибири подготовлено 67 тыс. трактористов, более 5 тыс. шоферов, 1,8 тыс. механиков, 8,7 тыс. комбайнеров. Развитие С. о. региона в годы Великой Отечествен ной войны проходило в тяжелых условиях (трудное экон. положение, частич. или полная передача зданий госпиталям и эвакуир. учреждениям, мобилизация сту дентов и преподавателей, сокращение сроков обучения). Вместе с тем эвакуация в регион вузов и техникумов из европ. части страны способствовала укреплению метод, и пед. базы сиб. с.-х. школы. В 1943 на основе эвакуированного из Пушкина Ленинградской обл. вуза открыт Алтайский сельскохозяйственный ин-т. За годы войны в Сибири подготовлено 1 068 специалистов с. х. с высш. образованием. В кон. 1940-х —1950-х гг. в Сибири и на Д. Востоке открыто 5 с.-х. вузов (Благовещенск (1949), Красноярск (1953), с.-х. фак т в Якутском гос. ун-те (ЯГУ; 1956), Уссурийск (1957), Тюмень (1959)), что расширило сеть высш. С. о. в регионе почти вдвое. Появление новых вузов в вост. части Сибири во мн. позволило решить проблему с.-х. кадров. В 1950—60-е гг. широко распро странение получили заоч. и веч. формы обучения, во мн. вузах открылись фак ты переподготовки и повышения квалификации. В 1960-е гг. возникает новый тип с.-х. ср. спец. учеб. заведения — совхоз(лесхоз)-техникум. Прикрепление учеб. заведений к действующим хоз-вам расширяло мат.-техн. базу первых, способствовало уси лению практич. направленности обучения. В результате реорганизации системы подготовки гос. труд, резервов в 1959 возник новый тип учеб. заведений проф. нач. образования —сел. проф.-техн. училища (СПТУ). В них принимали лиц с 8-летним образованием, с сер. 1970-х гг. учащиеся СПТУ получали общее ср. образование; возросли требования к техн. и учеб.-мат. базе училищ, срок обучения увеличился до 1—3 лет. СПТУ имелись
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2