Историческая энциклопедия Сибири III

дебютируют прозаик В. Доколев, поэт И. Удыгир. Выходят 3 сб. стихотворений Д. Апросимова: 2 на якут. яз. («Родник», 1968; «Три ручейка», 1978) и 1 на рус. («Три родника», 1981). Худ. открытием стали его произведения, основанные на легендах, — «Кюндели Куо» и «Куралай Кустук». Во 2-й пол. 1980-х гг. опубл. соц.-психол. повесть А. Латкина «Амикан», сб. стихот­ ворений Н. Оёгира «Танец куликов» (1987), «Тропа к роднику» (1989), рассказы С. Надеина «Женщина из Учира», «Ссора». Наиболее значит, явления Э. л. 1990-х гг., продол­ жающие лит. процесс прошлых лет, связаны с име­ нами А. Немтушкина, Г. Кэптукэ (Г.И. Варламовой, р. 1951), Н. Калитина (р. 1940), А. Латкина (р. 1952), В. Даниловой (р. 1967). В их творчестве выражена обес­ покоенность будущим эвенков, проблемой физ. и духов, выживания народа, сохранения обычаев и традиций, определяющих нац. бытие и самоидентичность. Осн. тематика произведений Г. Кэптукэ, пишущей на рус. и эвенк, яз., —филос.-нравств. осмысление совр. проблем бытия сородичей, их соц. и культур, дезадаптация. В худ. очерках, рассказах, составивших сб. «Маленькая Америка» (1991), «Рассказы Чэриктэ» (1990), повестях «Имеющая свое имя Джелтула-река» (1989), «Серебря­ ный паучок» и «Рэкет по-тунгусски» (1991) выражено стремление художественно осмыслить кризис, явления нац. бытия в условиях культур., духов, и соц.-экон. упадка. Отд. произведения Г. Кэптукэ переведены на нем., исп., итал., фр. и яп. яз. Тематика и образный строй рассказов и стихов Н. Калитина, пишущего на эвенк., якут., рус. яз., связаны с нац. традициями. Лирика Н. Калитина (поэт. сб. «Таеж­ ные метки» (1978), «Слушай, моя тайга» (1982), «Сны в инее» (1985), «Во владениях Байаная» (2004)) включает фольклор, мотивы, опирается на жанровые особеннос­ ти эвенк, песен. С фольклором связаны и стихи-ханы (стихотворения-настроения) А. Латкина. В его прозе, отличающейся глубоким психологизмом, вниманием к худ. детали, исследуются острые соц. проблемы (рас­ сказы «Нить» (1977), «Волчий закон» (1979), «Ночная охота» (1981), «Скала забвения» (1994), и др., повести «Три круга луны», «Амикан» (1983), «Тропа, ведущая по кругу» (1984), «Последнее пришествие» (1992), «Вой­ ди в храм чистым» (1994), «Се — человек?» (2000)). Творчество поэта, прозаика и публициста В. Даниловой получило читат. признание в 1990-е гг. Лирич. стихи, вошедшие в сб. «Только ты...» (1996), «Райский ад» (2005), отличаются медитативностью, ведущие темы — любовь и мир природы. Произведениям В. Даниловой свойственна ассоциатив. образность, что свидетельствует о глубин, связи с фольклор, традициями. Центр, проблематика совр. Э. л. —адаптация и вы­ живание народа в новых культ.-ист. условиях, острые соц. проблемы (пьянство, суицид), обеспокоенность в связи с утратой «корневых», нац. основ жизни. Лит.: Пошатаева А.В. Литературы народов Севера. М., 1988; Огрызко В. В. Писатели и литераторы малочисленных народов Севера и Дальнего Востока: Биобиблиогр. справочник: В 2 ч. М., 1998—1999; Хазанкович Ю.Г. Эвенкийская литература. М., 2002. Ю.Г. Хазанкович ЭВЕНКИЙСКИЙ АВТОНОМНЫЙ ОКРУГ. Об- разован по пост. ВЦИК от 10 дек. 1930 как нац. округ (см. Национальные административно-территори­ альные образования). Располагался в Центр. Сибири, на Среднесиб. плоскогорье, в бас. правых притоков Енисея —Подкам. и Ниж. Тунгуски. До 1934 входил в Восточно-Сибирский кр. С образованием 7 дек. 1934 Красноярского кр. передан в его состав. В 1977 преобразован в авт. округ. Согласно Федеративному договору 1992, подтвержденному Конституцией РФ 1993, получил статус субъекта Федерации, оставаясь в адм.-тер. отношении частью Красноярского кр. Площ. окр. 767,6 тыс. кв. км. Адм. центр — п.г.т. Тура (5,7 тыс. чел. в 2002). В 2005 в окр. 3 адм. р-на, 1 п.г.т., 22 сел. администраций. Мест, самоупр-ние осуществлялось в 25 муницип. образованиях. Числ. населения (тыс. чел.): 1933 —4,9; 1959 —10,5; 1970 - 12,7, 1979 - 15,7; 1989 - 24,4; 1995 - 20,0, 2002 - 17,7, 2006 — 17,3. Плотность расселения в 2006 — 0,02 чел. на 1 кв. км. Нац. состав: в 1959 — русские 57,9%, народности Севера 34,4 (в т. ч. эвенки 33,7%, якуты 0,5, кеты 0,1%), немцы 2,4, украинцы 1,9, ла­ тыши 0,8, татары 0,8, проч. 1,8%; в 1989 — русские 67,5%, народности Севера 19,1 (в т. ч. эвенки 14,0%, якуты 3,8, кеты 0,7%), украинцы 5,3, проч. 8,1%; в 2002 - русские 61,9%, эвенки 21,5, якуты 5,6, кеты 1,2, проч. 9,8%. 17 апр. 2005 проведен референдум по объединению в единый субъект РФ Красноярского кр., Таймырского (Долгано-Ненецкого) и Эвенкийского авт. окр. В соотв. с его результатами Э. а. о. с 1 янв. 2007 вошел в состав Красноярского кр. на правах муницип. р-на. Заселение Эвенкии человеком началось в кон. неолит, времени. Стоянки древ, людей, датируемые эпохой неолита , бронз, и желез, веков, обнаружены в долине Ниж. Тунгуски и ср. течении Подкам. Тунгуски. Корен, населением окр. являются эвенки. Их предки, предположительно, пришли на эту тер. в XI—XII вв. из Прибайкалья и Забайкалья , частично вытеснив или ассимилировав проживавших здесь ранее кетов и самодийцев. Тунгусы, как раньше называли эвенков, имели общинно-родовой строй, вели кочевой образ жизни, занимались преим. охотой, оленеводством и рыболовством. Ими создана своеобразная таеж. куль­ тура. Наряду с эвенками в регионе жили также ненцы , кеты, нганасаны. Освоение тер. Эвенкии русскими началось на рубе­ же XVI—XVII вв. и велось с севера на юг, по Енисею. Определяющее значение на нач. этапе колонизации региона играла Мангазея (1600), ставшая адм. центром Мангазейского у. В 1607 основано Туруханское зимовье, к-рое быстро превратилось в центр ярмарочной тор­ говли. Туруханск послужил базой для продвижения рус. людей по Ниж. и Подкам. Тунгуске в богатые пушные р-ны Лены и Байкала. С появлением русских осн. занятием аборигенов стал пушной промысел. На протяжении почти 2 послед, веков торговля и сбор яса­ ка были гл. побудит, причинами общения и каналами взаимовлияния абориг. и пришлого, рус. населения. В XVIII в. появились 1-е науч. сведения об обычаях, языке и фольклоре корен, населения Эвенкии, к-рые собрали ученые Я. Линденау и И.Г. Георги. В сер. XIX в. работу по сбору этнолингвист. инфор­ мации об абориг. народах Эвенкии вел А. Ф. Мидден- дорф. 2-я пол. XIX в. ознаменовалась началом геол. изучения и торг.-пром. освоения Ниж. Тунгуски. Были открыты круп, месторождения графита, камен. угля, россыпного золота, в 1873 экспедицией Сиб. отд-ния Русского географического об-ва составлена 1-я точная карта р-на Ниж. Тунгуски, описаны растительность, погод, условия, быт и обычаи эвенков. В кон. XIX —нач. XX в. усилилось проникновение товарно-ден. отношений в среду мест, населения. Оно сопровождалось хищнич. использованием пушных богатств края и привело к замет, уменьшению запасов наиболее ценных пушных зверей. Тогда же тер. округа, входившая с XVIII в. в состав Туруханского кр ., стала превращаться в один из р-нов полит, ссылки. В 1913 пионерскую этногр. экспедицию на Ниж. Тунгуску по плану АН предпринял И.М. Суслов —первооткрыватель

RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2