Историческая энциклопедия Сибири III
трехчленное деление мироздания, где каждый мир был многоярусен. Верх, мир, по представлениям Э., нахо дится там, где восходит солнце. В верх, ярусе находят ся солнце, луна и звезды. Ниж. мир является землей умерших предков. Там жизнь является точной копией мира людей. Отличие состоит лишь в том, что «люди» там питаются не земной пищей, а одними кузнечиками, а тела их холодные и без дыхания и биения сердца. 2-й ярус ниж. мира —это река, доступная лишь сильным шаманам. 3-й ярус —это владение харги —злого духа. По внеш. виду он напоминает обычного Э., но выше и массивнее. Вместо прав, кисти у него страшная человеч. голова с оскаленными зубами, на лев. руке огромный коготь. Вместо ног —култышки. Голова лысая, а тело заросло шерстью. У него есть помощники. Ср. мир —это земля. Существовали элементы Медвежьего праздника — обряды, связанные с разделкой туши убитого медведя, поеданием его мяса, захоронением костей. Христианиза ция Э. проводилась с XVII в. В Забайкалье и Приамурье было сильно влияние буддизма. Обряд похорон производился без участия шамана. Умершего одевали в богато орнаментир. одежды, ничего не застегивая и не завязывая. Укладывали в новую шку ру. Жена клала на грудь покойного прядь своих волос (муж укладывал свою прядь умершей жене подмышку). Около мужчины помещали пальму, лук, стрелы, нож, лыжи, котелок, трубку, кисет. С женщиной: орудия для обработки шкур, жен. посох, трубку, кисет, мел кие личные вещи. Хоронили в долбленой колоде или гробе. На похоронах убивали оленя, собаку, лошадь, оставляя их на месте похорон. Умершего своей смертью хоронили лежа, самоубийц — сидя, кроме того, их личные вещи сжигались, чтобы смерть не перешла на живых. Фольклор включал песни-импровизации, мифол. и ист. эпос, сказки о животных, ист. и быт. предания и др. Наиболее популярны у Э. мифы и сказки о живот ных. Их герои —звери, птицы и рыбы, живущие в сиб. тайге и ее водоемах. Центр, фигура —медведь, обще- племенное божество, прародитель Э. Эпос исполнялся речитативом, часто в исполнении принимали участие слушатели, повторяя отд. строки за сказителем. Отд. группы Э. имели своих эпич. героев. Постоян. герои — комич. персонажи были также у быт. рассказов. Из муз. инструментов известны варган, охотничий лук и др., из танцев —хоровод, исполнявшийся под песенную импровизацию. Игры носили хар-р состязаний в борьбе, стрельбе, беге и др. Были развиты худ. резьба по кости и дереву, обработка металла (муж.), вышивка бисером, у вост. Э. —шелком, аппликация мехом и тканью, тис нение по бересте (жен.). Лит: Карлов В.В. Эвенки в XVII —начале XX в. (хозяйство и социальная структура). М., 1982; Туголуков В.А. Тунгусы (Эвенки и эвены) Средней и Западной Сибири. М., 1985. Е.В. Антропов ЭВЕНКИЙСКАЯ ЛИТЕРАТУРА, лит. эвенков Вост. и Зап. Сибири, Д. Востока. Большое влияние на Э. л. оказал фольклор: нимнгаканы (мифол. и ранние героич. сказания), улгуры (ист. предания), жанры об ряд. фольклора, малые фольклор, жанры (загадки, счи талки, оде и иты (заповеди, обереги) и др.). Динамика развития Э. л., отличающаяся цикличностью, в целом отражает соц.-ист. изменения в нац. сообществе: каждый цикл истории Э. л. обусловлен подъемом уровня соц.- духов. благосостояния или его стагнацией. 1-й изв. эвенк, автор Г.С. Гантимуров (1850—1921, псевд. Г.Т. Муров) писал на рус. яз. В 1896 в Томске опубликована его драма и романы «Ганя Хмуров» (1904) и «Двое в одной шкуре» (1909). В сов. период произведения Гантимурова не переиздавались, неопубл. остались романы «Теплая компания», «Не из тучи гром, а из навозной кучи», «Тринадцатый». Значит, роль на 1-м этапе становления Э. л. сыграла деят-ть ученых-североведов и преподавателей Ленингр. ин-та народов Севера, где учились эвенк, литераторы, в части, те, кого принято считать зачинателями Э. л., — Н.В. Сахаров (1915—1945), Г.Я. Чинков (1915 —кон. 1960-х гг.), А.М. Салаткин (1914—?). Благодаря ини циативе сотрудников института создавались рукоп. студ. журналы «Тайга и тундра» (1928), сб. студ. рассказов «О нашей жизни» (1929), рукоп. лит. аль манахи «Раньше и теперь» (1938), где дебютировали молодые эвенк, поэты и прозаики. В сб. «Тайга играет» (1937), «Радость тайги» (1938), «Север поет» (1939) опубл. стихотворения А. Платонова («Песни эвенка»), И. Кириллова, П. Алексеева, С. Пикунова («Летчик Луксан»; «Девушка», «Поп и шаман»), А. Солтурае- вой («Семья Гасаны»). Всего известно 20 имен эвенк, авторов, вошедших в лит. в эти годы. Стихотворения публиковались на эвенкийском и русском яз. в пере водах М. Воскобойникова, Л. Хаустова, Ан. Ольхона, Л. Шлиолинского, Н. Гессен, Г. Василевич, В.Наумовой. В сб. «Мы — люди Севера» (1940) публикуют свои произведения Н. Сахаров, А. Салаткин. Отд. книгами вышли поэт. сб. Г. Чинкова «Родная земля» (1938), «Стихи» (1939), А. Салаткина «Тайга играет» (1937), Н. Сахарова «Стихи» (1937). Становление творчества эвенк, литераторов в 1920—30-е гг. шло параллельно с освоением фольклор, наследия: сказочно-легендар. основа послужила источ ником для сказки-сказания Г. Чинкова «Гарпаниндя» (1939), сказки в стихах «Сулакичан» (1940); А. Салат кин создает поэтич. обработку ист. преданий (поэма «Гегдаллукон, Ульгэриккон», 1940). Классич. произведениями прозы 1-го этапа считается посвящ. соц.-ист. тематике рассказ Н. Сахарова «Крас ный суглан» (1938), автобиогр. повесть «Маленький Никита» (1938), повесть «Мечты Маргеши сбываются» (опубл. отд. гл.). Из ранних наиболее значит, прозаич. произведений Э. л. — рассказ С. Герасимова «Жен ская песня» (1931), повесть К. Ворониной-Салаткиной «Анка» (1935). В 1938 в лит. эвенк, альм. «Раньше и теперь» опубл. рассказ Г. Маркова-Бута «Агиду» и гла вы из его романа «Андрей Лазарев», посвящ. истории участия эвенков в Гражданской войне в партизан, движении на р. Зея (завершен, рукопись утрачена). На 1-м этапе развития Э. л. функционировала как на эвенк., так и на рус. яз. Давлан-Нергунеев — авт. более 50 стих., опубл. на рус. яз., и пользовавшейся большой популярностью пьесы «Калым». На рус. яз. увидела свет повесть А. Ачкина «Легенда о Ермаке» (1933), основанная на тунгус, сказании о происхожде нии креста на берегу оз. Баргузин. Особая значимость 1-го этапа развития Э. л. связана с воздействием на процесс становления письм. лит. яз. эвенков. В сер. 1940-х —нач. 1960-х гг. в сб. «Мы —люди Севера», «По тропам тайги» и «Родная тайга» выхо дят отд. стихотворения И. Кириллова, А. Хромова, Н. Петрова и В. Соловьева, написанные на эвенк, яз. и переведенные на русский Н. Гессен и Л. Хаустовым, ав тобиогр. рассказ Н. Ламатканова «Качона» (1949). Мн. авторы, чьи произведения эпизодически публиковались в различ. изданиях, остались почти неизвестными для читателей. Значение этого периода в сохранении худ. тенденций, обозначившихся на 1-м этапе: обращение к малому и ср. эпич. жанру, приверженность прозаиков к автобиографизму, к-рый становится стилевой чертой Э. л. и приобретает устойчивый хар-р. 2-я пол. 1960-х — 1990-е гг. — период творч. ак тивности и худ. самоопределения Э. л. В 1960-е гг.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2