Историческая энциклопедия Сибири III
Преобладали небольшие стада, вольный выпас. После окончания зимнего охотничьего сезона неск. семей обычно соединялись и перекочевывали в удобные для отела места. Совмест. выпас оленей продолжался все лето. Зимой во время охотничьего сезона олени обычно паслись у стойбищ, где оставались семьи охотников. Перекочевки проходили каждый раз по новым местам — летом по водоразделам, зимой по рекам; постоянные тропы вели только к торг. пунктам. У нек-рых групп были известны нарты различ. типов, заимствованные у ненцев и якутов. Рыболовство носило сезонный хар-р, лишь в ряде р-нов им занимались круглый год. На Енисее, Витиме, в верховьях Ангары ловили тайменя, карася, окуня, щуку, налима, на Охотском побережье и в Амуре —кету, лосося, осетра, белугу, сазана. На Байкале и Охотском побережье промышляли тюленя. Была развита домаш. обработка шкур, бересты (среди женщин); до прихода русских было известно кузнечество, в т. ч. на заказ. В Забайкалье и Приамурье частично переходили к оседлому земледелию и разведе нию круп. рог. скота. Совр. Э. в осн. сохраняют традиц. охоту и оленеводство. С 1930-х гг. создавались олене- водч. кооперативы, строились оседлые поселки, рас пространялось земледелие (овощи, картофель, на юге — ячмень, овес). В 1990-е гг. Э. стали организовываться в родовые общины. По воде передвигались на плотах (тэму), лодках с 2-лопастным веслом —долбленых, иногда с дощатыми бортами (онгочо, утуннгу) или берестяных (дяв); ороче- ны для переправ пользовались лодкой из лосиной кожи на каркасе, сделанном на месте (мурекэ). Собирательство имело подсоб, значение. Заготавли вали сарану, черемшу, дикий лук. Летом собирали яголы и кедр, орехи. Степ, группы конных Э. занимались кочевым скот-вом, разводили лошадей, верблюдов, овец. В местах контактов с русскими осваивали земледелие и огородничество. Владели кузнеч. делом, обрабатывали кость, рог, шкуры животных, делали домаш. утварь из дерева и бересты, плели сети из крапивы. Зимние стойбища состояли из 1—2 чумов, размеща лись недалеко от зим. пастбищ диких оленей, весен, и осенние —рядом с местами отела и гона домаш. оленей. Летние стойбища насчитывали до 10 чумов, располага лись у рек в местах рыб. ловли. Вдоль кочевых троп устраивали кратковр. стоянки. Были распространены летние и зим. чумы, покрытые корой. В большинстве случаев, использовалась лист венничная кора. В кач-ве покрытия конич. чума могли использоваться береста и сено. Эвенк, чум строился из 25 шестов. В готовом виде он имел в диам. 2 м, в высоту 2—3 м. Остов пере носного чума покрывался сверху спец. покрышками. Покрышки, сшитые из кусочков бересты, назывались «тисками», сшитые же из оленьих шкур, ровдуги или рыбьих кож —«нюками». Зим. чумы строились из досок в форме многогранной пирамиды, покрытой землей, войлоком, нюками, сшитыми из оленьих шкур или ровдуги. Как правило, остов чумов при перекочевках перевозился Э. с одного места на другое. В прошлом внутри чумов устраивали очаг. В кон. XIX и нач. XX в. устанавливали желез, печь, для дымоход, трубы с лев. стороны стойки переднего фасада оставляли отверстие. Использовались также и срубы с двухскатной крышей, покрытые корой. Зим. одежду шили из шкур оленя, летнюю — из ровдуги или ткани. Муж. и жен. костюм Э. включал распашной кафтан с 2 широкими складками сзади, за вязками на груди и глубоким вырезом без воротника, нагрудник с завязками сзади (жен. с прямым ниж. краем и муж. углом), пояс с ножнами (у муж.) и сумочкой (у жен.), натазники, ноговицы. Одежду украшали полосками меха, бахромой, конским волосом, метал, бляшками т. п. Характерен голов, убор из целой шку ры с головой оленя. У якутов заимствовали кафтан с отложным воротником. В лесотундровых р-нах поверх кафтана надевали глухой меховой сокуй с капюшоном. В Забайкалье и Приамурье Э.-коневоды носили халаты с запахом слева направо. В XIX в. распространяются элементы рус. одежды. Была распространена и одежда, кроящаяся также из одной целой шкуры, но со сходящимися полами и с 2 узкими прямоугольными клиньями, вшитыми на спине от пояса вниз до подола. Такую одежду изготовляли из шкур, ровдуги и сукна. Она была как мужской, так и женской. Наряду с этой одеждой у енисейск., охотских и вилюйских Э. была распространена одежда раскроя из целой шкуры с 2 треугольными клиньями на спинке. Меховая парка не имела никаких украшений; одежду из сукна украшали аппликацией в виде полосок ткани и рядов медных пуговиц; ворот парки был большей частью круглый на вздержке или же к нему пришивали отложной воротник. Обувь изготовляли из комуса. Осн. пища —мясо диких животных и рыба. Перед едой пили чай. Предпочитали вареное мясо с бульоном, обжаренные на рожнах мясо и рыбу, толченое вяленое мясо, заваренное кипятком и смешанное с голубикой, копченое мясо с брусникой, густой мясной суп с кровью, колбасу с жиром, кровяную колбасу, зим. суп из суше ного мяса, заправленного мукой или рисом с толченой черемухой, мороженую рыбу, вареную рыбу, растертую с сырой икрой. Охотские, илимпийские и амурские Э. делали юколу, толкли ее в муку, употребляли с нерпи чьим жиром. Конные Э. ели конину. Летом широко использовали оленье молоко, добавляли его в чай, ягоды, мучную кашу, местами сбивали из него масло. С зерном и мукой познакомились до прихода русских, но из муки раньше делали только похлебку или жари ли ее с жиром (забайкал. скотоводы). Хлеб научились выпекать у русских. Курили листовой табак. Традиц. утварь из бересты: сосуды, короба для за пасов, одежды, инструментов, жен. принадлежностей, вьючные сумы, мешочки для пищи, табака и др. Име лась также деревян. долбленая посуда. В XIX в. вошла в обиход покупная утварь —медные котлы, чайники, фарфор, чашки. Общины Э. объединялись летом для совмест. выпаса оленей и проведения праздников. Включали неск-ко родств. семей, насчитывали от 15 до 150 чел. Были развиты формы коллект. распределения, взаимопомощи, гостеприимства и т. п. До XX в. сохранился обычай (нимат), обязывающий охотника отдавать часть добычи сородичам. В кон. XIX в. преобладала малая семья. Имущество наследовалось по муж. линии. Родители обычно оставались жить с мл. сыном. Брак сопровож дался уплатой калыма или отработкой за невесту. Были известны левират, в богатых семьях —многоженство (до 5 жен). До XVII в. было известно до 360 отцовских ро дов числ. в ср. по 100 чел., связанных единством проис хождения, общим культом огня. Назывались обычно по имени предка: Самагир, Калтагир и др. во главе рода — авторитет, старейшина — вождь («князец»), лучший охотник-воин из молодых, шаман, кузнец, богатые оленеводы. В кон. XIX в. Э. кочевали группами —зи мой по 2—3 семьи, летом —по 5—7. В кочевую группу входили как родственные семьи, так и неродственные. Сохранялись родовая экзогамия, коллект. промысел. Старые роды распадались на более мелкие новые. Сохранялись культы духов, промысл, и родовые культы, шаманизм. Шаман, космологии Э. свойственно
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2