Историческая энциклопедия Сибири III

Преобладали небольшие стада, вольный выпас. После окончания зимнего охотничьего сезона неск. семей обычно соединялись и перекочевывали в удобные для отела места. Совмест. выпас оленей продолжался все лето. Зимой во время охотничьего сезона олени обычно паслись у стойбищ, где оставались семьи охотников. Перекочевки проходили каждый раз по новым местам — летом по водоразделам, зимой по рекам; постоянные тропы вели только к торг. пунктам. У нек-рых групп были известны нарты различ. типов, заимствованные у ненцев и якутов. Рыболовство носило сезонный хар-р, лишь в ряде р-нов им занимались круглый год. На Енисее, Витиме, в верховьях Ангары ловили тайменя, карася, окуня, щуку, налима, на Охотском побережье и в Амуре —кету, лосося, осетра, белугу, сазана. На Байкале и Охотском побережье промышляли тюленя. Была развита домаш. обработка шкур, бересты (среди женщин); до прихода русских было известно кузнечество, в т. ч. на заказ. В Забайкалье и Приамурье частично переходили к оседлому земледелию и разведе­ нию круп. рог. скота. Совр. Э. в осн. сохраняют традиц. охоту и оленеводство. С 1930-х гг. создавались олене- водч. кооперативы, строились оседлые поселки, рас­ пространялось земледелие (овощи, картофель, на юге — ячмень, овес). В 1990-е гг. Э. стали организовываться в родовые общины. По воде передвигались на плотах (тэму), лодках с 2-лопастным веслом —долбленых, иногда с дощатыми бортами (онгочо, утуннгу) или берестяных (дяв); ороче- ны для переправ пользовались лодкой из лосиной кожи на каркасе, сделанном на месте (мурекэ). Собирательство имело подсоб, значение. Заготавли­ вали сарану, черемшу, дикий лук. Летом собирали яголы и кедр, орехи. Степ, группы конных Э. занимались кочевым скот-вом, разводили лошадей, верблюдов, овец. В местах контактов с русскими осваивали земледелие и огородничество. Владели кузнеч. делом, обрабатывали кость, рог, шкуры животных, делали домаш. утварь из дерева и бересты, плели сети из крапивы. Зимние стойбища состояли из 1—2 чумов, размеща­ лись недалеко от зим. пастбищ диких оленей, весен, и осенние —рядом с местами отела и гона домаш. оленей. Летние стойбища насчитывали до 10 чумов, располага­ лись у рек в местах рыб. ловли. Вдоль кочевых троп устраивали кратковр. стоянки. Были распространены летние и зим. чумы, покрытые корой. В большинстве случаев, использовалась лист­ венничная кора. В кач-ве покрытия конич. чума могли использоваться береста и сено. Эвенк, чум строился из 25 шестов. В готовом виде он имел в диам. 2 м, в высоту 2—3 м. Остов пере­ носного чума покрывался сверху спец. покрышками. Покрышки, сшитые из кусочков бересты, назывались «тисками», сшитые же из оленьих шкур, ровдуги или рыбьих кож —«нюками». Зим. чумы строились из досок в форме многогранной пирамиды, покрытой землей, войлоком, нюками, сшитыми из оленьих шкур или ровдуги. Как правило, остов чумов при перекочевках перевозился Э. с одного места на другое. В прошлом внутри чумов устраивали очаг. В кон. XIX и нач. XX в. устанавливали желез, печь, для дымоход, трубы с лев. стороны стойки переднего фасада оставляли отверстие. Использовались также и срубы с двухскатной крышей, покрытые корой. Зим. одежду шили из шкур оленя, летнюю — из ровдуги или ткани. Муж. и жен. костюм Э. включал распашной кафтан с 2 широкими складками сзади, за­ вязками на груди и глубоким вырезом без воротника, нагрудник с завязками сзади (жен. с прямым ниж. краем и муж. углом), пояс с ножнами (у муж.) и сумочкой (у жен.), натазники, ноговицы. Одежду украшали полосками меха, бахромой, конским волосом, метал, бляшками т. п. Характерен голов, убор из целой шку­ ры с головой оленя. У якутов заимствовали кафтан с отложным воротником. В лесотундровых р-нах поверх кафтана надевали глухой меховой сокуй с капюшоном. В Забайкалье и Приамурье Э.-коневоды носили халаты с запахом слева направо. В XIX в. распространяются элементы рус. одежды. Была распространена и одежда, кроящаяся также из одной целой шкуры, но со сходящимися полами и с 2 узкими прямоугольными клиньями, вшитыми на спине от пояса вниз до подола. Такую одежду изготовляли из шкур, ровдуги и сукна. Она была как мужской, так и женской. Наряду с этой одеждой у енисейск., охотских и вилюйских Э. была распространена одежда раскроя из целой шкуры с 2 треугольными клиньями на спинке. Меховая парка не имела никаких украшений; одежду из сукна украшали аппликацией в виде полосок ткани и рядов медных пуговиц; ворот парки был большей частью круглый на вздержке или же к нему пришивали отложной воротник. Обувь изготовляли из комуса. Осн. пища —мясо диких животных и рыба. Перед едой пили чай. Предпочитали вареное мясо с бульоном, обжаренные на рожнах мясо и рыбу, толченое вяленое мясо, заваренное кипятком и смешанное с голубикой, копченое мясо с брусникой, густой мясной суп с кровью, колбасу с жиром, кровяную колбасу, зим. суп из суше­ ного мяса, заправленного мукой или рисом с толченой черемухой, мороженую рыбу, вареную рыбу, растертую с сырой икрой. Охотские, илимпийские и амурские Э. делали юколу, толкли ее в муку, употребляли с нерпи­ чьим жиром. Конные Э. ели конину. Летом широко использовали оленье молоко, добавляли его в чай, ягоды, мучную кашу, местами сбивали из него масло. С зерном и мукой познакомились до прихода русских, но из муки раньше делали только похлебку или жари­ ли ее с жиром (забайкал. скотоводы). Хлеб научились выпекать у русских. Курили листовой табак. Традиц. утварь из бересты: сосуды, короба для за­ пасов, одежды, инструментов, жен. принадлежностей, вьючные сумы, мешочки для пищи, табака и др. Име­ лась также деревян. долбленая посуда. В XIX в. вошла в обиход покупная утварь —медные котлы, чайники, фарфор, чашки. Общины Э. объединялись летом для совмест. выпаса оленей и проведения праздников. Включали неск-ко родств. семей, насчитывали от 15 до 150 чел. Были развиты формы коллект. распределения, взаимопомощи, гостеприимства и т. п. До XX в. сохранился обычай (нимат), обязывающий охотника отдавать часть добычи сородичам. В кон. XIX в. преобладала малая семья. Имущество наследовалось по муж. линии. Родители обычно оставались жить с мл. сыном. Брак сопровож­ дался уплатой калыма или отработкой за невесту. Были известны левират, в богатых семьях —многоженство (до 5 жен). До XVII в. было известно до 360 отцовских ро­ дов числ. в ср. по 100 чел., связанных единством проис­ хождения, общим культом огня. Назывались обычно по имени предка: Самагир, Калтагир и др. во главе рода — авторитет, старейшина — вождь («князец»), лучший охотник-воин из молодых, шаман, кузнец, богатые оленеводы. В кон. XIX в. Э. кочевали группами —зи­ мой по 2—3 семьи, летом —по 5—7. В кочевую группу входили как родственные семьи, так и неродственные. Сохранялись родовая экзогамия, коллект. промысел. Старые роды распадались на более мелкие новые. Сохранялись культы духов, промысл, и родовые культы, шаманизм. Шаман, космологии Э. свойственно

RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2