Историческая энциклопедия Сибири III

ножей, пороховницах и др.), вышивка. По Томи и в низовьях Мрас-Су было известно изготовление лепной керамики. В XIX — нач. XX в. у Ш. были сильны родовые отношения. Границы адм. единиц (волостей) совпадали с границами расселения отцовских родов (сббк), к-рые управлялись выборными родовыми старейшинами (паштык). Члены рода называли себя карындаш («еди­ ноутробный»). За родами были закреплены охотничьи и земледел. угодья, в XIX в. перешедшие в пользование больших семей (толь). Внутри рода раскладывались ясак и подати. Большие семьи включали 2—3 поколения. К кон. XIX —нач. XX в. у сев. Ш. стали развиваться территор.-соседские отношения, возникла имуществ. дифференциация. Выделились богатые торговцы и ростовщики, скупщики пушнины (таныш), родовая администрация, появилась эксплуатация наем, труда. Большая семья стала распадаться на малые. Небольшие селения III. —улусы на севере и аилы на юге —часто переносились на новое место —по случаю смены пашни, смерти к.-л. из родичей и т. п. Состояли из неск. низких 4-угольных срубных домов (юрт) с бе­ рест. крышей. Жилища отапливались глинобит. очагом (кебеге) типа чувала. В XIX в. распространились избы рус. типа, особенно на севере, у бедняков —срубные по­ луземлянки. Вр. жилищами (на пашне —для земледел. работ, в тайге —на время охоты и заготовки орехов) были одаг — конич. постройка из бревен и жердей, крытая берестой (летом), и агыс —каркас, сооружение в форме усеченной пирамиды из бревен, досок, жердей, крытое ветвями или берестой, с очагом в центре (зимой). Бедняки жили в таких строениях постоянно, утепляя их берестой и землей. Были распространены срубные свайные амбары (тастак, анмар). Совр. Ш. живут в руб­ леных домах, сохраняются амбары, охотничьи жилища, юрты используются как летние кухни. Муж. и жен. одежда состояла из рубахи (кунек), штанов (чембар, штан) и халата (шабур) с вышивкой у ворота, на обшлагах или подоле. Зимой надевали неск. халатов. Их носили, запахивая слева направо и подпоя­ сывая кушаком (тюрк, черта). Жен. рубаха —длинная, с разрезом на груди. Юж. Ш. делали одежду из конопли и кендыря, сев. —чаще из готовых тканей, зажит. Ш. носили покупную одежду, зимой —овчин, шубы, кры­ тые материей. Обувью служили кожаные сапоги (одук, чарык) с длинными голенищами (у бедняков —из кенды­ ря). Вместо портянок ноги обматывали мягкой осокой. Женщины носили платки, мужчины —шапки: картузы из ткани, кожи или бересты, круглые холщовые шапки в форме колпака с круглой тульей, присобранной на макушке, иногда вышитой, зимой —меховые. Первонач. осн. продуктами питания Ш. были мясо зверей и птиц, рыба, дикорастущие растения. Мясо жарили на костре, варили, рыбу варили. Лук, черемшу, кандык ели сырыми, сарану, кандык варили в воде или молоке, сарану также пекли в золе, черемшу ели соленой. Корни дикого пиона сушили и варили неск. раз, чтобы удалить ядовитые вещества, растирали на ручной мельнице и готовили кашицу или лепешки. С развитием земледелия распространились мука и крупа из ячменя. Муку (талкан) ели с чаем, молоком, медом, маслом, сметаной, из нее варили кашу (саламат), крупу (ширак) добавляли в суп, кусочки пресного пшенично­ го теста (тутпаш) варили в воде, иногда с рыбой или мясом, либо в молоке. Пресные лепешки (тертпек) ва­ рили в воде, ели с супом или ухой. Хлеб (калаш) был распространен на севере в осн. у зажиточных. Степ. Ш. употребляли молоч. продукты: кислое молоко, пресный сыр (пыштак), творог, масло. Зажит. Ш. покупали конину. Из ячменной муки делали брагу (абыртка) и водку (арагы). Пили чай. У Ш. богатый фольклор: сказки, охотничьи расска­ зы и легенды, предания (пурунгу чоок, ербек), песни, поговорки, пословицы (улгер сос, кеп сос), загадки (тапкак). У телеутов сев. III. заимствовали героич. поэмы (кай, ныбак), исполняемые под аккомпанемент 2-струнного муз. инструмента —комыса. Традиц. культы — промысловые, родовые, шама­ низм, культы духов-хозяев гор (таг-ээзи) и рек (су-ээзи). Духам-хозяевам приносили в жертву лошадей. Опред. обряды были связаны с охотой на медведя. Шаманство у Ш. имело родовой хар-р: шаманы наследовали свой дар и духов-покровителей в пределах рода. Атрибутами шамана были бубен и колотушка. Традиц. верования и мифология, поминально-погребальные обряды, кам­ лания частично сохраняются у совр. Ш. С 1985 вновь стали отмечаться традиц. праздники прародителя Ольгудека, весенне-летний праздник Пайрам и др., сопровождающиеся исполнением эпоса и песен, спорт, состязаниями и т. п. Первые правосл. миссионеры появились среди Ш. в 1858. В 1880-х гг. была создана письменность на ос­ нове рус. алфавита, издавалась церк. лит. В 1920-е гг. начинает выходить учеб. лит. Складывается нац. ин­ теллигенция. После Окт. революции Ш. утратили большинст­ во форм традиц. хоз-ва. Были организованы с.-х. предприятия и промысл, артели. Часть Ш. занята на лесозаготовках и добыче золота. На всей территории проживания Ш. стали бытовать общие типы жилищ, орудий труда, средств передвижения, утвари. Единой стала и нац. кухня. В духов, культуре следы различий сохранились силь­ нее. Наиболее полно они выражены в языке, т. к. про­ должают существовать 2 его диалекта, хотя в 1943—44 преподавание шор. яз. в школах прекратилось. В сов. период произошли межэтнич. интеграция и ассимиляция Ш. русскими и др. народами. Были за­ имствованы элементы рус. культуры, распространились приметы урбанизир. общерос. культуры. Наибольшим изменениям подверглась традиц. спе­ цифика жилищ, интерьера, одежды, обуви, транспорт, средств. Сейчас гор. и сел. Ш. живут в таких же домах, что и русские. Нац. блюда употребляются не очень час­ то, и роль их в рационе незначительна. В осн. же Ш. готовят блюда, заимствованные у русских: щи, борщ, котлеты, пироги, калачи и т. д. Дети сел. Ш., как правило, учатся в школах-интерна­ тах, расположенных на центр, усадьбах или в городах. Как гор., так и сел. Ш. получают образование на рус. яз., хотя с 1990 появилась возможность изучать и шор. яз. С 1976 по 1986 уменьшилось кол-во неграмотных Ш., а также имеющих неполное ср. образование. Соотв. возросло число получивших ср. и ср.-спец. образова­ ние. У гор. Ш. уровень образования неск. выше, чем у сельских. В 1980-е гг. возрождается интерес к традиц. культу­ ре. В 1990-е гг. принята программа возрождения Горн. Шории «Социальное развитие коренных и малочис­ ленных народов», действует закон Кемеровской обл. «О положении коренных малочисленных народов», к-рым гарантируются права и предоставляются льготы малочисл. народам Кузбасса. С 1990 в нек-рых школах на факультатив, занятиях детей и взрослых стали обучать шор. яз. Газ. «Красная Шория» опубл. 50 уроков шор. яз., в дек. 1990 вышли из печати шорский букварь, учебники шор. яз. для уча­ щихся 1—3 классов. С кон. 1980-х гг. Новокузнецкий педагогический ин-т готовит преподавателей шор. яз. Организованы фольклор, ансамбли в Междуреченске , Мысках, Таштаголе. Создан Таштагольский краевед, музей, где представлены этногр. экспонаты, а также

RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2