Историческая энциклопедия Сибири III
субъект, объект, предикат (возможен субъект, предикат, объект). Название «Ш. я.» традиционно относится к языку, на к-ром говорят шорцы, проживающие на тер. Ке меровской обл, в Респ. Хакасия и Респ. Алтай. По данным переписи 2002, их числ. 13 975 чел., родным яз. владеют 6 210 чел. В Ш. я. принято выделять мрасский или «з»-диа- лект и кондомский или «й»-диалект. В наст, время идет процесс их нивелировки. Э.Ф. Чиспияковым выделены 10 говоров, нек-рые из них локально совпадают с рас селением шорских родов. Ш. я. младописьменный. Шор. лиг. яз. начал формироваться в кон. 1920-х гг. Предпосылки для создания возникли при орг-ции Горно-Шорского нац. р-на (1925—39). За основу был взят нижнемрас. говор (шорцев совр. г. Мыски) мрас. диалекта. Обогащался лит. яз. за счет др. говоров. Алфавит на основе кирил лицы с доп. графемами и диакритическими значками для обозначения специфич. звуков. На Ш. я. издается худ. лит. (писатели —Ф.С. Чис- пияков, С.С. Торбоков, Н.Е. Бельчегешев, Г.В. Косто- чаков, Л.Н. Арбачакова, Л.И. Чульжанова, Т.В. Туде- гешева), ведутся телепередачи (Таштагол), функциони рует дет. киностудия «Кун кузези» {Мыски). Ш. я. как предмет изучается в отд. школах и дет. садах юга Кузбасса, в местах компакт, проживания шорцев, а также на отд-нии шор. яз. и лит. Кузбасской гос. педагогической академии ( Новокузнецк ). По Ш. я. имеются словари, метод, пособия, учебники для мл. и ср. школы. Осн. науч. описанием Ш. я. является «Грамматика шорского языка» Н .П . Дыренковой (1941). Лит.: Амзоров М .II. Грамматика шорского языка: Учеб. по собие. Новокузнец, 1992; Апонъкин Ф .Я ., Курпешко-Таннагаше- ва Н.Н. Шор казак пазок казак-шор ургедиг сбстук (Шорско-русский и русско-шорский словарь). Кемерово, 1993; Шенцова Н.В. Акцио- нальные формы глагола в шорском языке. Кемерово, 1997; Н е в ская Н.А. Пространственные отношения в тюркских языках Южной Сибири (на материале шорского языка). Новосибирск, 2005. Н.С. Уртпегешев ШОРЦЫ ( самоназв. шор-кижи, тадар ~ тадэр ~ тадыр-кижи), известные также как шоры, мрассцы, кон- домцы, кузнецкие татары, абинцы, абалары, матурские инородцы, населяют сев. предгорья Алтая (Кузнец. Ала тау), народ в РФ, живут преим. в верх, течении Томи и по ее притокам (Мрас-Су, Кондома, Аба) в Кемеровской обл., а также в долинах рек Абакан, Таштып, Матур в Респ. Хакасия. Ок. 1 тыс. шорцев проживает в р-не оз. Балхаш в Респ. Казахстан. Этногр. группы: сев., или лесостепная (абинская), и юж., или горно-таеж. (шор ская). Поданным переписей, числ. Ш. (тыс. чел.): 1926 — 14,0, 1939 - 16,0, 1959 - 14,9, 1970 - 16,0, 1979 - 15,2, 1989 — 15,7, 2002 — 14,0, в т. ч. в Кемеровской обл. —11,6. Говорят на шорском яз. тюрк, группы алт. язык, семьи. Ш. сформировались на основе субстрата, общего для угров, самодийцев и кетов. В VI—IX вв. входили в состав Тюркского, Уйгурского и Енисейского каганатов и были тюркизированы, частично смешавшись с др. алт., уйгур., енисейско-кыргыз. и монг. племенами. В XVII—XVIII вв. с Ш. слились пришедшие с севера (с Иртыша, из Барабинской и Кулундинской степей) кочевники-скотоводы телеуты. В XVII—XVIII вв. русские называли Ш. «кузнец кими татарами», кондомскими и мрасскими татарами, абинцами. Ш. называли себя по именам родов (карга, кый, кобый и др.), волостей и управ (таяш-чоны —Та- яшская вол.) или рек (мрас-кижи — мрасские люди, кондум-чоны —кондомский народ), за пределами тер ритории проживания —аба-кижи (аба-род, кижи-люди), чыш-кижи (люди тайги). Алтайцы и хакасы называли их по имени рода Шор. Это назв. широко распростра нилось и было введено как офиц. в XX в. В 1925 образован Горно-Шорский нац. р-н с центром в с. Мыски, позже в с. Кузедеево, упраздненный в 1939. В 1990-е гг. Чувашинский сельсовет (Новокузнецкий р-н), Чилису-Анзасский и Усть-Анзасский сельсоветы (Таштагольский р-н), являвшиеся территориями ком пакт. проживания Ш., получили статус нац.-территор. образования. До XIX в. осн. занятием Ш. была выплавка и ковка железа, особенно развитые на севере. Ш. платили дань желез, изделиями тюрк, каганам, обменивали их у ко чевников на скот и войлок, с XVIII в. сбывали русским купцам. Русские называли их кузнецкими людьми, а их землю — Кузнецкая земля. К кон. XVIII в., с ослаб лением связей с кочевниками и усилением контактов с русскими, изделия шор. кузнечества перестали выдер живать конкуренцию с привозными рус. изделиями, и кузнечество постепенно стало исчезать. Осн. занятием с этого времени сделалась охота. Первонач. преобладала загонная охота на круп, копыт, зверя (олень, лось, марал, косуля), позднее —пушной промысел (белка, соболь, лисица, колонок, выдра, горностай, рысь), до XIX в. с луком, затем с ружья ми, полученными от рус. купцов. Охотой занимались 75—90% хоз-в Ш. (1900). Промышляли зверя в родовой охотничьей территории артелями по 4—7 чел. (первонач. из родственников, потом из соседей). Жили в сенных жилищах из ветвей и коры (одаг, агыс). Пользовались лыжами (шапа), подшитыми камусом. Груз тащили на ручной нарте (шанак) или волокуше (суртке). Добычу делили между всеми членами артели поровну. Одним из осн. источников питания служило рыбо ловство. В низовьях рек оно было гл. занятием, в др. местах им занималось 40—70% хоз-в (1899). По реке передвигались с помощью шестов на лодках-долбленках (кебе) и берестянках. Доп. занятием было собирательство. Весной жен щины собирали клубни, корни, луковицы и стебли сараны, кандыка, дикого лука, черемши, пиона, бор щевика. Корни и клубни выкапывали корнекопалкой (озуп), состоявшей из изогнутого черенка длиной 60 см с поперечной перекладиной-педалью для ноги и желез, лезвием-лопаткой на конце. Собирали мн. орехов и ягод, в XIX в. —на продажу. За кедровыми орехами отправлялись семьями и артелями, живя в тайге по неск. недель. В лесу строили вр. укрытия, из дерева и бересты делали орудия и приспособления для сбора орехов —ко лотушки (токпак), терки (паспак), сита (элек), веялки (аргаш), лукошки. Издавна было известно бортничест- во, у русских заимствовано пчеловодство. До прихода русских на юж. пологих склонах было распространено подсечно-огневое мотыжное земледелие. Семья поселя лась во вр. жилище на пашне на неск. недель. Землю взрыхляли мотыгой (абыл), боронили суком. Сеяли ячмень, пшеницу, коноплю. Возвращались на пашню осенью для уборки урожая. Зерно молотили палкой, хранили в берест, чанах на сваях, мололи на ручных камен. мельницах. С развитием контактов с русскими на севере в степ, и горн, р-нах распространились пашенное земледелие и рус. земледел. орудия: соха, иногда плуг, борона, серп, появились водяные мельницы. Засевали значит, площади, гл. обр. пшеницей. От русских же Ш. усвоили стойловое разведение лошадей, а также упряжь, телегу, сани. Женщины ткали из конопли и крапивы на примитив, станках, выделывали кожи, изготавливали утварь из дерева и бересты; мужчины были заняты промыслами — обработкой дерева, рога, кожи. Были развиты худ. резьба и выжигание по кости (на табакерках, черенках
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2