Историческая энциклопедия Сибири III
Зауралье , исследовал проблемы культурогенеза на Урале в эпоху неолита и энеолита. Изучает проблемы взаи модействия на тер. Сев. Евразии 2 круп, этнокультур. массивов —финно-угро-самодийского и индоиранского. Чл. редколлегий отеч. науч. журналов. Соч.: Археологические памятники Аргазинского водохранилища (эпохи камня и бронзы). Новосибирск, 1993 (соавт.); Археологичес кие культуры бронзового века древних уральцев (черкаскульская и межовская культуры). Екатеринбург, 1995 (соавт.); Энеолит Урала и сопредельных территорий: проблемы культурогенеза. Екатеринбург, 1999. В. И. Молодин ШОРИН Василий Иванович (26 дек. 1870, Каля- зин Тверской губ. — 1938), военачальник. Из мещан. Окончил Казанское юнкер, училище (1892) и Офицерскую стрелк. школу. Участник Русско-японской и Первой мировой войн ; полковник. С 1918 — в РККА. С сент. 1918 командовал 2-й армией, с мая 1919 — Северной группой Восточного фронта. С июля 1919 командовал Особой группой Южного фронта, преобразованной в сент. в Юго-Восточный фронт. В янв. 1920 командовал войсками Кавказского фронта. С мая 1920 по нояб. 1921 являлся помглавкома по Сибири, руководил ликвида цией Западно-Сибирского мятежа и проведением Мон гольской операции (1921). В янв.—нояб. 1922 коман довал войсками Туркестанского фронта. В 1923—25 — зам. команд, войсками Ленинградского воен. окр. В 1925 уволен по возрасту с действит. воен. службы с оставлением в списках РККА. Руководил работой Осо- авиахим в Ленинграде. Награды: орден Красного Знамени. Лит.: Лад ухин В .Н. В.И . Шорин. Калинин, 1960. Д. Г. Симонов ШОРНИКОВ Михаил Михайлович (22 нояб. 1914, дер. Роськово Могилевской губ. —1989, Новосибирск), историк, д-р ист. наук (1964), проф. (1965). В 1939 окончил ист. фак т Томского гос. педагогического ин-та. Был оставлен в вузе ассистентом, затем ст. препода вателем основ марксизма-ленинизма. В янв. 1940 в составе Томского добровольч. коммунистич. лыжного батальона отправился на советско-финскую войну. После ее окончания в кач-ве корреспондента служит в редакции многотиражки 65-й стрелк. дивизии Забай кальского военного окр. «За счастье Родины». С нач. Великой Отечественной войны в составе соединения участвовал в обороне Ленинграда (нояб,—дек. 1941), был тяжело ранен и демобилизован. С сент. 1942 по нояб. 1943 —учитель, дир. ср. школы. С нояб. 1943 до сент. 1949 — лектор, зав. сектором пропаганды, рук. лекторской группы, зам. зав. отд. пропаганды и аги тации Новосибирского обкома ВКП(6). В 1950—79 Ш. работал в вузах Новосибирска : зав. кафедрами истории КПСС в НИИЖТе, затем в педагогическом ин-те, с 1964 — проектор по науч. работе НГПИ. С 1979 работал зав. каф. истории КПСС ин-те повышения квалификации при Новосибирском гос. ун-те. Обладал редким даром популяризации парт, постановлений. Специалист по истории рев. движения и болыпевист. орг-ций в Сибири. Награды: ордена Отечественной войны II ст., Ок тябрьской Революции, медали. Соч.: Из истории большевистских организаций Сибири. Новоси бирск, 1947; Большевики Сибири в борьбе за победу Октябрьской ре волюции. Новосибирск, 1963; Год семнадцатый. Новосибирск, 1967. Лит.: Новосибирскому педагогическому 60 лет: Очерки истории. Новосибирск, 1995. М. В. Шиловский ШОРСКИЙ ФОЛЬКЛОР. Наиболее круп, и струк турно-устойчивый жанр Ш. ф. —героич. эпос. Богатыр. сказание (алыптыг ныбак) исполняется горловым пени ем в сопровождении 2-струиного муз. инструмента кому- са, обычно ночью. В прошлом, помимо удовлетворения духов, потребностей людей, героич. эпос играл также магич. роль: служил для ограждения людей от злых духов, услаждения духа тайги, чтобы охот, промысел был успешным. В содержании прослеживаются древ, мифол. сюжеты, где герои борются не только с инозем. захватчиками, но и с демонич. врагами-оборотнями подземного мира. Неизмен. успехом у шорцев издавна пользовались сказки (ныбак) — наиболее распростра ненный ранее, но в наст, время угасающий жанр устн. поэтич. творчества народа. Варианты шор. обозначения сказок: шорчек (на р. Кондоме), ныбак-нувак (на реках Томи и Мрассу), нартпак (в верховьях р. Мрассу). Распространенным жанром несказоч. прозы являются чооктар, или пурунгу чооктар —букв, «рассказы» или «древние рассказы». Это небольшие произведения, не имеющие опред. начала и трафарет, концовки. Песен, поэзия Юж. Шории подразделяется на 2 вида: такпаки (короткие песни) и узак/узун сарын (букв, «протяжные или длинные песни»). Одним из характер, признаков песен, традиции шорцев является возможность распева ния традиц. текста на напев как такпака, так и сарын. По тематич. содержанию выделяются плачи, свадеб., любов., хвалеб., насмешливые, бытовые, ист. песни. Образцы малых жанров фольклора — пословицы, поговорки (улгер сос), загадки (тапчан ныбак) бла- гопожелание (алгыш) и др. — наименее изучены. Эти памятники народ, мудрости, созданные на протяжении всей истории шорцев, являлись результатом наблюдений за жизнью и окруж. природой. Произведения устного народ, творчества бережно сохранялись мн. поколениями талант, кайчи и др. выдающ. исполнителей вплоть да наших дней. 1-е записи и публикации Ш. ф. были осуществлены во 2-й пол. XIX в. ученым-тюркологом В.В. Радловым. Начало теор. осмыслению произведений устн. поэтич. творчества шорцев было положено В.И. Вербицким в статье «Богатыри в сказках алтайцев», в к-рой сказано и о шор. героич. сказаниях. В 1920—30-е гг. ученый- этнограф Н .П . Дыренкова записала ок. 50 произве дений шор. эпоса, а также сказки, предания, песни, пословицы и поговорки, загадки. С 1960 по наст, время сбором и изучением образцов Ш. ф. занимались ученые А.И. Чудояков, В.М. Кимеев, Д. Функ, Н.А. А л ек сеев, Л.Н. Арбачакова и литераторы С.С. Торбоков, С.С. Тотыш. Лит.: Шорский фольклор / Зап., пер., вступ. ст., примеч. Н.П. Дыренковой. М.; Л ., 1940; Чудояков А .И. Этюды шорско го эпоса. Кемерово, 1995; Шорские героические ска зания : Кан Перген. Алтын Сырык / Вступ. ст., подгот. поэтич. текста, пер., коммент. А.И. Чудоякова; музыковед, ст. и подгот. нотного текста Р.Б. Назаренко. М.; Новосибирск, 1998. Л.Н. Арбачакова шорский язык, относится к хакас, подгруппе уйгуро-огузской группы восг.-хуннской ветви тюркских языков. В Ш. я. выделяют 16 гласных и 34 согласные фонемы. Для звуковой системы характерны тройная оппозиция согласных фонем по положению гортани и языка; фарингализованные гласные и согласные; 2 сте пени палатализации в составе мягкорядных словоформ — слабая и умеренная (фонематические признаки); пала тальная гармония, к рая распространяется как на глас ные, так и на согласные в составе словоформы. В нач. и конеч. позициях звонкие согласные не употребляются, кроме того, в нач. позиции не встречаются [ц], [г] и [г] (щелевые). Типичный порядок слов в предложении —
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2