Историческая энциклопедия Сибири III

тированы на естеств.-матем., техн. и экон. дисциплины. В нач. 2000-х гг. гимназии и лицеи составляли 4—4,5% от общего числа общеобразоват. учреждений в регионе, большая часть их располагалась в регион, центрах. По­ вышению качества образования и воспитания, условий пребывания детей в школе способствуют проводимые с 2003 общерос. и регион, конкурсы «Лучшая школа года». Среди призеров общерос. конкурса Губернатор­ ский Светленский лицей (Томская обл.), школа № 2 (пос. Могойтуй Читинской обл.), гимназия «Универс» (Красноярск), Усть-Илимский экспериментальный ли­ цей (Иркутская обл.), православная гимназия во имя преподобного Сергия Радонежского (Новосибирск), Бурятская гимназия № 29 (Улан-Удэ), Лицей инфор­ мационных технологий (Хабаровск), Центр образования № 47 (Иркутск), школа № 1 (Абакан) и др. В рамках реализации приоритет, нац. проекта «Образование» на­ чиная с 2006 ежегодно 440 общеобразоват. учреждений Сибирского и 150 Дальневосточного федеральных окр., активно внедряющих инновац. образоват. программы, получают на конкурс, основе гос. поддержку в размере 1 млн руб. Данный проект включает также программы «Доступ к Интернету», «Сельский школьный автобус», «Учебное оборудование», к-рые должны помочь реше­ нию мн. проблем, в первую очередь сел. школ. С 2001 в школах России осуществлен переход к 4-летнему нач. образованию, срок обучения в полной школе увеличился до И лет. В соотв. с Законом «Об образовании» в регионе дейст­ вуют, наряду с гос., негос. общеобразоват. учреждения (НОУ). В 2001/02 в Сибири было 82 таких учреждения (7,5 тыс. учащихся), на Д. Востоке —37 школ (3,5 тыс. учащихся), что составляло 0,7 и 1,6% соотв. от кол-ва общеобразоват. учреждений в регионе. Больше всего НОУ (24 школы) работает в Приморском кр. В 1990—2000 проявились противореч. тенденции в развитии пед. персонала Ш. о. региона. В 2001 педагоги с высш. образованием в Сибири составляли 72,6%, на Д. Востоке —73,3% (в нач. 1980-х гг. не более 65%), этот показатель продолжает ежегодно увеличиваться. Одновр. нарастают процессы феминизации и старения кадров: в 2001 доля женщин среди педагогов региона достигала 87,3%; 10,5% педагогов в Сибири и 17,9% на Д. Востоке — люди пенсион, возраста, при этом только в 1999—2001 данный показатель увеличился в Сибири на 0,2%, на Д. Востоке —на 1,4%. Соц.-экон. кризис 1990-х гг. значительно ухудшил мат. положение педагогов и снизил их соц. статус. В 2001 ср. зарплата работников в сфере образования едва соответствовала прожит, минимуму и составляла чуть более 50% от ср. зарплаты в регионе. С 1991 начинается соц. движение учительства. Наиболее острые формы оно приобрело в Кемеровской, Читинской и Иркутской обл. Осн. формой протеста учителей стали забастовки. Из 611,7 тыс. человеко-дней, не отработанных педагогами, к-рые участвовали в забастовках в 1995, 201,2 тыс. приходится на долю Сибирского региона. С целью стимулирования творч. активности педагогов введена система категорий, проводятся конкурсы, в рамках нац. проекта «Образо­ вание» с 2006 предусмотрено премирование (100 тыс. руб.) лучших учителей. Развитие общеобразоват. школы региона в целом определялось общими для страны тенденциями и ист. условиями. Специфика определялась значит, долей сел. населения, удаленностью от Центра и дефицитом пед. кадров. Актуальной задачей Ш. о. является не только сохранение высокого качества образования, но и приближение его к совр. уровню развития об-ва и его потребностям. С этой целью с 2004/05 осуществляется переход к профильному образованию. См. Педагогическое образование. Лит.: Сибирская Советская энциклопедия. Новосибирск, 1932. Т. 3; Беликова А .П . Сибирские ШКМ и их роль в решении про­ блемы связи школы с жизнью / / Школа и педагогическая мысль Сибири. Новосибирск, 1974; Шамахов Ф .Ф ., Трофимов П .Л . Из истории сибирской молодежи (1917—1931). Новосибирск, 1976; Школа Сибири за 60 лет Советской власти. Барнаул, 1982; Ме- лентьева А.П. Образовательная сфера западносибирской деревни в 1960-е —начале 1980-х гг. //Социально-демографическое развитие Сибири в XX столетии. Сб. науч. тр. Новосибирск, 2004. Вып. 2. Е.Н. Валиева, Е.В. Комлева, И.С. Кузнецов, С.Н. Ушакова ШКОЛЫКРЕСТЬЯНСКОЙ МОЛОДЕЖИ (ШКМ) И ФАБРИЧНО-ЗАВОДСКИЕ СЕМИЛЕТКИ (ФЗС), типы общеобразоват. школ в 1920-е — сер. 1930-х гг. Их специфика заключалась в привитии учащимся навы­ ков пром. и с.-х. труда. ШКМ являлись продолжением нач. школы, организованы в 1923/24 по инициативе VI съезда ВЛКСМ в целях «производственного и культурного подъема крестьянства». Действовавшие общеобразоват. школы повышенного типа (7-летки и школы II ступени) охватывали незначит. часть крест, подростков и в малой степени отвечали потребностям с. х. В ШКМ принимали детей батраков, бедняков и середняков 14—16 лет. Обучение в ШКМ продолжалось 3—4 года. Каждый учеб. год представлял собой закон­ ченный образоват. цикл. ШКМ были призваны «подготовить культурного советского крестьянина, способного разбираться в явле­ ниях сельского хозяйства и улучшить его технику, спо­ собного разбираться в явлениях полит, жизни и бороться за рабоче-крестьянские интересы». В соотв. с курсом на коллективизацию в 1927 для ШКМ утвержден новый учеб. план, предусматривавший работу учащихся в колхозах, совхозах, кооп. орг-циях. Учеб. планы сиб. ШКМ отличались от учеб. планов школ II ступени гл. обр. тем, что в них проводилось мн. лаб. и практич. занятий. Все общеобразоват. предметы предлагалось вести с «сельскохозяйственным уклоном». В марте 1928 пленум Сибкрайкома ВКП (б ) принял решение о дальнейшем развитии сети «сельских повы­ шенных школ» путем открытия ШКМ и реорганизации деревен. 7-леток в ШКМ. В 1924/25 в Сибирском кр. имелось 25, в следующем — 38 ШКМ, в 1930/31 их должно было стать 168 с охватом 17 480 чел. В февр. 1930 ШКМ были переименованы в школы колхоз, молодежи в соотв. с «задачами коллективизации сельского хозяйст­ ва». Эти учеб. заведения должны были стать «центром социалистической перестройки деревни», в основу их программ было положено «изучение вопросов социалис­ тической реконструкции сельского хозяйства». С 1926 в городах создаются ФЗС. Их учеб. планы и программы должны были отражать профиль той фаб­ рики или завода, в районе к-рой действовали. В 1930 система повышенного образования подверг­ лась реформированию: 9-летки и школы II ступени пре­ образованы в городе в ФЗС, а в деревне —в ШКМ, при этом ст. группы (8-я, 9-я и 10-я) —в 9-летки и 10-летки, а школы II ступени с проф. уклонами (4-я, 5-я и 6-я группы) —в техникумы соотв. специальности. Радикал, трансформация орг. структуры ср. обра­ зования последовала в 1934: пост. ЦК ВКП(6) и СНК СССР от 15 мая «О структуре начальной и средней школы СССР» установлена единая орг. структура школы: нач. школа, неполная ср. и средняя. В связи с этим ШКМ и ФЗС упразднены. Лит.: Сибирская Советская энциклопедия. Новосибирск, 1932. Т. 3; Беликова А .П . Сибирские ШКМ и их роль в решении про­ блемы связи школы с жизнью / / Школа и педагогическая мысль Сибири. Новосибирск, 1974; Шамахов Ф .Ф ., Трофимов П .Л . Из истории сибирской молодежи (1917—1931). Новосибирск, 1976; Школа Сибири за 60 лет Советской власти. Барнаул, 1982. И. С. Кузнецов

RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2