Историческая энциклопедия Сибири III
ученич. производств, бригады, межшкол. мастерские, созданы ученич. хоз-ва (учхозы). Однако отсутствие необходимой учеб.-метод, и мат. базы, недостаток раб. мест для проведения практики, а также ослабление общей теор. подготовки учащихся, требования науч.- техн. прогресса заставили по-другому взглянуть на связь школы с жизнью. В 1964 ср. школа вновь стала 10-летней, была уменьшена доля производств, обучения. В марте 1966 XXIII съезд КПСС постановил до кон. десятилетия в осн. завершить введение всеобщего ср. образования молодежи; была отменена обязат. проф. подготовка в школе. В кач-ве одной из задач 8 пяти летки съезд выделил ускорен, развитие производит, сил в р-нах Сибири и Д. Востока. Это серьезным образом изменило условия развития системы образования в Сибири. Быстрые темпы увеличения населения (с 1966 по 1979 числ. населения возросла в регионе на 19%, а в европ. части страны — только на 7%), высокий уровень миграции населения (межрегион. и из села в город) обусловили ускорен, темпы школ, стр-ва в Си бири. Во 2-й пол. 1960—70-х гг. здесь введено общеоб разоват. школ на 1 894,7 тыс. ученич. мест. Несмотря на достигнутые результаты, в регионе сохранялась многосменность занятий: в 1980 в Новосибирской обл. 23% школ работало в 2 смены, в городах —58,9%, в Кузбассе в целом 30% школьников обучалось во 2-ю смену, в городах — 34,2%. Для реализации задачи введения ср. всеобуча привлекалась общественность: на предприятиях и в учреждениях создавались родит, комитеты, советы родителей, женсоветы, родит, посты и штабы всеобуча. К нач. 1980-х гг. в Сибири, как и в целом в стране, задача была решена. В 1980 в Сибири 59,5% окончивших 8-й класс продолжили обучение в ст. классах, 98,5% остальных выпускников осн. школы поступили в др. ср. учеб. заведения. В 1960-е гг. в Сибири начался поиск путей развития творч. способностей учащихся. В 1963 в новосибир ском Академгородке по инициативе СО АН СССР открыта физико-математическая школа (ФМШ). В ее создании приняли участие выдающиеся сов. ученые М.А. Лаврентьев , Д. В. Ширков, Г.И. Будкери др. До се годняшнего дня ФМШ является стартовой площадкой мн. молодых ученых. Во 2-й пол. 1960-х гг. школы и классы с углублен, изучением предметов стали появляться и в др. р-нах края. Методистами Тюменского обл. ин-та усовершенствования учителей Н. Тюлюпо, М. Грибано вой, 3. Шараповой и др. разработаны и введены т. н. тюменские тетради, или рабочие тетради, к-рые прочно вошли в пед. практику учителей всей страны. С сер. 1960-х до нач. 1980-х гг. выпуск учителей вырос почти в 1,7 раза, число педагогов с высш. обра зованием увеличилось с 31,2 до 63,4 %. Для достижения таких результатов открыты подготовит, отд-ния в пед. институтах и университетах, введен внеконкурс. набор молодежи из отдален, р-нов, увеличен набор студентов, получила развитие система заоч. обучения и повыше ния квалификации. Однако регион, сеть подготовки педагогов по-прежнему не могла обеспечить полностью учреждения общего образования. Ежегодно в школы Си бири направлялось до 2,5—3 тыс. молодых специалистов из др. регионов. По уровню образования педагоги сел. школы значительно отставали от городских. Улучшение снабжения школ учеб.-нагляд. посо биями, новейшим оборудованием (телевизоры, кино проекторы, магнитофоны) позволило перейти в нач. 1980-х гг. на кабинет, систему обучения учащихся. В 1980/81 85,9% ср. школ региона имели 8 и более осн. кабинетов; 8-летние школы, имевшие кабинеты физики, составили 84,9%, химии - 75,4, биологии - 78,4%. Эти показатели выше средних по РСФСР. Однако сел. учеб. заведения региона существенно уступали городским в оснащении техн. средствами обучения и оборудованием. К сер. 1980-х гг. в осн. завершен переход ко всеобщему ср. образованию молодежи, сблизились осн. показатели системы общего образования Сибири и европ. части страны. Однако качество образования не вполне со ответствовало требованиям обществ.-экон. развития. По мнению рук-ва страны, гл. причины заключались в нехватке учеб.-мат. и кадр, ресурсов, переполненности классов и школ, в слабой связи школы с произв-вом. Осн. целью начатой в 1984 школ, реформы являлось решение в первую очередь именно этих проблем. Во 2-й пол. 1980-х гг. развитие школы происходило в условиях борьбы с авторитар. стилем преподавания и рук-ва, догматизмом, идеологизированностью. В кон. 1980-х гг. в школах Сибири открылись классы с углублен, изучением предметов, внедрялись новые методики обучения, различ. варианты учеб. планов и т. д. Коллегии обл. отделов народ, образования, мест, средства массовой информации рассматривали и обоб щали опыт лучших педагогов Сибири. Именно сибиряки стали инициаторами создания творч. союза педагогов СССР. Демократизация школ, жизни проявилась в альтернативности учеб. планов, проведении выборов администрации школ, создании новых типов школ. В 1988 в Южно-Сахалинске открылась первая в СССР части, школа. Экон. кризис 1990-х гг. отрицательно сказался на развитии регион, системы общего образования. Впервые после окончания Великой Отечественной войны потре бовалось не расширять сеть ср. школ, а сохранить ее: только с 1990 по 2001 в Сибири сеть школ сократилась на 1,8%, на Д. Востоке —на 0,4%, числ. учащихся — на 8,6% в обоих регионах. В сел. местности шк. сеть уменьшилась на 2,5%, числ. учащихся —почти на 10%. Наибольшее сокращение числ. учащихся произошло в Кемеровской (4,3%), Томской (5,3%) и Читинской (7%) обл., стабил. ситуация сохранялась в нац. р-нах. В отличие от предыдущих периодов сворачивание сети школ, вызванное прежде всего закрытием малоком- плект. школ, сопровождалось сокращением объемов школ, стр-ва. В 1990 в Сибири введено школ на 847,3 тыс. ученич. мест, а в 2000 —на 184,6 тыс. В эти годы кол-во школ, зданий, требующих кап. ремонта, увели чилось с 3 495 до 3 793. В особенно тяжелом положении оказались сел. школы. Прекращение снабжения школ учебниками и метод, пособиями, рост цен на школ, принадлежности, необходимость привлечения средств родителей для ремонта и содержания зданий привели к существ, удорожанию общего образования.Часть детей перестала посещать школы. Принятый в 1992 Закон «Об образовании» оп ределил обязательность осн. (неполного среднего) и общедоступность и бесплатность ср. образования. В рамках выполнения единого гос. образоват. стандарта устанавливалась вариативность учеб. планов и про грамм, включающих, помимо федер., регион, компо нент. В соотв. с законом каждое образоват. учреждение получило возможность разрабатывать и принимать свой устав, формировать штаты и структуры. Введена обязат. и добровольная (с целью повышения статуса) аттестация общеобразоват. учреждений. Норматив, до кументы определяют критерии, по к-рым учреждение может быть аттестовано как гимназия, лицей или школа с углублен, изучением отд. предметов. Требования к гимназии предполагают углублен, подготовку учащихся по гуманит. циклу, дополнит, языковую подготовку, наличие необходимой учеб.-метод, базы; лицеи ориен
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2