Историческая энциклопедия Сибири III

к рая составляла 150 руб. в год (при среднемес. зарплате рабочих и служащих 410 руб.). По-прежнему актуальной оставалась задача повы­ шения проф. уровня пед. кадров. В сер. 1930-х гг. в нач. классах сиб. школ работало 58% учителей без законченного ср. образования, при этом школы Сибири обеспечивались кадрами лишь на 55%. К нач. войны числ. учителей в регионе увеличилась более чем на 30% и достигла 120,8 тыс. чел. Мн. педагоги стали подлин­ ными мастерами своего дела. В 1939 орден Ленина получили 40 чел., в т. ч. дир. Семеновской ср. школы Яковлевского р-на Приморского кр. Н.Т. Горбачева, дир. Александровской ср. школы Сахалинской обл. А.В. Кудрявцев, зав. Апано-Ключинской нач. школой Красноярского кр. И.Е. Окладников, учительница Троицкой школы Троицкого р-на Алтайского кр. Ю.С. Филиппова и др. В годы Великой Отечественной войны существ, сократились гос. ассигнования на соц.-культур, нужды, сузилась мат. база народ, образования. Только за пер­ вые 3 мес. войны на тер. Сибири закрылись 738 школ, из них 259 7-летних и средних. Занятия велись в 2 и 3 смены, нек-рые на квартирах учащихся. В воен. годы в школах региона обучалось 2,5—3 млн детей, по срав­ нению с довоен. периодом числ. сократилась на 1 130 тыс. чел. Мн. заменили отцов на заводах, фабриках, в совхозах и колхозах. Уже к нач. 2-го воен. года мест, советы изыскали возможности для частич. восстанов­ ления шк. сети. Ряду школ переданы различ. хоз. постройки и бараки, переоборудованные для занятий. В 1942/43 возобновлены занятия в 359 ранее закрытых школах. В следующем учеб. году общая довоен. школ, сеть была не только восстановлена, но и увеличена. В кон. войны осуществлен переход к всеобщему обучению детей с 7-летнего возраста, в 1944/45 открыта почти 1 тыс. новых нач. школ. Общее кол-во школ стало больше, чем в 1940/41, однако довоен. сеть 7-летних и ср. школ полностью не восстановлена. Важнейшей проблемой стала нехватка учеб. лит. К нач. 1-го учеб. года периода войны потребность школ в новых учебниках удовлетворялась лишь наполовину. Большое внимание уделялось сбору и закупке старых учебников. Напр., в 3-м воен. учеб. году у населения было закуплено и получено старых учебников в 14,5 раза больше, чем поступило новых. Тем не менее учеб­ ников не хватало, нередко 1 учебник закрепляли за группой в 4—5, а иногда и 10 учащихся. Школьники использовали в кач-ве тетрадей газеты и оберточ. бума­ гу, старые книги, в к-рых писали между строчками. Но самой большой проблемой стала нехватка пед. кадров, поскольку мн. учителя ушли на фронт. Для решения проблемы организовывались краткосроч. учит, курсы для выпускников ср. школ. Тем не менее положение оставалось сложным. В школах Кемеровской обл. к кон. войны почти четверть учителей не имела даже ср. образования. Школы оказывали большую помощь фронту, пром. предприятиям, колхозам и совхозам. Учащиеся Омской обл. за годы войны внесли в фонд обороны 2,8 млн руб., собрали и отправили бойцам Кр. армии более 17,9 тыс. посылок, выработали на полях колхозов 9,1 млн трудодней. Трудности воен. лет существенно повлияли на раз­ витие школы и в 1-е послевоен. годы. Однако кол-во школ в Сибири к кон. 1940-х гг. по сравнению с 1940 увеличилось на 14%, в т. ч. кол-во 7-летних и ср. школ — с 5 743 до 6 362. Тем не менее этого было недостаточно для осуществления всеобщего 7- и 10-летнего обучения. Серьезной проблемой оставалась удаленность (более 3 км) мн. школ от нас. пунктов в сел. местности (72,3% от общего кол-ва школ в Новосибирской обл . , 82,7 %— в Томской обл.). В более широких масштабах раз­ вернулось стр-во школ в 1950-е гг. В 1951—58 на кап. стр-во школ и др. образоват. учреждений Сибири было выделено 3 055,4 млн руб. Если в 1945/46 в регионе имелось 25 485 школ, то в 1957/58 — 27 190, кол-во 7-летних и ср. школ увеличилось с 5 105 до 9 180. К участию в стр-ве и ремонте школ привлекались колхозы, профсоюзы, обществ, орг-ции: в 1946—50 в Тюменской, Новосибирской, Омской, Иркутской обл., Алтайском и Приморском кр. колхозами построено 965 школ, зданий на 63,4 тыс. ученич. мест, в городах организовались воскресники. Мн. делалось для решения проблемы дефицита и низкой квалификации пед. кадров. В 1946 в школах Сибири работало на 13,3 тыс. учителей меньше, чем в 1940. В нач. 1950-х гг. почти четверть педагогов не имела спец. образования. Задача обеспечения школ педагогами была решена в осн. во 2-й пол. 1950-х гг. В 1958 в сиб. школах работало 194,5 тыс. учителей против 107.5 тыс. в 1945/46. В теч. первых 3 лет мирной жизни в нач. классах региона обучалось 2 641,3 тыс. детей, на 320,8 тыс. больше, чем до войны. Контингент учащихся ст. классов к нач. 1945/46 уменьшился наполовину в сравнении с 1940/41. В 1949 пр-во страны приняло решение о приеме в 5-й класс всех детей, окончивших нач. школу. Т. о., было возобновлено всеобщее 7-летнее и расширено 10- летнее обучение. Для предотвращения отсева учащихся из ср. школы по мат.-быт. причинам создавались фонды всеобуча, в школах организовывались классы-копилки, в к-рых собирались вещи для нуждающихся учащихся. В 1954 отменена плата за обучение в ст. классах. В результате кол-во учащихся в сиб. школах выросло с 2 671,5 тыс. в 1945/46 до 3 394,4 тыс. в 1957/58. При этом числ. учащихся 8—10-х классов увеличилась с 90,6 тыс. до 416 тыс. Значит, внимание уделялось развитию вечер, школ раб. и сел. молодежи, к-рые стали созда­ ваться еще в годы войны. В 1957/58 в Сибири имелось 1 635 таких школ, в них училось 223,1 тыс. чел. против 124.5 тыс. в 1950/51. Со 2-й пол. 1950-х гг. начался процесс рационали­ зации школ. сети. С этой целью круп, начальные и 7-лет- ние школы объединялись и преобразовались в средние, а малокомплект. закрывались. В результате постепенно сокращалось кол-во школ при увеличении континген­ та учащихся в них: в 1952/53 в Сибири действовала 21,1 тыс. школ с 2 264,9 тыс. учащихся, в 1960/61 — 18.5 тыс. и 2870 тыс., в 1980/81 —12 тыс. и 2 871 тыс. соотв. Это позволяло эффективно использовать ресурсы для развития общего образования в регионе. Однако в сел. местности закрытие малочисл. 7-летних и ср. школ зачас­ тую означало потерю перспектив развития для нас. пункта, интернат, форма обучения детей из небольших деревень разрушала традиц. формы семейн. воспитания и труд, обучения, что также подстегивало процессы урбанизации. В 1963/64 в Сибири насчитывалось 143 интерната. В сер. 1950-х гг. поставлена задача политехниза­ ции обучения, предполагавшая практич. подготовку молодежи к производит, труду и привитие нач. проф. навыков. В связи с введением доп. учеб. часов на тру­ довое и производств, обучение, практику Законом «Об укреплении связи школы с жизнью и о дальнейшем развитии системы народного образования в стране» от 24 дек. 1958 продолжительность обучения в неполной ср. школе была увеличена до 8 лет, в ср. школе —до 11. В регионе получили распространение такие формы поли­ техи. обучения, как практикумы, факультатив, занятия,

RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2