Историческая энциклопедия Сибири III

и Н.К. Крупской. Учеб. лит. была обеспечена почти половина учащихся нач. школ. С 1923 СибОНО начал издание «Сибирского педагогического журнала» (с 1926 — «Просвещение Сибири ») —одного из лучших в стране в то время. На Д. Востоке в разное время вы­ ходили журналы «Вопросы просвещения на Дальнем Востоке», «На культурном фронте», газ. «Просвещение на Дальнем Востоке». Ряд инициатив сиб. педагогов получил широкий резонанс. Учительница А.М. Топорова в с. Журавлиха Косихинского р-на на Алтае в коммуне «Майское утро» организовала, помимо отличной школы, кружки, 2 оркест­ ра, систематич..чтение и обсуждение худ. произведений. Записи образных, ярких суждений журавлихин. комму­ наров о лит. были изданы в 1930 в виде книги «Крестьяне описателях», горячо одобренной М. Горьким, Р. Ролда­ ном и др. деятелями культуры. Сыном одного из учени­ ков А.М. Топоровой стал космонавт Г.С. Титов. Наряду с успехами в развитии Ш. о. в регионе в 1920-е гг. проявились отрицат. тенденции, связанные с неоднознач. последствиями введения «комплексного мето­ да» и экспериментов по соединению обучения с произвол. трудом: уменьшилось значение систематич. освоения учащимися основ наук. В 1931 комплекс, метод отменен, школы вновь перешли к традиц. предметному методу обучения. Осн. проблемой оставалась нехватка школ. В Сибири в нач. школах обучалось лишь 62 %детей. Это было меньше, чем в ср. по РСФСР, где обеспеченность школами уже в 1926/27 составляла 74,4%. На Д. Востоке нач. школу посещало более 83% детей, но здесь, как и в Сибирском кр., общедоступным нач. обучение являлось только в городах и большинстве раб. р-нов. Пост. СНК РСФСР от 31 авг. 1925 всеобщее нач. обучение намечалось ввести на всей тер. республики в 1933/34. Однако ускорение соц.-экон. модернизации страны потребовало соотв. корректировки этих пла­ нов. Благодаря росту школ, сети в предшествующий период в первый учеб. год 1-й пятилетки (1928/29) за парты смогли сесть св. 67% всех детей Сибирского кр. В этом учеб. году стало вводиться всеобщее нач. обу­ чение в Омске и Анжеро-Судженске , в след, году —в Новосибирске. Одновр. решался вопрос об охвате нач. образованием в Сибири ок. 450 тыс. «переростков» в возрасте 11—15 лет. Учитывая это, руководящие органы Сибирского и Дальневосточного кр. приняли решение о введении на их территории всеобщего нач. обучения досрочно — с 1 окт. 1930. Это обеспечивалось соотв. гос. ассигнованиями. Если в 1926/27 в Сибирском кр. на народ, образование направлено ок. 20 млн руб., то к кон. 1-й пятилетки эта сумма выросла в 6,5 раза. При этом почти 60% тратилось на нач. школу. За 1929—34 гос. расходы по народ, образованию на душу населения увеличились почти в 3,5 раза. Большое внимание уделялось привлечению насе­ ления к решению задач «всеобуча»: средства массовой информации сообщали о развертывании «культпохода», «культэстафеты», создании «культармии» и т. д. Сел. население участвовало в финансировании школ, стр-ва путем «самообложения». Наиболее сложной являлась проблема обеспечения школ пед. кадрами. Задача введения всеобуча в 1930/31 увеличила дефицит учителей в нач. школах Сибири (без Дальневосточного кр.) с 2,5—3 тыс. до 5,6 тыс. чел. Не­ хватка учителей стала еще более острой в последующие годы, когда с увеличением кол-ва ср. школ началось передвижение педагогов из нач. классов в средние. За 2 года в Сибири кол-во пед. техникумов почти удвоилось, а числ. учащихся в них выросла в 4 раза. Для преодоления огромного дефицита пед. кадров со­ здается система краткосроч. курсов. Лишь в Зап.-Сиб. кр. на краткосроч. курсах в 1930 подготовлено 3 тыс., а в 1932 —свыше 6 тыс. учителей. Всеобщее нач. обучение в Сибири, как и во всей стране, в осн. осуществлено к кон. 1-й пятилетки. В 1927/28 в Сибири обучалось в нач. школе ок. 625 тыс. учащихся. В послед, год пятилетки, 1932/33, числ. учащихся удвоилась. Охват детей 8—10 лет школой в 1927/28 в Зап. Сибири составлял ок. 62%, в 1932/33 — почти 95%, в Вост. Сибири —72 и 90%, в Дальневосточ­ ном кр. —83 и 97% соотв. К нач. 1933 в городах почти все дети, окончившие нач. школу, продолжали учебу в пятых классах, в сел. местности — примерно 30%. В ср. охват детей пятыми классами в Сибири был выше, чем по РСФСР в целом. Наряду с расширением школ, сети происходили кардинал, структур, трансформации. В нач. 1920-х гг. ср. школы были почти полностью упразднены в связи с их преобразованием в техникумы. Пост. ЦК ВКП(б) от 25 авг. 1932 ср. школы восстановлены, с 1932/33 их сеть начала быстро расти. В 1937/38 в Сибири (без нац. округов и р-нов) функционировало почти 17 тыс. школ всех типов вместо 13 тыс. в 1932/33. В 1937 в регионе обучалось 2 650 тыс. чел. Нек-рое расширение школ, сети в годы 2-й пятилетки привело к ликвидации 3-сменных занятий. Однако маг. база 7-летней школы, особенно в сел. местности, оставалась недостаточной. В кон. 1-й и нач. 2-й пятилетки в связи с введением всеобщего нач. и 7-летнего обучения в школы Сибири влилось мн. учителей —выпускников краткосроч. курсов. Особое внимание обращалось на повышение квалифи­ кации учителей, имевших лишь нач. образование. Для них действовали спец. краткосроч. курсы по программе 7-летней и ср. школы. За 1933—36 в Западно-Сибирском кр. на них прошли обучение и сдали экзамены за ср. школу ок. 3 тыс. учителей. Распространение получило заоч. обучение в пед. институтах и техникумах, в т. ч. по системе экстерната. В 1936 в системе заоч. обучения и экстерната в пед. училищах Зап. Сибири занималось св. 8 тыс. учителей нач. классов, в пед. институтах —5,7 тыс. учителей 7-летней и ср. школы. На Д. Востоке в 1937 заоч. и вечер, обучением охвачено 4 тыс. учителей. Введение всеобщего нач. и 7-летнего образования сопровождалось попытками перестройки школы на «по­ литехнической основе». С осени 1930 началось прикреп­ ление школ на договор, началах к пром. предприятиям, колхозам и совхозам. В 1934/35 в Западно-Сибирском кр. половина 7-летних школ и почти все ср. школы имели свои мастерские. На деят-ти III. о. региона, как и страны в целом, отрицательно сказались гипертрофир. «классовый» под­ ход, идеологизация, репрессии. Вместе с тем мн. данные свидетельствуют о том, что в те годы школа воспитала целое поколение молодежи, увлеченной знанием, соци­ ально активной, проникнутой патриотизмом. В 1938—41 в Сибири открылось ок. 2,5 тыс. новых школ, в т. ч. 7-летних и средних более 1,5 тыс. К нач. войны было 24,1 тыс. школ, в т. ч. 7-летних и средних 5,7 тыс. Однако не все круп. нас. пункты региона имели школы, ок. 90% школ располагалось в сел. местности. За 4 предвоен. года числ. учащихся выросла на 438 тыс., а учащихся 8—10-х классов увеличилась в 2,5 раза и достигла 173,5 тыс. По-прежнему сложной оставалась проблема охвата детей 7- и 10-летним обучением. К нач. войны в 5—7-х классах Сибири обучалось только 81,8% детей в городе и 51,3% в деревне от числ. учащихся 2—4-х классов в 1937/38. Ситуация осложнилась вве­ дением осенью 1940 платы за обучение в ст. классах, 3 3 Заказ .V» 284

RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2