Историческая энциклопедия Сибири III

Финансировались они отчасти гос-вом, а в осн. —мест, самоуправлением и части, лицами (в Европ. России также земствами). В 1-классных училищах обязательно преподавались Закон Божий, русский яз. с чистописа­ нием, арифметика; в 2-классных, кроме того, история, география, естествоведение, церк. пение и черчение. В городе, помимо нач. училищ, действовали город­ ские, являвшиеся формой неполного ср. образования. Преимущественно 3-классные, с 6-летним курсом обу­ чения, реже —3- и 4-летние (с 1912 такие гор. училища преобразовывались в высш. нач. училища с 4-летним обучением. Успешно прошедшие курс первых 4 лет гор. училища могли поступать без экзамена в 1-й класс гимназий и реальных училищ. Ср. образование имело 2 осн. звена — классич. гимназии (муж. и жен.) и реальные училища (только муж.). По содержанию обучения к жен. гимназиям МНП приближались гимназии и ин-ты благород. девиц ведомства имп. Марии. Курс обучения в муж. гим­ назии составлял 8 лет, в жен. — 7. Программа имела гуманит. специфику и включала: Закон Божий, рус., церковнослав., лат., греч., нем., фр. языки, филос. пропедевтику, законоведение, математику, физику, историю, географию, природоведение, рисование, чис­ тописание. Гимназич. образование давало юношам право поступления в университет. Неполный гимназич. курс предлагался ученикам прогимназий (муж. и жен.) со сроком обучения 4 либо 6 лет. Реальные училища предназначались для тех, кто собирался заняться коммерцией либо поступить в техн. вуз. «Реалисты» учились 7 лет. Им предлагался лишь 1 иностр. яз., зато уделялось больше внимания точным и естеств. наукам. В 5-м и 6-м классах допускалось от­ крытие коммерч. отд-ний, где увеличивалось число часов на изучение иностр. языков и вводилось письмоводство и книговодство (бухгалт. учет). В 1913 в Западно-Сибирском учебном окр., Ир­ кутском и Приамурском генерал-губернаторствах к ведению МНП относилось 4 510 сел. нач. училищ, 456 гор. нач. училищ, 89 высш. нач. и гор. училищ, 17 муж. и 40 жен. гимназий, а также 10 жен. прогимназий и 17 реальных училищ. Независимо от министер. образоват. системы дейст­ вовали церк.-приход, школы ведомства Свят. Синода — 1-классные с 3-летним и 2-классные с 4-летним курсом обучения. Их программа обучения сходна с нач. учили­ щами МНП. Под упр-нием Синода также действовали школы грамотности с 2-летним курсом обучения, не имевшие статуса полноценного нач. учеб. заведения. В целом по империи охват детей 8—11 лет всеми видами школ в 1914 составлял 30%. Грамотность сиб. населе­ ния, по переписи 1897, составляла 12,3%, по стране в целом —21,1%. Окт. революция корен, обр. изменила обществ, устройство страны. В 1920—30-е гг. реорганизация и развитие системы общего образования как одной из наиболее значимых структур об-ва происходили в соотв. с задачами модернизации страны, предполагав­ шей преодоление культур, отсталости, и специфич. идеол. приоритетами власти, ориентированными на «воспитание нового человека». Поэтому в разнообраз. реформах образоват. системы тех лет противоречивым образом сочетались назревшие, исторически обусловлен­ ные новшества и разного рода волюнтарист, меры. Для формирования сов. системы общего образования основополагающими были Декрет СНК о передаче всех учеб. заведений в ведение Наркомата просвещения (11 дек. 1917) и «Декларация о единой трудовой школе» (16 окт. 1918). Последняя предусматривала упразднение дорев. разделения школ и училищ и создание единой тру­ довой школы I (с 8 до 13 лет) иП (с 1 3 д о 1 7 лет) ступени, обучение в к-рых было обязательным для всех детей и подростков. Однако реализация данного проекта ослож­ нялась экон., полит, и культур, ситуацией в стране. В первые годы после Гражданской войны воздейст­ вие на состояние школы определялось «материальным кризисом культуры». Ситуация начала меняться с 1923 по мере восстановления экономики. Возросла доля расходов на народ, образование в мест, бюджетах. Привлекались и средства самого населения, для чего проводились различ. кампании, создавались ден. фонды на постройку и оборудование школ. Помощь оказывали также ячейки добровол. об-ва «Друг детей», созданного в мае 1924. Упрочение мат. базы дало возможность на­ чать подготовку к введению с 1930—32 всеобщего нач. образования. Для этого требовалось открыть в теч. 5 лет (1927—31) только в Сибирском кр. св. 7 тыс. школ. За 1927—29 в Сибири, по сравнению с 1922/23, кол-во школ увеличилось более чем в 2 раза, на Д. Востоке —в 2,5 раза. Числ. учащихся возросла на 135 и 188% соотв. Во 2-й пол. 1920-х гг. учит, кадры готовили 18 пед. техникумов и пед. фак-ты Иркутского и Дальневосточ­ ного ун-тов. За 1925—28 числ. преподавателей обще­ образоват. школ в Сибирском кр. выросла в 1,7 раза и достигла 17 532 чел. На Д. Востоке в это время работало 5 993 учителя. К 1928 ок. двух третей работников про­ свещения трудилось на селе, в 1925 там их было менее половины. В 1927/28 учителя с высш. и ср. образованием составляли 76,6%, заработ. плата учителей Сибири вы­ росла по сравнению с 1924/25 почти в 2 раза. В сер. 1920-х гг. кардинал, перестройке подверг­ лись содержание и методика школ, обучения. В 1923 Гос. ученый совет (ГУС) утвердил новые программы, построенные на осн. «комплексного» метода. Они пред­ полагали изучение не отд. предметов, а знакомство с окружающей действительностью по схеме: природа и человек—труд—общество. В ходе изучения этих широких комплекс, тем с помощью «исследовательских приемов» учащиеся должны были постигать содержание конкрет. дисциплин. Эти программы оказались слишком слож­ ными, поэтому Сибирский отдел народ, образования (СибОНО) выпустил спец. сб. «Сибирский вариант программ ГУСа» и книгу И. Смирнова «Как работать в деревенской школе по комплексным программам ГУСа». С учетом преим. аграр. хар-ра региона, большое вни­ мание уделялось изучению в школах «научных основ ведения сельского хозяйства». Устраивались выставки ученич. работ по с. х.; школы принимали участие в праздновании Дня урожая и Дня леса. Лучшие школы, не ограничиваясь работой на школ, уч-ках, проводили опыты и наблюдения непосредственно в крест, хоз-вах. Балыкинская школа ( Бийский окр .) за работу по улуч­ шению жив-ва и борьбе с неграмотностью в 1928 на конкурсе школ завоевала 1-е место в Сибири. Одна из приоритет, задач общего образования в 1920—30-е гг. — полит, воспитание учащихся —осуществлялась в т. ч. посредством деят-ти дет. и юнош. полит, орг-ций (пи­ онерской, комсомольской). В 1927 г. в Сибири было 2 997 пионер, отрядов, в к-рых насчитывалось 130 тыс. пионеров. В 1920-е гг. развернулось издание регион, учеб.- метод. лит. В 1923 вышел 1-й учебник —«Букварь для детей» Н. Дмитриева и Н. Осмоловского, учебники и учеб. пособия «Мы в школе» Н. Венгрова и Н. Ос­ моловского, «Наш край» Н. Баумана и Г. Вайсберга, «Наша сила — советы» Г. Пупышева, «Сибирская новь» и др. выдержали неск. изданий. Сиб. учебники для школ I ступени получили положит, оценку ГУС

RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2