Историческая энциклопедия Сибири III

жизни тунгусов. В крупнейшем произведении Ш. — ист. романе-эпопее «Емельян Пугачев» (в 3 т., 1936—45) — с позиций «соц. реализма» освещена крест, война под предводит. Е. Пугачева, показана жизнь всего рос. об- ва XVIII в. В нач. Великой Отечественной войны Ш. в блокад. Ленинграде, в апр. 1942 переезжает в Моск­ ву; пишет рассказы и очерки о войне (книга «Гордая фамилия»), ист. повесть «Прохиндей». Произведения Ш. переведены на чеш., нем., англ., фр., исп. и др. яз. За роман «Емельян Пугачев» удостоен Сталинской премии (посмертно). Награды: ордена Ленина, «Знак Почета». Соч.: Собрание сочинений: В 12 т. М.; Л ., 1926—1929; И з­ бранные сочинения: В 4 т. М., 1958; Собрание сочинений: В 8 т. М., 1960-1962. Лит.: Изотов И. Вячеслав Шишков: Критико-биографический очерк. М., 1956; Чалмаев В. Достоинство рассказа / / В .Я . Шиш­ ков. Рассказы. М., 1982; Яновский Н. Вячеслав Шишков: Очерк творчества. М., 1984. А. В. Горшенин ШКОЛА ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ , осн. тип учеб. заведений, призванных дать учащимся общее об­ разование, т. е. совокупность общезначимых нравств. и культур, ориентировоч. знаний, умений и навыков, достаточных для осознан, и продуктив. участия человека в жизни об-ва. Структура Ш. о., ее осн. характеристики, содержание образования определяются уровнем разви­ тия об-ва и стоящими перед ним задачами. В России Ш. о. как самостоят. обществ, институт выделяется в нач. XVIII в., до этого задачи общего образования решались гл. обр. посредством домаш. воспитания. До 1917 существовали 2 типа Ш. о. —светские и духов., преподавание на нац. языках допускалось только в нач. школе. Существовавшее в дорев. России разделение Ш. о. на нач., неполную ср. и ср. и регулирование доступа к ним различ. соц. групп являлось одним из инструментов соц. стратификации об-ва, поддержания его сослов. структуры. Появление 1-х нач. общеобразоват. учреждений связано с реформами Петра I, в соотв. с к-рыми про­ хождение дворян, службы и даже вступление в брак дворян, детей допускались лишь после обучения гра­ моте. Открытые в 1714—15 цифирные школы для детей дворян и приказных вскоре были преобразованы во всесослов. (искл. крестьян). В Сибири в 1730—50-х гг. получили распространение нач. школы с доп. проф. спе­ циализацией: гарнизонные (для обучения солдат, детей), горнозаводские, языковые, навигацкие , госпитальные. Актив, освоение рудных месторождений Верх. При­ обья сопровождалось открытием во 2-й пол. XVIII в. горнозавод. школ при Алтайском и Кузнецком з-дах, к кон. столетия здесь действовали 10 горнозавод. и 2 гарнизон, школы, в к-рых обучались дети мастеровых и солдат. Подоб. заведения действовали на Нерчинских кабинетских землях. В соотв. с предписанием духов, регламента почти одновр. с открытием 1-х светских школ в 1720-х гг. открылись школы при архиерейских домах, преобразованные в 1730-х гг. в духов, семина­ рии. Первая церк. школа в Сибири была организована в 1703 при дворе митрополита Сибирского и Тобольского Филофея. По личной инициативе Екатерины II в кон. XVIII в. сделана попытка создания в России всесослов. (искл. крепостных крестьян) Ш. о. 2 ступеней. Утвержденный императрицей в 1786 устав «О народных училищах», составленный по проекту спец. приглашенного в Россию из Австрии серба Ф.И. Янковича де Мириево, не только предполагал открытие главных (в губ. городах) и малых (в уезд, городах) народ, училищ, но и формулировал близкую современной концепцию общего образования. Впервые целью обучения объявлялась не подготовка к исполнению нек-рых проф. обязанностей, а воспитание и образование гражданина. Изменилось содержание об­ разования: в училищах обучали грамоте и арифметике, христианскому закону и основам светского общество- знания, религ., всеобщей и рус. истории, естеств.-геогр. дисциплинам, в кач-ве факультатива предлагалось изучение иностр. яз. В 1789 в Тобольске , Барнауле и Иркутске начали действовать гл. народ, училища, обучение в к-рых длилось 4 года. В 1789—97 в Тюмени , Туринске , Красноярске , Верхнеудинске , Кузнецке , Томске , Нарыме, Енисейске открылись малые народ, училища с 2-летним сроком обучения. В них учились в осн. дети военных, купцов, мещан и чиновников. Одна­ ко часть училищ, в т. ч. главное училище в Барнауле, вскоре закрылась. В 1803 в Сибири в 7 народ, учили­ щах обучалось 193 ученика, тогда как в 1790 только в Тобольском училище — 165 чел. Сходная ситуация сложилась и в др. регионах страны, поскольку училища финансировались за счет весьма скромного бюджета приказов обществ, призрения и добровол. отчислений гор. об-в и части, пожертвований. Большинство роди­ телей отрицат. относилось к школам, числ. учащихся в них ежегодно сокращалась, поэтому об-ва отказывались содержать училища. Преподаватели гл. народ, училищ, как правило, направлялись из С.-Петербурга; в малых училищах Сибири работали выпускники Тобольской духов, семинарии и окончившие курс гл. училищ. Мат. обеспечение сиб. учителей оставалось невысоким, а соц. статус —низким. В 1804 принят новый устав учеб. заведений, учреж­ давший 3 типа общеобразоват. учеб. заведений: приход., уезд, и губ. училища или гимназии. Первоначально меж­ ду ними существовала преемственность: курс обучения в училище более высокой ступени не повторял программы предыдущего. Однако устав 1828 разорвал преемствен­ ность, что позволило пр-ву разделить обучение детей разных сословий и определить специфику каждого типа школ в соотв. с их преобладающей соц. наполняе­ мостью. Приход, училища предназначались для обуче­ ния детей крестьян, мещан и ремесленников, уезд. — детей купцов, обер-офицеров и дворян, гимназии — детей дворян. В приход, школах обучали грамоте и счету, препо­ давались Закон Божий и церк. пение. Первые приход, школы открылись в Иркутске (1806), Верхнеудинске (1806), Таре (1811), Тюмени (1811) и Тобольске (1816). Немаловажную роль в деят-ти училищ играла РПЦ. По указу Синода 1839, в 1840—60-х гг. открылись церк.- приход. школы духов, ведомства, они располагались гл. обр. в сел. местности. Кроме того, в сел. местности действовали приход, школы Мин-ва гос. имуществ; с 1815 на тер. Сибирского , Забайкальского , Якутского , Амурского , Уссурийского казачьих войск начали дейст­ вовать казачьи школы. В Сибири преобразование народ, училищ в гимна­ зии и уезд, училища затянулось: в Иркутске гимназия открылась в 1806, в Тобольске —в 1811, в Томске —в 1838. В 1855 в 3 сиб. гимназиях обучалось 482 чел. Преемственность различ. ступеней образования была восстановлена в результате реформы 1864. В 1-й пол. 1870-х гг. в осн. завершилось складывание системы, просуществовавшей до 1917. Ученик, освоивший про­ грамму нач. обучения, имел право продолжить обучение в ср. школе, а из нее поступить в вуз. Такова принц, схема, к-рая воплощалась в разветвленной системе об­ разоват. учреждений, разных по назв. и по ведомств, принадлежности. Крупнейшим организатором образования в стране выступало Мин-во народ, просвещения (МНП ). В деревне действовали его 1- и 2-классные училища с 3- и 5-летним курсом обучения («народные училища»).

RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2