Историческая энциклопедия Сибири III
(а на ранних этапах, видимо, обязательно) представ лялся в виде животного (птицы). Облик этого духа воспроизводила ритуал, одежда шамана. Облачившись в свой костюм, шаман сливался с духом-помощником, приобретал его свойства. Верования мн. народов Сиби ри, в части, кетов, показывают, что возможности шамана ставились в прямую зависимость от того, какого из ду хов-животных мог воплотить в себе шаман. Со временем, когда число духов-покровителей (помощников) шамана стало увеличиваться, шаман стал обладателем разных костюмов; затем один и тот же костюм объединил в себе смешанные черты зверя-птицы. У мн. народов Евразии и Америки гл. священным предметом шамана был бубен; считалось, что без бубна достичь общения с духами нельзя. Древнейшая символика отражает понимание бубна как животного, кожей к-рого обтя нут обод. Г.Н. Прокофьев (1930) открыл у селькупов обряд оживления бубна, впоследствии обнаруженный и у мн. др. народов Сибири; бубен мыслился ездовым животным шамана. Л .П . Потапов (1947) показал, что у саяно-алт. народов бубен понимался и как двойник шамана, его внеш. душа в облике животного. Шаман скрывал воображаемое местонахождение этого живот ного: если недруг «разыщет» и «умертвит» его, вместе с ним погибнет и сам шаман. С Ш. связана и т. н. шаманская болезнь, проявляв шаяся, в части., во вр. расстройстве психики; человек убегал из дома, совершал нелепые для окружающих поступки. Эта болезнь была вызвана верой в похищение души избранного стать шаманом человека духами. Духи помещают его душу в ином мире в укромном месте (у ряда народов Сибири — в ветвях гигант, «мирового» древа), выкармливают и закаливают. Потом избранни ка «пересотворяют». Его тело рассекают на кусочки, варят и едят его мясо, куют на наковальне части его тела и т. п., а затем воскрешают, после чего шаман уже не принадлежит к числу обычных людей. В своих галлюцинациях будущий шаман переживал свое мучит, «пересотворение», постигал тайны иных миров. Духи- покровители водили его по царству духов и божеств, приобщая к миру высш. существ, объясняли смысл увиденного, готовили к роли шамана. Болезненное со стояние шамана, вызванное его верой в свое пребывание в мире духов, длилось порою неск. лет. Представления о необходимости для шамана пройти через муки и смерть и затем воскреснуть имеют ист. связь с древ, обрядами возрастных инициаций. «Шаманская болезнь» воспроизводит в галлюцинациях действия, некогда со вершавшиеся на самом деле или символически в обряде инициации, и являются по своей функции заменителем ритуала посвящения. «Шаманская болезнь», как и ритуал, экстаз шамана, дала основания для гипотезы, что шаманами становятся нервнобольные люди, истерики, эпилептики — одним словом, люди с патологическими отклонениями в пси хике. Начиная с кон. XIX в. это убеждение возобладало в мировой науке и оставалось господствующим почти столетие. Сегодня эта гипотеза выглядит несостоятель ной. Ш. может быть правильно понят, только если его рассматривать в контексте общей для всего народа куль туры. В основе деят-ти шаманов лежат сложившиеся в древности культур, стереотипы, к-рые обнаруживаются в обрядовых атрибутах и действиях, в призываниях, в образах духов, в особенностях повседневного и ритуал, поведения шаманов, а также и в «шаманской болезни», проявления к-рой обусловлены культур, традициями. Переживания шамана во время «шаманской болезни» связаны с верой в духов и являются результатом са мовнушения, воспроизводящего культур, стереотип. Шаман «нормален» и здоров в такой степени, что спо собен осуществлять свою ритуальную деят-ть в соотв. с обычаями и ожиданиями окружающих. Стать хорошим шаманом мог далеко не каждый, для этой профессии требовались особые наклонности и способности: вера в свое избранничество, развитое воображение, хорошая память и мн. др., вплоть до поэтич. дара и умения владеть гипнозом. Кроме того, шамана должен был признать коллектив, в противном случае его посреднич. деят-ть служителя культа ока зывалась невозможной. Особые дарования шамана ярче всего проявлялись во время его общения с духами — при исполнении обрядов (камлание), изображавших путешествие шамана в иные миры или земли. Шаман совершал обряд в ритуал, костюме под сопровождение бубна или др. муз. инструмента. Известны случаи, когда для камлания возводились особое помещение (шаман, чум у эвенков). Наиболее часто проводились лечеб. обряды, оказывавшие психотерапевтич. воздействие на пациента. У мн. народов шаман, дар считался наследственным. Существовали и обряды посвящения в шаманы. У разных народов мира Ш. имело свои особеннос ти, что позволило мн. исследователям говорить о рас плывчатом хар-ре понятия Ш. Для Ш. индейцев Сев. Америки, напр., были свойственны визионизм, важная ритуал, роль кристаллов и табака, проведение обряда в паровой бане («хижина для потения»); для шаманов индейцев Юж. Америки типично применение галлюци ногенов, совершенно неизвестное в шаман, практике мн. др. народов, напр. Ср. Азии и Казахстана. Во Вьетнаме одним из гл. обрядовых атрибутов шамана были качели; раскачиваясь на них, шаман ощущал, что переносится в мир духов. У бурят , якутов , алтайцев и тувинцев архаический дуализм проявился в делении шаманов на «белых» и «черных». В течение мн. послед, столетий Ш. у широкого круга народов существует как пережиточный культ в рамках религий классовых об-в, в т. ч. мировых религий. Для этой стадии (формы) Ш. характерно вос приятие идей и ритуал, особенностей развитых поздних религий. Вместе с тем и духовенство этих религий в ряде случаев усвоило в своей практике нек-рые шаман, традиции. Исторически к Ш. восходят мн. явления, получившие развитие в позднейших религиях. Наряду с термином Ш. в отеч. лит. употребляется и термин «шаманство», чаще всего как синоним Ш. Вместе с тем отд. исследователи разграничивают эти два термина, понимая под шаманизмом обычно сово купность религ. воззрений народов, у к-рых Ш. было главным, имевшим важную соц. роль культом. Известны попытки придать термину «шаманизм» и иной смысл, не получившие, впрочем, признания. Сокр. перепеч.: Свод этнографических понятий и терминов. М., 1993. Вып. 5. ШАНГИН Петр Иванович (1748 (или 1741) — 3 июня 1816, Барнаул), знаменитый горный специалист, администратор, берграт 5 кл. Род. в семье приказного служителя. Окончил Московское мед. училище. Рабо тал лекарем на Колывано-Воскресенских (Алтайских) з-дах. С 1786 —на горной службе. В 1792—99 —управ ляющий Салаирской горной конторой. В 1799—1816 — чл. присутствия Канцелярии горного начальства. С 1795 — чл.-кор. Имп. Академии наук и художеств. В 1786 возглавил поисковую экспедицию в верховья рек Чарыш, Сентелек и Коргон. Обнаружил 145 мест проявления самоцветов, обеспечив перспективы разви тия алт. камнерезной пром-ти. В 1793 и 1796 опубл. путевые записки Ш. —ценный источник по географии, геологии, минералогии и ботанике Алтая. Лит.: Гришаев В . Ф. Алтайские горные инженеры. Барнаул, 1999; Исследователи Алтайского края. XVIII — начало XX века: Биобиблиогр. словарь. Барнаул, 2000. А.А. Пережогин
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2