Историческая энциклопедия Сибири III

ШАМАНИЗМ 519 В Ш. родились скульптор И. Д. Шадр , библио­ граф Н.В. Здобнов, близ города, в с. Мальцево, — хлебороб, авт. новой системы обра­ ботки почвы, дважды Герой Соц. Труда Т.С. Мальцев. В Шадринском р-не, в с. Ганино, — конезавод; в с. Ключи —плодосовхоз; в с. Канаши — ковроткацкая ф-ка (организована на осн. кустар. произв-ва санных ковров). Герб утвержден в 1783: в верх, части щита герб Перми, в нижней, в серебр. поле, куница, означающая «изобилие их промысла». В 1983 утвержден новый герб: вклю­ чает в себя 3 символа-формы (колос, шестерня, лира) и 3 символа-цвета (красный, зеленый, синий). Красный — символ революции, укрепления соци­ ализма, цвет флага СССР. Зеленый — символ земли шадринской (город хорошо озеленен, вокруг —знаменитый сосновый бор). Синий —символ воды. Желтый — символ изобилия. Колос символизирует город как центр с.-х. р-на. Шестерня указывает на то, что город является 2-м по величине пром. центром Курганской обл. Лира является символом привер­ женности горожан к искусству. Совр. герб утвержден в 1999: в се­ ребр. поле зол. бегущая куница. Лит.: Осинцев Л .П . Исторические памятники Шадринска. Челябинск, 1968; Моке е в В .М . Шадринск. 2-е изд. Челябинск, 1986. В.В. Менщиков, В.А. Никитин ШАДРИНСКИЙ ОКРУГ. Образован в нояб. 1923 в ходе районирования Урала в пределах Шадринского у. Екатеринбургской губ. Входил в Уральскую обл. Адм. центр — Шадринск. Числ. населения в 1926 —678,5 тыс. чел., уд. вес гор. населения 5,1%. В нац. составе абс. преобладали русские —98,8%. К 1930 в составе Ш. о. 19 р-нов, 333 сельсовета, 2 города, 1 р. п.; площ. —26,7 тыс. кв. км. Ликвидирован в связи с упразднением окр. деления в июле 1930. См. Административно-территориальное устройст­ во Сибири и Дальнего Востока. В.А. Ильиных ШАДРИНСКИЙ СОБОР (Троицкая церковь), Благовещенск , памятник архитектуры. Построен по образцу церкви Богоявления Господня (Гутуевская) в С.-Петербурге. Стр-во велось на средства благовещ. купца, владельца мех. з-да С.С. Шадрина. Заложен 16 мая 1896, в день коронации Николая II. Освящен 17 февр. 1902. Стиль рус. (моек.) архитектуры XVII в. Кирпич. 3-придельный храм. Имел ориг. план в виде лат. креста с удлинен, зап. ветвью. Спрятанную во внутр. пространстве собора апсиду с 3 сторон окружала обходная галерея с проходами в сев. и юж. приделы хра­ ма. 8-гранное в плане пространство осн. объема освеща­ лось 16 окнами светового барабана, венчалось куполом лукович. формы диам. 10 м. 2 придела и колокольня венчались шатрами с золочеными луковками, входы в храм обозначались порталами с завершениями в виде кокошников, полы выложены красной и серой плиткой, окна украшены цвет, витражами. На колокольне был установлен купленный С.С. Шадриным самый большой в Благовещенске колокол весом 304 пуда 10 фунтов. В 1936 храм взорван, практически точным его повторе­ нием стал Софийский собор в Харбине (1933). Лит.: Архитектурное наследие Благовещенска. Благовещенск, 2006. А. Г. Туманик ШАМАНИЗМ (шаманство), форма религии, или культ, центр, идеей к-рого является вера в необходи­ мость особых посредников между человеч. коллективом и духами (божествами); этих посредников (шаманов) избирают, делают людьми особого рода и обучают сами духи. Обязанность шаманов — служить духам и с их помощью охранять от бед своих соплеменников. Шама­ ны общаются с духами в состоянии экстаза. При этом дух-покровитель может сливаться с шаманом в единое целое (воплощаться в нем); душа шамана может оставить тело и отправиться в иные миры в облике самого шамана или к.-л. духа-покровителя (помощника). Считается, что помощь духов наделяет шаманов сверхъестеств. силами, вследствие чего они способны обеспечивать удач, про­ мысел, предсказывать будущее, отвращать несчастья, находить пропажи, узнавать причины болезней, лечить больных и т. д. Важная обязанность шамана — провожать души умерших в загробный (обычно подземный) мир. Ш. возникло в глубокой древности, возможно, уже в па­ леолите. Оно должно было сложиться вскоре после того, как сформировалась вера в духов (анимизм). Этногр. материалы представляют Ш. как религ. культ, известный у разных народов Земли, находившихся на низких ступенях обществ, развития. Шаманы были у австрал. аборигенов, у семангов и кубу, у ботокудов и огнеземельцев. По-видимому, в разных формах Ш. было общей стадией, пройденной некогда всеми наро­ дами мира. В зависимости от уровня развития об-ва Ш. занимало неодинаковое место в религ. деят-ти человеч. коллектива. На ранних стадиях, в условиях родоплем. строя, шаманский культ мог составлять основу религ. жизни об-ва. Позднее, с усложнением соц. отношений, с оформлением развитых политеистич. религий, возникает новый тип служителей культа —жречество, представи­ тели к-рого не претендуют на божеств, избранничество. В классовых об-вах Ш. отходит на задний план, теряет свое значение, у одних народов продолжает сохранять­ ся как пережиточный, периферийный культ, у других исчезает совсем. Т. о., сама тенденция развития религ. воззрений человечества ясно показывает, что Ш. при­ надлежит к числу ранних форм религии. Слово «шаман» вошло в мировую науку из языка эвенков через русский язы к , в к-ром оно известно уже в XVII в.; в XVIII в. оно утверждается в зап.-европ. науке как термин. И.Г. Георги сделал одну из 1-х попыток теоретически осмыслить Ш. как раннюю форму религии: «Шаманский закон принадлежит в число древнейших вер. Он всех старее на Востоке и почитается корнем ламайского, браминского и других языческих толков» (1777). Вслед за И.Г. Георги Ш. считали древнейшей формой религии и мн. др. ученые ( Н .Я . Бичурин, В .В . Р ад ло в , Д. Б а н за р о в , Ч. В алихано в и др .). Дж. Лёббок (1870) видел в III. одну из ранних стадий религии, к-рой, по его мнению, предшествовали ате­ изм, фетишизм, тотемизм. О происхождении самого слова «шаман» до сих пор идут споры. Высказывалось предположение, что «шаман» восходит к принесенному буддизмом санскрит, «шрамана» (монах), видимо, через его китаизир. форму «ша-мен»; эта гипотеза, однако, встретила решит, несогласие ряда специалистов, настаи­ вающих на тунгус, (эвенкийском) происхождении слова, считающих, что иноязычное слово не могло проникнуть в шаман, культ (хотя в Ср. Азии и Казахстане широко известно назв. шамана «бакши», «баксы», восходящее к санскрит, «бхикшу», означающему духов, лицо в буддизме). Особым ист.-культур, явлением Ш. делают мн. спе- цифич. черты. Для Ш. характерна вера в теснейшую связь шамана с его духом-покровителем, к-рый нередко

RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2