Историческая энциклопедия Сибири III

А.Н. Самойлович, В.А. Богородицкий. Осн. вклад в изучение Ч.-т. я. принадлежит А.П. Дульзону. Он ввел в науку и 1-е систематич. изложение особенностей его лексики, фонетики и морфологии. Исслед. деят-ть Дуль- зона на Чулыме имела хар-р многолет. экспедиций, в к-рых осуществлялся не только сбор лингвист, материа­ ла, но и производились раскопки археол. памятников тюрк, населения Чулыма XVI—XVII вв. Итогом прове­ денных в кон. 1940 —нач. 1950-х гг. исслед-й явилось моногр. описание Ч.-т. я. Дульзон выделил, локализо­ вал и описал диалекты и говоры, выявил сложные язык, субстраты кетского и самодийск. происхождения. Спец. работы были посвящены изучению традиц. календаря чулымцев и анализу чулым.-тюрк, системы родства. Лингвист, изучение чулым. тюрков продолжили ученики Дульзона. Один из говоров Ч.-т. я. исследован в статье Р.А. Ураева, сравнит, данные по этому языку исполь­ зовались лингвистом М.А. Абдрахмановым. С кон. 1960-х гг. изучением звук, строя, лексики и морфологии Ч.-т. я. занималась Р.М. Бирюкович, опубликовавшая целый ряд монографий, в т. ч. подроб. описания грам­ матики. В плане ареальных исслед-й Ч.-т. я. привлекал внимание изв. специалистов-тюркологов Н.З. Гаджиева, Р.М. Бирюкович, Б.А. Серебренникова. Лит.: Дульзон А.П. Чулымские татары и их язык / / У ч . зап. 1952. Т. 19; Бирюкович Р.М. Звуковой строй чулымско-тюркского языка. М., 1979; Она же. Морфология чулымско-тюркского языка. М.; Саратов, 1979—1981. Ч. 1—2; Она же. Лексика чулымско-тюрк­ ского языка. Саратов, 1984. ЧУЛЫМЦЫ, чулымские тюрки (самоназв. июс кижелер —букв, «чулымские люди»; пестын кижелер, букв. —«наши люди»). В РФ живут в бас. р. Чулым и ее притоков Яи и Кии ( Томская обл . , Красноярский кр . ). Числ.: 1996 —688 чел., 2002 —656. Этнич. группы — среднечулымские (или мелесские) и нижнечулымские тюрки (в прошлом состояли из байгулинско-карагачин- ской, аргунской, кизылдеевской, ячинской, корюков- ской и курчиковской групп). Говорят на чулымско-тюркском яз. тюрк, группы алт. язык, семьи. Диалекты: нижнечулымский (говоры: кецик, кюэрик, ячинский, чибинский и ежинский) и среднечулымский (говоры: тутальский и мелетский). Верующие чулымцы —православные. Краниологические данные указывают на связи Ч. с тюркояз. населением Юж. Сибири (особенно с кызыль- цами), а также с нарым. селькупами и томскими тата­ рами. Выявляются самодийский (в осн. селькупский) и кетский субстраты, а также монг. элементы. Тюрки проникают на Чулым начиная со 2-й пол. II тыс. н. э. преим. из Юж. Сибири. В их составе прослеживают­ ся теле-уйгурский, киданьский, сибирско-татарский, телеутский, енисейско-киргизский, обско-татарские (темерчинский и др.) и иные компоненты. После вхож­ дения Сибири в состав России небольшая часть Ч. в XVI—XVIII вв. была ассимилирована русскими , а также кызыльцами, обскими и томскими татарами. Числ. Ч. в XVII в. сократилась с 1 040 до 830 чел., в нач. XVIII в. составляла 1 520 чел., в нач. XIX в. (1816) —3,9 тыс. чел., в кон. XIX в. —4 825 чел. В сов. период Ч. были отнесены к хакасам. Наблюдалось укрепление культур, связей с хакасами, ускорение ассимиляции Ч. русскими. Сокращается числ. Ч., уменьшается кол-во говорящих на родном яз. Поселения Ч. располагались около рек, стариц и озер, что связано с одним из осн. их занятий —рыбо­ ловством. Зимой Ч. переселялись на охотничьи стойби­ ща. Охота к нач. XX в. приобрела в осн. товар, пушное направление. Подсоб, роль играло собирательство: сбор съедобных и лекарств, растений, промысел кедрового ореха, заготовка талового лыка, черемуховой сарги, бересты, крапивы и конопли (как сырья для пряжи), ягод. Имеются сведения о примитив, ручном земледелии до прихода русских. Позднее распространилось плужное земледелие. До появления русских выращивали в осн. ячмень и просо, позднее, под влиянием русских, полу­ чили распространение рожь, овес и пшеница. Скот-во было развито слабо. Домаш. ремесла —ткачество, из­ готовление веревок, сетей, посуды (берест., деревян. и плетенной из прутьев и коры), лодок, лыж, нарт, кожев. дело, плотницкие работы и т. д. Большая часть совр. Ч. занята в с . х. и лесной пром-ти. Передвигались Ч. верхом на лошадях, на запряжен­ ных лошадьми телегах и санях, волокушах (салатца), ручных прямокопыльных нартах (шанак, чанак), иногда с подпряжением 1 или 2 собак, долбленых, дощатых и берест, лодках (кеме, каюк), плотах, лыжах —подшитых мехом (шана, сана, мэгнэ) и голицах (канна, каначак, тыргаргэ). Традиц. средства передвижения частично сохраняются в наст, время. Поселения —улусы —были зимними и летними. В летних поселениях занимались земледелием, выпасом скота, рыболовством, в зимних — охотой. К XIX — нач. XX в. были вытеснены постоян. поселениями, подобными рус. деревням и селам; часто Ч. селились вместе с русскими. В отд. местах поселения назывались юртами. Традиц. жилища — землянки (одыг), срубные по­ луземлянки (кыштаг) с крышей полупирамидальной формы, срубные юрты прямоуг. и многоуг. формы с конусообразной крышей из досок или бересты, вр. жи­ лища —чумы из жердей, крытые берестой, войлоком или рогожей. С XVIII в. осн. типом жилища становится рус. изба, в XIX в. —пятистенные и крестовые срубные дома. Интерьер жилищ каждой группы Ч. имел свои особенности. Характерны чувалы (чуал) с открытыми очагами, глин, низкие печи (кемега) для приготовления пищи, нары или лавки, сундуки, полки с образами и домаш. утварью. Осн. хоз. постройки —амбары (клат), хлевы (оран), сараи, бани, крытая часть двора и заго­ родки для скота. Одежда состояла из рубахи и штанов. Жен. рубахи шились из холста, празднич. платья туникообразного покроя —из ситца или шелка, часто были оторочены мехом. Штаны первонач. были из налимьих шкурок, позднее —холщовые. И женщины, и мужчины носили камзолы, отороченные мехом. Зимой женщины носили беличьи или лисьи шубы (тон), крытые шелком. На голову надевали белые или алые колпаки, покрывала (тастар), полусферич. шапки из красного бархата, опушенные лисьим мехом, с длинными красными шелк, кистями, пришитыми к верху, зим. мех. шапки. В летнее время чаще ходили босиком, носили поршни (короткая овально загнутая спереди и сзади обувь), чирки (невы­ сокая обувь с отдельно выкроенной мягкой подошвой и голяшкой), сапоги (в прошлом из налимьих шкур, позднее из кожи) с косо срезанным верхом голенища, кож. башмаки. Женщины заплетали неск. кос, носили подвески, в т. ч. из монет, серьги, бусы, браслеты, кольца, перстни. Мужчины носили рубахи, шерст. и дабовые (из кит. хлопчатобум. ткани, обычно синего цвета) кафтаны (тар, шобур) со стоячим воротником, опушенным мехом росомахи или выдры, халаты из рус. и среднеазиат. хлопчатобум. тканей и кит. дабы, сукон, штаны, зимой — тулупы, шубы, дохи из козьих и оленьих (лосиных) шкур, опушенные мехом шапки типа ушанок, поршни, обувь из тальниковых прутьев, мягкие унты из козлиной кожи, сапоги с косо срезанным верхом голенища, охотни­ чьи сапоги-бродни, сапоги рус. покроя. В XVII—XIX вв. нац. одежда вытесняется русской.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2