Историческая энциклопедия Сибири III

Семьи оленеводов живут в постоянных поселках; ук­ рупнены поселения приморских Ч. В зависимости от вида хоз. деят-ти поселения Ч. делились на кочевые оленеводческие, к-рые состояли из переносных жилищ (яранг), и стационарные/сезонные поселения из постоян. назем, и полуподзем. жилищ. Осн. жилище оленных Ч. — яранга — представляло собой каркас, постройку с жердевой основой: низ к-рой цилиндрический, а верх конический. Стены образованы вертикал, шестами, расположенными по окружности. Вверху они соединены горизонт, шестами. На эту конструкцию опираются шесты крыши, поставленные конусом. Каркас покрывается покрышками из оленьих или морж, шкур и дополнительно обвязывается рем­ нями. Жилая часть яранги состоит из пологов (ящик прямоуг. формы, сшитый из оленьих шкур), число к-рых зависит от кол-ва брачных пар, живущих в яранге. Полог отапливается и освещается жировыми лампами. Жилище оседлых Ч. более капитальное. Это назем, или углубленная в грунт постройка, основу к-рой составляет каркас из китовых челюстей и ребер. Сверху каркас перекрывался дерном и землей. Внутри по периметру стен шли нары, на к-рых, как и в яранге, располагались пологи. В жилище были 2 входа: летний через крышу и зимний в одной из боковых стен. Каркас таких построек мог выполняться и из бревен. Осн. материалами, из к-рых изготавливалась традиц. одежда как оленных, так и приморских Ч., были оленьи и в незначит. степени тюленьи шкуры. Последние ис­ пользовались в осн. для обуви и отд. деталей одежды. Состав костюма Ч. отличался по полу, а также по при­ надлежности к той или иной хоз. группе. Так, нательной одеждой мужчин у приморских Ч. были натазники и двойные штаны из камуса и оленьей шкуры, оленные Ч. натазников не носили. Плечевая одежда у обеих групп Ч. летом состояла из глухой рубахи, сшитой мехом вовнутрь, зим. костюм дополнялся еще одной глухой рубахой, скроенной аналогично нижней, но мехом наружу. Одежда подпоясывалась с напуском, в к-рый помещали мелкие предметы —емкость с табаком, трубку, спички и т. п. Русские называли такую одежду «кукашка» или «кухлянка». Для защиты мех. одежды от влаги поверх нее надевалась «камлея» — тунико­ образная глухая одежда с капюшоном. Летом носили либо старую зим. одежду, либо аналог, по крою, но сшитую из ровдуги. Примор. Ч. изготавливали непро­ мокаемые камлейки из кишок мор. млекопитающих. Зим. обувь двойная (мех. чулок мехом вовнутрь и наруж. камусная обувь мехом наружу), заправляет­ ся под штаны. Летняя делалась из «дымовины» — оленьей шкуры из покрышки яранги. В зим. комплект входили одинарные камусные рукавицы и двойные капорообразные шапки. Жен. одежда по категориям костюма совпадала с мужской. Нательная у примор. Ч. пояс-повязка с натазниками. Ниж. плечевая одежда — широко скроенный комбинезон с короткими штанинами — шилась мехом вовнутрь. Концы рукавов и штанин имели вздержки. Зим. костюм дополнялся верх, комбинезоном (керкер), сшитым мехом наружу. При длительных переездах и холод, погоде поверх двойного комбинезона надевалась глухая одежда мехом вовнутрь с капюшоном —камлейка. Летняя жен. одежда состояла из старого зим. комбинезона и камлейки из хлопчато- бум. ткани. И женщины, и мужчины в сырую погоду носили камлейки из кишок. Жен. обувь по сравнению с мужской имеет более длинные голенища, к-рые на ноге закрепляются завязками. Обувь заправлялась в штанины комбинезона, к-рые затягивались вздержкой. Жен. рукавицы и голов, уборы по конструкции и спо­ собам ношения не отличаются от мужских. Рацион питания характеризуется преобладанием мясной пищи. У оленных Ч. это оленье мясо, у мор. охотников —мясо мор. животных. При слабом развитии рыболовства рыба в питании Ч. значит, роли не играла. Растит, пища, за искл. ягод, к-рые впрок не заготавлива­ лись, использовалась в кач-ве добавок к мясным и рыб. блюдам. Это «моховая каша» (полупереваренный мох, к-рый добывался из оленьих желудков), листья ряда растений (напр, карликовой березы), коренья, внутр. часть древесной коры и корней березы. Растит, пища за­ готавливалась на зиму, как правило, в сквашенном виде. У Ч., как и у большинства народов Сибири, широко распространено сыроедение. Осн. технология приготов­ ления пищи —варка. Состав блюд не отличается разно­ образием. Это похлебки на осн. крови животных, варе­ ного мяса с добавлением субпродуктов и дикоросов. Для консервации мясо проваривалось в небольшом кол-ве воды с добавлением кореньев. Из полученного фарша скатывались большие шары, к-рые зимой проморажи­ вались. К традиц. напиткам относится чай. Праздники были связаны с хоз. циклами: у олен­ ных Ч. — с осенним и зим. забоем оленей, отелом, откочевкой стада на летовку и возвращением оттуда. Праздники примор. Ч. близки к эскимосским: весной праздник байдары по случаю 1-го выхода в море, ле­ том —праздник голов по случаю окончания охоты на тюленей, осенью —жертвоприношение морю, поздней осенью — праздник Кэрэткуна, хозяина мор. зверей, изображаемого в виде деревян. фигуры, к-рую сжигали по окончании праздника. Праздники сопровождались танцами под бубен, пантомимой, жертвоприношениями оленей, мяса, фигурок из оленьего жира, снега, дерева у оленных Ч., собак —у приморских. Фольклор Ч. включает космогонич. мифы, мифол. и ист. предания, сказки о духах, животных, похожде­ ниях шаманов, былички и др. Мифология имеет общие черты с мифами коряков, ительменов, эскимосов и североамер. индейцев (сюжет о Вороне —трикстере и демиурге и др.). Традиц. муз. инструменты —варган (хомус), бубен (ярар) и др. —делались из дерева, кости, китового уса. Кроме ритуал, танцев, были распространены также импровизир. развлекат. танцы-пантомимы. Характерен танец гшчьэйнен (букв, «горлом петь»), сопровождав­ шийся горловым пением и выкриками танцующих. Традиц. танцы Ч. сохраняются в исполнении проф. коллективов (первый проф. ансамбль «Эргырон» создан в 1968, и др.). Лит.: Богораз В.Г. Отчет об исследовании чукчей Колымского края / /О т д . оттиск из «Известий Восточно-Сибирского Отд. Им­ ператорского Русского Географического Общества» за 1899. Т. 30, вып. 1; Он же. Очерк материального быта оленных чукчей / / Сборник Музея Антропологии и Этнографии. СПб., 1901. Выи. 2; Народы Сибири. М.; Л ., 1956; Вдовин И.С. Очерки истории и этнографии чукчей. М.; Л., 1965; Гурвич И.С. Этническая исто­ рия северо-востока Сибири. М., 1966; Очерки истории Чукотки с древнейших времен до наших дней. Новосибирск, 1974. ЧУЛКОВ Василий Сергеевич (1746 —3 апр. 1807, Барнаул), горный специалист, администратор, обер- берггауптман 4 кл. (1799). Из мелкопомест. дворян. Обучался в гимназии при Московском ун-те. С 1761 —на Алтае. В 1771—79 служил на олонецких предприятиях в Карелии. В 1784—99 — управляющий Локтевской завод, конторой. В 1799—1807 — нач. Колывано-Вос- кресенских (Алтайских) заводов. Один из основателей алт. камнерезной пром-ти. Под рук-вом Ч. построены Локтевская шлифов, мельница (1786) и Колыванская шлифовальная фабрика (1802). Лит.: Гришаев В. Ф. Алтайские горные инженеры. Барнаул, 1999. А.А. Пережогин

RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2