Историческая энциклопедия Сибири III
Семьи оленеводов живут в постоянных поселках; ук рупнены поселения приморских Ч. В зависимости от вида хоз. деят-ти поселения Ч. делились на кочевые оленеводческие, к-рые состояли из переносных жилищ (яранг), и стационарные/сезонные поселения из постоян. назем, и полуподзем. жилищ. Осн. жилище оленных Ч. — яранга — представляло собой каркас, постройку с жердевой основой: низ к-рой цилиндрический, а верх конический. Стены образованы вертикал, шестами, расположенными по окружности. Вверху они соединены горизонт, шестами. На эту конструкцию опираются шесты крыши, поставленные конусом. Каркас покрывается покрышками из оленьих или морж, шкур и дополнительно обвязывается рем нями. Жилая часть яранги состоит из пологов (ящик прямоуг. формы, сшитый из оленьих шкур), число к-рых зависит от кол-ва брачных пар, живущих в яранге. Полог отапливается и освещается жировыми лампами. Жилище оседлых Ч. более капитальное. Это назем, или углубленная в грунт постройка, основу к-рой составляет каркас из китовых челюстей и ребер. Сверху каркас перекрывался дерном и землей. Внутри по периметру стен шли нары, на к-рых, как и в яранге, располагались пологи. В жилище были 2 входа: летний через крышу и зимний в одной из боковых стен. Каркас таких построек мог выполняться и из бревен. Осн. материалами, из к-рых изготавливалась традиц. одежда как оленных, так и приморских Ч., были оленьи и в незначит. степени тюленьи шкуры. Последние ис пользовались в осн. для обуви и отд. деталей одежды. Состав костюма Ч. отличался по полу, а также по при надлежности к той или иной хоз. группе. Так, нательной одеждой мужчин у приморских Ч. были натазники и двойные штаны из камуса и оленьей шкуры, оленные Ч. натазников не носили. Плечевая одежда у обеих групп Ч. летом состояла из глухой рубахи, сшитой мехом вовнутрь, зим. костюм дополнялся еще одной глухой рубахой, скроенной аналогично нижней, но мехом наружу. Одежда подпоясывалась с напуском, в к-рый помещали мелкие предметы —емкость с табаком, трубку, спички и т. п. Русские называли такую одежду «кукашка» или «кухлянка». Для защиты мех. одежды от влаги поверх нее надевалась «камлея» — тунико образная глухая одежда с капюшоном. Летом носили либо старую зим. одежду, либо аналог, по крою, но сшитую из ровдуги. Примор. Ч. изготавливали непро мокаемые камлейки из кишок мор. млекопитающих. Зим. обувь двойная (мех. чулок мехом вовнутрь и наруж. камусная обувь мехом наружу), заправляет ся под штаны. Летняя делалась из «дымовины» — оленьей шкуры из покрышки яранги. В зим. комплект входили одинарные камусные рукавицы и двойные капорообразные шапки. Жен. одежда по категориям костюма совпадала с мужской. Нательная у примор. Ч. пояс-повязка с натазниками. Ниж. плечевая одежда — широко скроенный комбинезон с короткими штанинами — шилась мехом вовнутрь. Концы рукавов и штанин имели вздержки. Зим. костюм дополнялся верх, комбинезоном (керкер), сшитым мехом наружу. При длительных переездах и холод, погоде поверх двойного комбинезона надевалась глухая одежда мехом вовнутрь с капюшоном —камлейка. Летняя жен. одежда состояла из старого зим. комбинезона и камлейки из хлопчато- бум. ткани. И женщины, и мужчины в сырую погоду носили камлейки из кишок. Жен. обувь по сравнению с мужской имеет более длинные голенища, к-рые на ноге закрепляются завязками. Обувь заправлялась в штанины комбинезона, к-рые затягивались вздержкой. Жен. рукавицы и голов, уборы по конструкции и спо собам ношения не отличаются от мужских. Рацион питания характеризуется преобладанием мясной пищи. У оленных Ч. это оленье мясо, у мор. охотников —мясо мор. животных. При слабом развитии рыболовства рыба в питании Ч. значит, роли не играла. Растит, пища, за искл. ягод, к-рые впрок не заготавлива лись, использовалась в кач-ве добавок к мясным и рыб. блюдам. Это «моховая каша» (полупереваренный мох, к-рый добывался из оленьих желудков), листья ряда растений (напр, карликовой березы), коренья, внутр. часть древесной коры и корней березы. Растит, пища за готавливалась на зиму, как правило, в сквашенном виде. У Ч., как и у большинства народов Сибири, широко распространено сыроедение. Осн. технология приготов ления пищи —варка. Состав блюд не отличается разно образием. Это похлебки на осн. крови животных, варе ного мяса с добавлением субпродуктов и дикоросов. Для консервации мясо проваривалось в небольшом кол-ве воды с добавлением кореньев. Из полученного фарша скатывались большие шары, к-рые зимой проморажи вались. К традиц. напиткам относится чай. Праздники были связаны с хоз. циклами: у олен ных Ч. — с осенним и зим. забоем оленей, отелом, откочевкой стада на летовку и возвращением оттуда. Праздники примор. Ч. близки к эскимосским: весной праздник байдары по случаю 1-го выхода в море, ле том —праздник голов по случаю окончания охоты на тюленей, осенью —жертвоприношение морю, поздней осенью — праздник Кэрэткуна, хозяина мор. зверей, изображаемого в виде деревян. фигуры, к-рую сжигали по окончании праздника. Праздники сопровождались танцами под бубен, пантомимой, жертвоприношениями оленей, мяса, фигурок из оленьего жира, снега, дерева у оленных Ч., собак —у приморских. Фольклор Ч. включает космогонич. мифы, мифол. и ист. предания, сказки о духах, животных, похожде ниях шаманов, былички и др. Мифология имеет общие черты с мифами коряков, ительменов, эскимосов и североамер. индейцев (сюжет о Вороне —трикстере и демиурге и др.). Традиц. муз. инструменты —варган (хомус), бубен (ярар) и др. —делались из дерева, кости, китового уса. Кроме ритуал, танцев, были распространены также импровизир. развлекат. танцы-пантомимы. Характерен танец гшчьэйнен (букв, «горлом петь»), сопровождав шийся горловым пением и выкриками танцующих. Традиц. танцы Ч. сохраняются в исполнении проф. коллективов (первый проф. ансамбль «Эргырон» создан в 1968, и др.). Лит.: Богораз В.Г. Отчет об исследовании чукчей Колымского края / /О т д . оттиск из «Известий Восточно-Сибирского Отд. Им ператорского Русского Географического Общества» за 1899. Т. 30, вып. 1; Он же. Очерк материального быта оленных чукчей / / Сборник Музея Антропологии и Этнографии. СПб., 1901. Выи. 2; Народы Сибири. М.; Л ., 1956; Вдовин И.С. Очерки истории и этнографии чукчей. М.; Л., 1965; Гурвич И.С. Этническая исто рия северо-востока Сибири. М., 1966; Очерки истории Чукотки с древнейших времен до наших дней. Новосибирск, 1974. ЧУЛКОВ Василий Сергеевич (1746 —3 апр. 1807, Барнаул), горный специалист, администратор, обер- берггауптман 4 кл. (1799). Из мелкопомест. дворян. Обучался в гимназии при Московском ун-те. С 1761 —на Алтае. В 1771—79 служил на олонецких предприятиях в Карелии. В 1784—99 — управляющий Локтевской завод, конторой. В 1799—1807 — нач. Колывано-Вос- кресенских (Алтайских) заводов. Один из основателей алт. камнерезной пром-ти. Под рук-вом Ч. построены Локтевская шлифов, мельница (1786) и Колыванская шлифовальная фабрика (1802). Лит.: Гришаев В. Ф. Алтайские горные инженеры. Барнаул, 1999. А.А. Пережогин
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2