Историческая энциклопедия Сибири III
сиб. центрам доместикации, на осн. культуры охотников на дикого оленя, другая же предполагает заимствование Ч. оленеводства от тунгусов. Становление крупностад ного оленеводства на Чукотке датируется XVIII в., в теч. к-рого резко увеличивается поголовье домаш. оле ней, что к сер. XIX в. позволяет рассматривать его в кач-ве экон. основы об-ва Ч.-оленеводов. Исторически сложились 2 области расселения оленных Ч.: южная, в бас. р. Анадырь, и северная, от Анадырского хр. к по бережью Сев. Ледовитого океана. Внутри этих областей выделяются более мелкие группы оленных Ч., назва ния к-рых восходят к назв. территории, на к-рой они расселяются. Кочевое оленеводство определяет образ жизни и атрибутику культуры оленных Ч. Увеличение во 2-й пол. XIX в. внеш. спроса на продукцию чукот. оленеводства, сохранявшего натур, хар-р, способство вало вовлечению Ч. в товар, отношения (поставка на рынок мяса, шкур, кож, продукции ремесл. произв-ва). В кон. XIX — нач. XX в. оленеводство определяет и соц. расслоение чукот. об-ва. Для обществ, строя Ч. к нач. контактов с русскими были характерны перерастание патриархальной общи ны в соседскую и развитие имуществ. дифференциа ции. Олени, собаки, жилища и байдары находились в части, собственности, пастбища и промысл, угодья — в общинной. Осн. соц. единицей тундровых Ч. было стойбище из 3—4 родств. семей; у бедняков стойбища могли объединять семьи, не связанные родством, в стойбищах круп, оленеводов жили их работники с семьями. Группы по 15—20 стойбищ были связаны от ношениями взаимопомощи. Примор. Ч. объединялись по неск. семей в байдарную общину (этвэт йырын), возглавлявшуюся хозяином байдары. У оленных Ч. существовали патрилинейные родств. группы (варат), связанные общими обычаями (кровная месть, переда ча ритуал, огня, одинаковые знаки на лице во время жертвоприношений и др.). До XVIII в. было известно патриарх, рабство. У Ч. была распространена вера в духов. Болезни и бедствия приписывались действию злых духов (келет), охотящихся за человеч. душами и телами и пожирающих их. Среди животных особенно почитались белый мед ведь, кит, морж. Каждая семья имела набор священных предметов: связку амулетов, бубен, прибор для добы вания огня в виде доски грубой антропоморф, формы с углублениями, в к-рых вращалось лучковое сверло; огонь, добытый таким способом, считался священным, мог передаваться только среди родственников по муж. линии. Умерших сжигали на костре или оставляли в тундре, одев перед этим в погребальную одежду, обычно из белых шкур. Стариками, а также в случаях тяжелой болезни, горя, обиды и т. д. часто предпочиталась доб ровол. смерть от руки родственника; считалось, что она обеспечивает лучшую посмертную участь. Был развит шаманизм. Шаманы имитировали голоса животных, сопровождали свои действия игрой на бубне, пением или речитативом, плясками. Особенно почитались шама ны-мужчины, уподоблявшиеся женщинам, и наоборот. Особого костюма шаманы не имели. Процесс христианизации, начавшийся в кон. XVII в. и продолжавшийся до нач. XX в., привел к распро странению среди Ч. нек-рых элементов православия, сопровождавшего внедрение рус. культуры. Миссионер, деят-ть значит, усилилась после того, как во главе пра восл. церкви сев.-востока Сибири встал Иннокентий ( Вениаминов ), считавший, что приобщение аборигенов к вере возможно через повышение их культуры в целом. Церковь достаточно активно боролась с шаманизмом, в то же время терпимо воспринимая синкретич. с хрис тианством формы его выражения. В сов. период, когда атеистич. пропаганда была направлена в осн. против христианства, имело место возрождение традиц. веро ваний, неск. видоизмененных. Семья, в прошлом большая патриархальная, к кон. XIX в. превратилась в малую патрилокальную. Соглас но традиц. свадеб, обряду, невеста в сопровождении родственников приезжала к жениху на своих оленях. У яранги забивали оленя и его кровью невесте, жениху и их родственникам наносили на лицо родовые знаки жениха. Существовали элементы группового брака («переменный брак»), отработки за невесту, у богатых — многоженство. Мн. проблем у оленных Ч. возникало с диспропорцией в половой структуре (женщин было меньше, чем мужчин). Имя ребенку давали обычно через 2—3 недели после рождения. Осн. занятие тундровых Ч. —кочевое оленеводство, имевшее ярко выраженное мясное направление. Второе направление —получение шкур. Использовали также ездовых оленей в упряжке. Стада отличались сравнит, круп, размерами, олени были слабо одомашнены, вы пасались без помощи собак. Зимой стада держали в укрытых от ветра местах, перекочевывая по неск. раз за зиму, летом мужчины уходили со стадом в тундру, женщины, старики и дети жили в стойбищах по берегам рек или моря. Оленей не доили, иногда пастухи выса сывали молоко. Для приманивания оленя пользовались мочой. Кастрировались олени путем перекусывания семенных каналов. Осн. занятие береговых Ч. —охота на мор. зверя: зимой и весной —на нерпу и тюленя, летом и осенью — на моржа и кита. На тюленей охотились в одиночку, подползая к ним, маскировались и подражали движе ниям животного. На моржа охотились группами по неск. байдар. Традиц. охотничье оружие — гарпун с поплавком, копье, ременная сеть, со 2-й пол. XIX в. распространилось огнестрельное оружие, Методы охоты упростились. Иногда стреляли тюленей на большой скорости с нарт. Рыболовство, кроме бас. Анадыря, Колымы и Чауна, было развито слабо. Промыслом рыбы занимались мужчины. Рыбу ловили сачком, удой, сетями, летом —с байдар, зимой —в проруби. Лосося заготавливали впрок. До появления огнестрел. оружия охотились на дикого оленя и горн, барана, впоследствии почти полностью истребленных; под влиянием торговли с русскими распространился пушной промысел. До наст, времени сохранилась охота на птиц с помощью «бола» (метательные орудия из неск. веревок с грузами, к-рые опутывали летящую птицу). Раньше при охоте на птиц пользовались также дротиками с метательной дощечкой, петлями-ловушками; гаг били в воде палками. Женщины и дети занимались также сбором съедобных растений. Корни выкапывали орудием с наконечником из рога, позднее —из железа. Традиц. ремесла —выделка меха, плетение сумок из волокон кипрея и дикой ржи у женщин, обработка кости у мужчин. Развиты худ. резьба и гравировка по кости и моржовому клыку, аппликация из меха и тюленьей кожи, вышивка оленьим волосом. Для чукот. орнамента характерен мелкий геометр, узор. В XIX в. на вост. побережье возникли кустар. объединения по произв-ву резных предметов из морж, кости на продажу. В XX в. развилась сюжетная гравировка по кости и морж, клыку (работы Вуквола, Вуквутагина, Гемауге, Хальмо, Ичеля, Еттуги и др.). Центром косторезного искусства стала мас терская в с. Уэлен (создана в 1931). Во 2-й пол. XIX в. мн. Ч. стали наниматься на китобойные шхуны и зол. прииски. Большинство совр. Ч. занимается традиц. ви дами деят-ти в рамках оленевод, и промысл, хоз-в. Часть занята в жив-ве, звероводстве, тепличном овощеводстве, сферах обслуживания, образования и здравоохранения.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2