Историческая энциклопедия Сибири III

ЧУКЧИ 511 Р. Кента), фотодокум. материалов по истории Чукотки. Экспозиция (4 зала) представлена разделами: «Чукотка в составе Русского государства», «Материальная куль­ тура и быт коренных народов Чукотки», «Политика Российского государства на Чукотке в XIX — нач. XX в.», «Чукотка в советское время», «Косторезное искусство», «Природа края». Музей издал 6 вып. «За­ писок Чукотского окружного краеведческого музея» (1958—73), буклет по отделу природы (1981). С 1976 открыты филиалы: музеи краевед, профиля — Билибинский, Иультинский, Провиденский, Певекский и Чаунский; Литературный музей (Анадырь); Музей резной кости (с. Уэлен), Провиденский краевой музей береговых эскимосов. Сокр. перепеч.: Р о с сий ская музейная энциклопедия. М ., 2001. Т. 2. ЧУКОТСКИЙ язык, относится к чукотско-камчат. семье палеоазиатских языков. Для Ч. я. характерны гармония гласных по подъему: наличие морфем (и корневых, и аффиксальных) с чередующимися и с без- вариантно «сильными» гласными, изменение «слабых» гласных на парные «сильные» в морфемах с чередую­ щимися гласными, если в словоформе есть хотя бы одна морфема с безвариантно «сильным» гласным; двусто­ ронняя агглютинация; категория «человек/нечеловек» у существительных; субъектно-объектное спряжение; эргативный строй предложения; инкорпорация как вид синтаксической связи; свобод, порядок слов, преим. — субъект, предикат, объект, препозиция атрибутов. По данным переписи 2002, числ. чукчей составляет 15 767 чел., родным яз. владеют 7 742 чел. Ч. я. составляют вост. (уэленский) диалект примор. чукчей, зап. -(колымский) — оленных и группа юж. диалектов (энликейский, хатырский, нунлигранский и др.). Носители разных диалектов хорошо понимают друг друга. Ч. я. имеет статус языка корен, малочисл. народа РФ, служит средством межнац. общения на сев.-восто­ ке России ( эскимосов, юкагиров, эвенов, коряков — с чукчами), является регион, офиц. языком на тер. Респ. Саха (Якут ия). Письменность на Ч. я. появилась в нач. XIX в.: первые переводы богослужеб. текстов на Ч. я. на основе кириллицы сделаны в 1820-х гг., 1-я книга написана в 1823, 1-й словарь издан в 1898. Вскоре после этого начали преподавать Ч. я. как учеб. пред­ мет, издавать газеты и худ. произведения на Ч. я. В 1930 на базе уэленского диалекта была создана чукот. письменность на основе лат. алфавита, а в 1937 лати­ ницу заменили кириллицей. На Ч. я. издано более 200 ориг. и переводных произведений, издаются газеты и журналы. В наст, время Ч. я. изучается как учеб. предмет в нач. и ср. школе, а также в Магаданском пед. училище, Чукотском многопрофильном колледже, Российском гос. педагогическом ун-те им. А.И. Гер­ цена (С.-Петербург), Международном педагогическом ун-те (Магадан). Начало науч. изучению Ч. я. было положено в кон. XIX в. В.Г. Богоразом , к-рый занимался срав­ нит. исслед-ем языков и фольклора чукчей, коряков и ительменов, мат. и духов, культуры чукчей, написал граммат. очерк Ч. я. (1934), составил чукот.-рус. сло­ варь (1937), подготовил и опубликовал неск. сб. чукот. фольклора. Язык и этнографию чукчей изучали также ученики В.Г. Богораза: фонетист Г.И. Мельников и П.Я. Скорик, автор рус.-чукот. словаря и 2-томной грамматики. Т.А. Молл и П.И. Инэнликэй составили чукот.-рус. словарь (1957, 2-е изд. 2005). Вклад в изу­ чение Ч. я. внесли И.С. Вдовин, Л.В. Беликов и др. В кон. XX в. чукот. фонетику изучал А.С. Асиновский, синтаксис —С.И. Соколов, лексику —И.В. Куликова (Кымырультынэ). Сравнит.-ист. описание Ч. я. выпол­ нила И. А. Муравьева (1973). Исслед-я по Ч. я. ведутся в Ин-те лингвистических исследований РАН и Ин-те народов Севера Российского гос. педагогического ун-та им. А. И. Герцена (С.-Петербург). Лит.: Богораз В.Г. Материалы по изучению чукотского языка и фольклора, собранные в Колымском округе. СПб., 1900. Ч. 1; Он же. Луораветланско-русский (чукотско-русский) словарь. М.; Л ., 1937; Языки и письменность народов Севера. М.; Л ., 1934. Ч. 3; Скорик II.Я. Грамматика чукотского языка. Л ., 1961. Ч. 1; 1977. Ч. 2; Палеоазиатские языки. М., 1997 (Языки мира); Письмен­ ные языки мира. М., 2003. Кн. 2; Чукотские мифы и фольклор­ ные тексты, собранные В. Г. Богоразом. ТЬе СЬиксЫ Му1Ьз апй Ро1к1оге Тех1;8 со11ес1ес1 Ьу УЬсЬпнг Ворогах. Ке1гап5спЪес1, сЬескес! апй Сгап51аГес1 т(;о РгепсЬ Ьу СЬаг1е§ ХУетзЫп. Куо1о, 2004; Молл Т.А., Пнэнликэй П .П . Чукотско-русский словарь. 2-е изд. СПб., 2005. А.А. Мальцева ЧУКЧИ (самоназв. лыгъо равэтлъан —«настоящие люди»). Осн. масса Ч. живет в Чукотском авт. окр., на севере Камчатского края и на востоке Респ. Саха (Я кут ия ). Числ. Ч. (тыс. чел.): 1959 — 11,7, 1970 — 13,5, 1979 - 13,9, 1989 - 15,1, 2002 - 15,8. Ч., наряду с эскимосами, коряками и ительменами, включаются в материковую группу популяций аркт. расы, генетически связанную с тихоокеан. монголоида­ ми. В то же время специфич. теплорегуляц. комплекс Ч. и эскимосов свидетельствует о длительности их проживания в экстремальных условиях сев.-востока Сибири. Письменность создана в 1930 на осн. единого сев. алфавита. В 1932 В. Г. Богоразом составлен 1-й чукот. букварь. С этого времени распространением письмен­ ности на Чукотке руководил спец. окружной комитет. Успешному распространению грамотности способство­ вало относит, единство чукот. яз. Исторически Ч. представлены 2 этногр. группами: оленные (чавчу, Ч.-оленеводы) расселяются в кон­ тинент. части Чукотки, береговые (анкалын, от ан — море, кальн —приморский) —в прибрежной, это охот­ ники на мор. зверя. Согласно совр. этногенетич. представлениям Ч. считаются аборигенами континент. Чукотки. Их предки сформировались здесь на рубеже IV—III тыс. до н. э. Основанная на охоте на диких оленей культура этого населения в достаточно стабильных природ.-климат, условиях просуществовала здесь до кон. XVII —нач. XVIII в. В то же время совр. хоз.-культур, разнообра­ зие этноса отражает актив, контакты Ч. с соседними народами. Для формирования береговых Ч., охотни­ ков на мор. зверя, решающее значение начиная с сер. I тыс. н. э., имели их контакты с эскимосами. Это было взаимодействие 2 охотничьих традиций, в нач. период, в связи с отличиями практически во всех аспектах куль­ туры, происходившее в форме обмена. Впоследствии часть Ч. — континент, охотников на оленя перешла к оседлому образу жизни и занятию мор. зверобойным промыслом. При корен, трансформации экономики и культуры они не утратили своей этнич. специфики в силу демогр. ситуации (Ч. было больше) и характера освоения территории (подселение в эскимос, поселки, но образование в них собств. общин, создание чукот. поселений). Чукот. и эскимос, культуры сосуществовали в условиях взаимовлияния. Сохранению этнич. куль­ туры береговыми Ч. способствовали и их достаточно интенсив, контакты с Ч.-оленеводами. История формирования оленных Ч. не столь оче­ видна. Согласно одной из точек зрения, оленеводство на Чукотке возникает конвергентно по отношению к др.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2