Историческая энциклопедия Сибири III

ков. К нач. XIX в. сформировались 2 этногр. группы Ч.: оседлые (марковцы, анадырцы), расселенные в р-не с. Марково и небольших заимках по р. Анадырь, в значит, степени обрусевшие, и кочевые, оленные, рас­ селенные в верховьях Анадыря, близкие по культуре к оленным чукчам и корякам. В кон. XIX в. Ч. составляли одно из 5 «обществ» Анадырской округи. Говорили на «марковском» диалекте, называя себя марковцами, анадырцами, анадырщиками. В XIX в. для оседлых Ч.-марковцев был характерен юкагир, тип хоз-ва, включавший рыболовство, охоту на дикого оленя на переправах, разведение ездовых собак. Жили в общих с рус. старожилами и юкагирами селе­ ниях, в срубных домах, обычно с плоской крышей без потолка, земляным полом и чувалом (очаг из жердей, обмазанный глиной). В нек-рых хоз-вах были бани. В июне, в ожидании хода красной рыбы (кета, горбуша), всей семьей перекочевывали на летники, расположенные вблизи рыб. тоней. Рыбу солили, квасили в ямах, заго­ тавливали юколу. Осенью охотились на диких оленей на плавях. На охоту выезжали на долбленых лодках- каяках, охотились с помощью «поколюг» —спец. пик. Занимались также пушной охотой. Кочевые Ч. занимались крупнотабунным олене­ водством. Жили в ярангах. Совр. кочевые Ч. работают совместно с чукчами и эвенами в оленеводч. хоз-вах, часть оседлых Ч. в хоз-вах занимаются ловом и перера­ боткой рыбы. Собаководство практически исчезло. Мн. из марковцев заняты в жив-ве и огородничестве. Зимой Ч. носили меховую одежду чукот. типа — двойную меховую кухлянку и двойные штаны, летом — камлейку —глухую одежду с капюшоном того же пок­ роя, что и кухлянка, но из ровдуги или ткани. Обувь изготавливали из нерпичьей кожи, камусов, ровдуги. Марковцы использовали рус. одежду. Оседлые Ч. питались гл. обр. рыбой и оленьим мясом с приправой из кореньев —продуктов собирательства. По праздникам пекли хлеб, пироги. Из напитков из­ готовляли брагу, в больших кол-вах пили чай. Пища кочевых Ч. состояла в осн. из мяса оленя. В кач-ве возбуждающего и опьяняющего средства Ч., подобно чукчам и корякам, использовали мухомор. Духов, культура и соц. отношения оседлых Ч. испы­ тали значит, рус. влияние. Отмечались церк. праздники, в домах имелись иконы и церк. книги. Свадьбы справ­ лялись по рус. обычаю. Умерших хоронили по правосл. нормам, но в гроб мужчине клали табак, женщине — орудия для рукоделия. И у оседлых, и у кочевых Ч. был широко распространен охотничий фольклор, где совмещались действит. и фантастич. сюжеты. У совр. марковцев сохраняются старинные рус. былины, песни, сказки. Кочевые Ч. в осн. сохраняют традиц. верова­ ния, православием затронуты мало. Отмечали сезонные праздники, связанные с оленеводч. хозяйств, циклом, сопровождаемые забоем оленей, жертвоприношениями и проч. Было развито шаманство , распространены антропо- и зооморф, фигурки из дерева, кожи, кости, камни для гадания, аналог, корякским аняпелям. Лит.: Народы России: Энциклопедия. М., 1994; Северная энциклопедия. М., 2004. ЧУДНОВСКИЙ Соломон Лазаревич (25 марта 1849, Херсон — 3 сент. 1912, Одесса), народник, по­ лит. ссыльный. Из купеч. семьи. Окончил Херсонскую гимназию (1868). Учился в С.-Петербургской медико- хирург. академии, за участие в студ. волнениях 1868—69 исключен и выслан на родину. В 1871 жил в Одессе, участвовал в деят-ти мест, кружка чайковцев. В 1872—73 обучался в Вене, по возвращении вместе с А.И. Желя­ бовым ведал доставкой нелегал, народнич. литературы в Россию. Арестован в янв. 1874 и по «процессу 193-х» осужден на 5 лет каторж. работ, замененных ссылкой в Сибирь (Томск, Ялуторовск, Барнаул, Иркутск). В Сибири активно занимался изучением оощины крестьян­ ской, переселений, образования и ссылки. Гл. при­ чину переселений Ч. связывал с ухудшением мат. положения крестьян в Европ. России и выступал за свободу крест, миграций в регион. Сотрудничал в мест, периодике («Сибирь», «Сибирская газета»), подбирал литературу для 6-ки иркут. Об-ва приказчиков. В 1893 вернулся в Одессу, в 1905 вступил в Партию народной свободы. Соч.: Из давних лет. Воспоминания. М., 1934; Переселенческое дело на Алтае (Статистико-экономический очерк). Иркутск, 1889; Очерки народного юридического быта Алтайского горного округа / / Русское богатство. 1894. № 10; Колонизационное значение сибирской ссылки //Р у с с к а я мысль. 1896. № Ю; Волостной суд на Алтае / / Сиб. сборник. Иркутск. 1896. Вып. 2. М. В. Шиловский ЧУДСКИЕ КОПИ, рус. название в XVIII—XIX вв. для обозначения древ., «дорусских», разработок мед­ ных, оловян. и зол. руд. На тер. Юж. Урала разраба­ тывались медистые песчаники, на Алтае —полиметал. руды, в Вост. Казахстане (Калбинский и Нарымский хр.) —касситеритовые месторождения олова, на Зап. Са- яне и в Кузнец. Алатау —медные руды. Сиб. первопро­ ходцы считали, что выработки были оставлены некогда жившим здесь народом чудь. Акад. И.П . Фальк, путе­ шествуя по Сибири в 1771, после посещения Барнау­ ла и ознакомления с горно-металлург. произв-вом на Алтае записал в дневнике, что русские называют пре­ жних обитателей страны чудью, чудаками или чудскими жителями от слова «чудь», т. е. «чудаки», «балагуры» или «странные люди». Родиной этого слова считается северо-запад России. Чудью русские называли своих соседей эстов, а также др. финские племена к востоку от Онежского оз., по рекам Онега и Сев. Двина. Све­ дения о чуди содержатся и в сиб. летописях (напр., Есиповской). На Алтай этноним «чудь» принесли в нач. XVIII в. рус. переселенцы из Европ. России. С этим термином связано большое кол-во легенд и мифов. Ши­ роко распространены подоб. легенды на Урале, к-рый является связующим звеном между сев.-зап. частью и Алтаем, где также бытовали предания о чуди. Легенды, связанные с чуд. местами —курганами и городищами, подзем, пещерами и ходами, возникнув на сев.-западе Руси, продвигались затем вслед за рус. переселенцами сначала на Урал, а затем и на Алтай. Интерес к древ, рудникам Алтая изначально стимулировался экон. ос­ воением горноруд. месторождений. Большую их часть открыли по следам Ч. к. Осн. признаком при поисках руд служили остатки древ, горных выработок: ямы, шахты и отвалы вокруг них. Уже в XVII в. на старые «рудокопия» ездили экспедиции. Науч. сведения о Ч. к. были получены участниками акад. экспедиций XVIII в. Д. Г. Мессершмидтом, Г.Ф. Миллером , И. Г. Емели­ ном, П. С. Палласом, И.П. Фальком, а также горными инженерами и служащими Колывано-Воскресенского горного окр. И. Лейбе, И.Ф. Германом, И .М . Ренован- цем и др. В XIX в. описанием и фиксацией памятников древ, горноруд. дела, а также собиранием предметов, обработкой коллекций и публикацией материалов занимались Г.И. Спасский, А. Гумбольдт, Г.Е. ГЦу- ровский, П.А. Чихачев, Э.И. Эйхвальд, И.О. Лавров, В.В. Радлов, Д.Н. Анучин и др. В XX в. существ, вклад в изучение древ, горно-металлург. произв-ва на Алтае по письмен, источникам внесли М.А. Демин и М.Ф. Розен. Первые круп, археол. работы по исслед-ю древ, зол., медных и оловян. копей провел С.С. Черников в 1936

RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2