Историческая энциклопедия Сибири III
из области переустройства мира в сферу постижения самих себя, оценки собств. внутр. возможностей. Поя вились новые знаковые имена, как правило, зарубежные (П. Коэльо, X. Мураками), чьи произведения наиболее насыщены опытом индивид, выстраивания человеч. судьбы. Усилился интерес к работам прикл. хар-ра по философии, психологии, религии, Ч. к-рых пред полагает реальную пользу (учит, как стать успешным, здоровым и счастливым). В то же время социол. исслед-я показывают, что читатель сиб. провинции продолжает оставаться в си ловом поле рус. классич. лит. Среди наиболее ценимых писателей в самых разных группах населения неизменно называют А.С. Пушкина, М.А. Булгакова, Ф.М. До стоевского, Л.Н. Толстого, А.П. Чехова. Продолжают оставаться востреб. книги ист. тематики. В совр. России новая парадигма Ч. лишь начинает складываться, постоянно меняет свои конкрет. черты. Ее дальнейшее развитие во мн. зависит от самоиденти фикации об-ва, а также усилий гос-ва по обеспечению равного доступа всего населения страны к книгам и др. источникам информации. См. Книжная торговля, Книгоиздание. Лит.: Личков Л .С . Как и что читает народ в Восточной Сиби ри / / Р у с . мысль. 1896. № 1—2; З верева К .Е ., З в ер е в В.А. Круг чтения крестьянства Сибири в период капитализма в 80-е гг. XIX — начале XX в. //Распространение книги в Сибири (конец XVIII — начало XX в.). Новосибирск, 1990; Савенко Е.Н. Читательские интересы сибиряков в период Великой Отечественной войны / / Издание и распространение книги в Сибири и на Дальнем Востоке. Новосибирск, 1993; Она же. Чтение сибиряков в середине 60-х — первой половине 80-х гг. XX в. как выражение общественных на строений «застоя» //К н и г а в российской провинции: парадигмы и альтернативы книжной культуры Сибири в 60-х годах XX —начале XXI века. Новосибирск, 2005; Дергачева-Скоп Е .И., Алексеев В.Н. Книжная культура старообрядцев и их четья литература: К проблеме типологии чтения / / Русская книга в дореволюционной Сибири. Археография книжных памятников. Новосибирск, 1996; Очерки ис тории книжной культуры Сибири и Дальнего Востока. Новосибирск, 2000—2006. Т. 1—5; Аскарова В.Я. Динамика концепции российского читателя (конец X —нач. XX в.). СПб.; Челябинск, 2003; Волкова В. Н. Чтение в современной Сибири: некоторые аспекты изучения //К н и га, общество, читатель: Современные аспекты. Новосибирск, 2004; Она же. Российский читатель начала XXI века: штрихи к портрету (по материалам сибирских исследований) / / Культурологические исследования в Сибири. Омск, 2005. № 2. В.Н. Волкова ЧУВАНСКИЙ ЯЗЫК. 1. Мертвый диалект юка гирского я з . , по-видимому, близкий к совр. верхнеко- лым. диалекту; использовался в XVII —нач. XVIII в.; нек-рые ученые считают его самостоят. языком; был распространен в бас. Анадыря; сохранились перево ды 22 фраз, записанных в 1781 И. Бенцингом, и 210 слов, записанных Ф .Ф . Матюшкиным; исследованы О. Тайёром. 2. Язык совр. чуванцев —этнич. группы, сформировавшейся в результате смешения русских , осевших в бас. Анадыря, с корен, этносами ( юкагиры , чукчи, коряки). Чуванцы проживают компакт, группами в осн. в Анадырском р-не Чукотского авт. окр. Их числ. со ставляла в 1926 —27 379 чел., в 1989 —1 384, в 1999 — 1 511 чел. Между группами чуванцев поддерживаются устойчивые контакты, охватывающие и диаспору в пре делах Чукотки и Магаданской обл. Согласно переписи 1989, 21,4% чуванцев владеют родным яз., 26,7% — рус.-чуван. билингвы. По мнению А. А. Бурыкина, рус. яз. владеют 100% чуванцев. В XIX —нач. XX в. функ цию языка межэтнич. общения выполнял для чуванцев чукот. яз. До 1960-х гг. нек-рые чуванцы были рус.- чуван. билингвами. При этом Ч. я. использовался для семейного общения представителями ст. и ср. поколения. Полиэтничность нас. пунктов, где живут чуванцы, и смешанные браки стали осн. причинами пассив, владе ния Ч. я. По оценке Н.Б. Вахтина, в наст, время он не является средством общения; сохранившиеся элементы языка осознаются как культур, ценность и средство этнич. идентификации, почти не оказывая интерфери рующего воздействия на рус. речь чуванцев. Ч. я. сформировался на основе сев.-великорус, на речия с многочисл. лексич. заимствованиями из языков народов Сибири — чукотского , корякского , юкагирско го, а также якутского. По версии Бурыкина, одной из возможных причин этого были значит, диалект, разли чия юкагир, яз. XVII—XVIII вв., а также этнич. неод нородность групп, принимавших участие в этногенезе совр. чуванцев. Ч. я. обнаруживает сходство с языками камчадалов и колымчан, а также жителей Рус. Устья. Его граммат. особенности исследовались специалистами по рус. старожильческим говорам Сибири и Д. Востока (К.М. Браславец, Г.В. Зотов). Своеобразие фонетики Ч. я. сформировалось, возможно, под влиянием особого жен. произношения чукот. яз. —«цоканья». В лексике прослеживается влияние якут., чукот., а также юкагир, и эвен. яз. Заимствованные лексемы являются в осн. наименованиями природно-геогр. среды и реалий хоз. деят-ти, бытующих у контактирующих этносов. В Ч. я. сохранились нек-рые лексич. архаизмы сев.-великорус, наречия, а также появились специфич. инновации. Тер ритор. диалектов нет. Своей письменности Ч. я. не имеет. В кач-ве письм. языка с самого начала формирования чуван. этнич. общности используется рус. лит. яз. Первые письм. ма териалы чуванцев —документы Анадырского острога, известные с сер. XVII в. Формой актив, бытования Ч. я. является фольклор — сказки, предания, пословицы, поговорки и особенно пес ни различ. жанров, входящие в репертуар популярного на Чукотке народ, коллектива «Мартовские вечерки». Необходимость сохранения своей язык, и культур, самобытности остро осознается представителями чуван этноса. Ч. я. в макс. мере испытывает влияние рус. лит. яз. Обучение Ч. я. в школе потребовало бы значит, уси лий по сбору и обработке язык, материалов и созданию условий для поддержания язык, среды. Лит.: Матюшкин Ф. Ф. Собрание слов чуванского и омокского языков //Врангель Ф .П. Путешествие по северным берегам Сибири и Ледовитому морю, совершенное в 1820—1824 гг. СПб., 1841. Ч. 2; ТаШеиг О. С. Ье сНа1ес1е ШЬоиуапе йи уоикафг / / 11га1-А1(:а15сЬе УаЬгЬйсЬег. \У1е5Ьас1еп, 1962; Лингвистический энциклопедический словарь. М., 1990; Языки народов России: Красная книга. Энцикл. словарь-справочник. М., 2002. И.Я. Селютина ЧУВАНЦЫ, этэль, этал (самоназв.), корен, народ Чукотского авт. окр. Проживали в р-не Шелагского мыса, в бас. ниж. и ср. течения р. Палаваам, в вер ховьях рек Амгуэма, Чаун, Бол. и Мал. Анюй. Числ. в России (тыс. чел.): 1926 —0,7, 1989 —1,4, 2002 —1,1. Между переписями 1926 и 1989 учитывались как чукчи и русские. Относятся к байкал. антропол. типу североазиат. расы. В рус. источниках Ч. упоминаются с сер. XVII в. как один из юкагир, родов. Занимались кочевым олене водством, охотой на диких оленей и рыболовством. Еще до прихода русских занимались посреднич. деят-тью в меновой торговле чукчей с населением Охотского побережья. Делились на патрилинейные роды, воз главлявшиеся князьцами, или тойонами. Жили в переносных конич. чумах и конич. жилищах с остовом из жердей, крытых корой и дерном. С обращением в XVII—XVIII вв. Ч. в христианство процесс сближения с русскими усилился. В XVIII—XIX вв. отд. группы Ч. испытывали культур, и язык, влияние чукчей и коря 3 1 Заказ Л» 284
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2