Историческая энциклопедия Сибири III

из области переустройства мира в сферу постижения самих себя, оценки собств. внутр. возможностей. Поя­ вились новые знаковые имена, как правило, зарубежные (П. Коэльо, X. Мураками), чьи произведения наиболее насыщены опытом индивид, выстраивания человеч. судьбы. Усилился интерес к работам прикл. хар-ра по философии, психологии, религии, Ч. к-рых пред­ полагает реальную пользу (учит, как стать успешным, здоровым и счастливым). В то же время социол. исслед-я показывают, что читатель сиб. провинции продолжает оставаться в си­ ловом поле рус. классич. лит. Среди наиболее ценимых писателей в самых разных группах населения неизменно называют А.С. Пушкина, М.А. Булгакова, Ф.М. До­ стоевского, Л.Н. Толстого, А.П. Чехова. Продолжают оставаться востреб. книги ист. тематики. В совр. России новая парадигма Ч. лишь начинает складываться, постоянно меняет свои конкрет. черты. Ее дальнейшее развитие во мн. зависит от самоиденти­ фикации об-ва, а также усилий гос-ва по обеспечению равного доступа всего населения страны к книгам и др. источникам информации. См. Книжная торговля, Книгоиздание. Лит.: Личков Л .С . Как и что читает народ в Восточной Сиби­ ри / / Р у с . мысль. 1896. № 1—2; З верева К .Е ., З в ер е в В.А. Круг чтения крестьянства Сибири в период капитализма в 80-е гг. XIX — начале XX в. //Распространение книги в Сибири (конец XVIII — начало XX в.). Новосибирск, 1990; Савенко Е.Н. Читательские интересы сибиряков в период Великой Отечественной войны / / Издание и распространение книги в Сибири и на Дальнем Востоке. Новосибирск, 1993; Она же. Чтение сибиряков в середине 60-х — первой половине 80-х гг. XX в. как выражение общественных на­ строений «застоя» //К н и г а в российской провинции: парадигмы и альтернативы книжной культуры Сибири в 60-х годах XX —начале XXI века. Новосибирск, 2005; Дергачева-Скоп Е .И., Алексеев В.Н. Книжная культура старообрядцев и их четья литература: К проблеме типологии чтения / / Русская книга в дореволюционной Сибири. Археография книжных памятников. Новосибирск, 1996; Очерки ис­ тории книжной культуры Сибири и Дальнего Востока. Новосибирск, 2000—2006. Т. 1—5; Аскарова В.Я. Динамика концепции российского читателя (конец X —нач. XX в.). СПб.; Челябинск, 2003; Волкова В. Н. Чтение в современной Сибири: некоторые аспекты изучения //К н и ­ га, общество, читатель: Современные аспекты. Новосибирск, 2004; Она же. Российский читатель начала XXI века: штрихи к портрету (по материалам сибирских исследований) / / Культурологические исследования в Сибири. Омск, 2005. № 2. В.Н. Волкова ЧУВАНСКИЙ ЯЗЫК. 1. Мертвый диалект юка­ гирского я з . , по-видимому, близкий к совр. верхнеко- лым. диалекту; использовался в XVII —нач. XVIII в.; нек-рые ученые считают его самостоят. языком; был распространен в бас. Анадыря; сохранились перево­ ды 22 фраз, записанных в 1781 И. Бенцингом, и 210 слов, записанных Ф .Ф . Матюшкиным; исследованы О. Тайёром. 2. Язык совр. чуванцев —этнич. группы, сформировавшейся в результате смешения русских , осевших в бас. Анадыря, с корен, этносами ( юкагиры , чукчи, коряки). Чуванцы проживают компакт, группами в осн. в Анадырском р-не Чукотского авт. окр. Их числ. со­ ставляла в 1926 —27 379 чел., в 1989 —1 384, в 1999 — 1 511 чел. Между группами чуванцев поддерживаются устойчивые контакты, охватывающие и диаспору в пре­ делах Чукотки и Магаданской обл. Согласно переписи 1989, 21,4% чуванцев владеют родным яз., 26,7% — рус.-чуван. билингвы. По мнению А. А. Бурыкина, рус. яз. владеют 100% чуванцев. В XIX —нач. XX в. функ­ цию языка межэтнич. общения выполнял для чуванцев чукот. яз. До 1960-х гг. нек-рые чуванцы были рус.- чуван. билингвами. При этом Ч. я. использовался для семейного общения представителями ст. и ср. поколения. Полиэтничность нас. пунктов, где живут чуванцы, и смешанные браки стали осн. причинами пассив, владе­ ния Ч. я. По оценке Н.Б. Вахтина, в наст, время он не является средством общения; сохранившиеся элементы языка осознаются как культур, ценность и средство этнич. идентификации, почти не оказывая интерфери­ рующего воздействия на рус. речь чуванцев. Ч. я. сформировался на основе сев.-великорус, на­ речия с многочисл. лексич. заимствованиями из языков народов Сибири — чукотского , корякского , юкагирско­ го, а также якутского. По версии Бурыкина, одной из возможных причин этого были значит, диалект, разли­ чия юкагир, яз. XVII—XVIII вв., а также этнич. неод­ нородность групп, принимавших участие в этногенезе совр. чуванцев. Ч. я. обнаруживает сходство с языками камчадалов и колымчан, а также жителей Рус. Устья. Его граммат. особенности исследовались специалистами по рус. старожильческим говорам Сибири и Д. Востока (К.М. Браславец, Г.В. Зотов). Своеобразие фонетики Ч. я. сформировалось, возможно, под влиянием особого жен. произношения чукот. яз. —«цоканья». В лексике прослеживается влияние якут., чукот., а также юкагир, и эвен. яз. Заимствованные лексемы являются в осн. наименованиями природно-геогр. среды и реалий хоз. деят-ти, бытующих у контактирующих этносов. В Ч. я. сохранились нек-рые лексич. архаизмы сев.-великорус, наречия, а также появились специфич. инновации. Тер­ ритор. диалектов нет. Своей письменности Ч. я. не имеет. В кач-ве письм. языка с самого начала формирования чуван. этнич. общности используется рус. лит. яз. Первые письм. ма­ териалы чуванцев —документы Анадырского острога, известные с сер. XVII в. Формой актив, бытования Ч. я. является фольклор — сказки, предания, пословицы, поговорки и особенно пес­ ни различ. жанров, входящие в репертуар популярного на Чукотке народ, коллектива «Мартовские вечерки». Необходимость сохранения своей язык, и культур, самобытности остро осознается представителями чуван этноса. Ч. я. в макс. мере испытывает влияние рус. лит. яз. Обучение Ч. я. в школе потребовало бы значит, уси­ лий по сбору и обработке язык, материалов и созданию условий для поддержания язык, среды. Лит.: Матюшкин Ф. Ф. Собрание слов чуванского и омокского языков //Врангель Ф .П. Путешествие по северным берегам Сибири и Ледовитому морю, совершенное в 1820—1824 гг. СПб., 1841. Ч. 2; ТаШеиг О. С. Ье сНа1ес1е ШЬоиуапе йи уоикафг / / 11га1-А1(:а15сЬе УаЬгЬйсЬег. \У1е5Ьас1еп, 1962; Лингвистический энциклопедический словарь. М., 1990; Языки народов России: Красная книга. Энцикл. словарь-справочник. М., 2002. И.Я. Селютина ЧУВАНЦЫ, этэль, этал (самоназв.), корен, народ Чукотского авт. окр. Проживали в р-не Шелагского мыса, в бас. ниж. и ср. течения р. Палаваам, в вер­ ховьях рек Амгуэма, Чаун, Бол. и Мал. Анюй. Числ. в России (тыс. чел.): 1926 —0,7, 1989 —1,4, 2002 —1,1. Между переписями 1926 и 1989 учитывались как чукчи и русские. Относятся к байкал. антропол. типу североазиат. расы. В рус. источниках Ч. упоминаются с сер. XVII в. как один из юкагир, родов. Занимались кочевым олене­ водством, охотой на диких оленей и рыболовством. Еще до прихода русских занимались посреднич. деят-тью в меновой торговле чукчей с населением Охотского побережья. Делились на патрилинейные роды, воз­ главлявшиеся князьцами, или тойонами. Жили в переносных конич. чумах и конич. жилищах с остовом из жердей, крытых корой и дерном. С обращением в XVII—XVIII вв. Ч. в христианство процесс сближения с русскими усилился. В XVIII—XIX вв. отд. группы Ч. испытывали культур, и язык, влияние чукчей и коря­ 3 1 Заказ Л» 284

RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2