Историческая энциклопедия Сибири III

уже осознавалась. Гл. свойство этой группы —отрывоч­ ность знаний, тяга к облегченному и занимат. Ч., пре­ им. лит. развлекат. хар-ра, ист., любов., «уголовных» романов. Большое место в чтении занимали иллюстрир. еженед. журналы («Нива», «Родина», «Живописное обозрение», «Всемирная иллюстрация», «Луч»). Из­ даваемые ими с 1880-х гг. в виде ежемес. бесплат. приложений романы и повести популярных в народе авторов, книг по домоводству, для детей способст­ вовали расширению круга Ч. этой группы населения. Регулярным становилось Ч. газет, в первую очередь мест. («Сибирский вестник», «Сибирская газета», «Гу­ бернские ведомости»). Ч. в среде гор. низов (часть мещан, ремесленники, кустари, фаб. рабочие, солдаты, отставные ниж. чины и их семьи) чаще всего носило случайный, необязат. хар-р. Как правило, в базар, лавочках, на ярмарках, у офеней покупались сонники, оракулы, песенники, жития святых, народ, сказки, авантюр, рыцар. романы. Проводимые в 1880—90-е гг. мест, просвет, об-вами бес­ плат. народ, воскресные чтения несколько расширяли читат. потребности этой группы населения. Ч. крестьян во мн. сохраняло традиц. черты, носило религ.-поучит, хар-р, было менее развито, чем в гор. среде. В то же время необходимость разбираться в за- конодат-ве, служба в армии и др. факторы приводили к расширению потребности крестьян в Ч., меняли его стимулы и хар-р, что наиболее заметно проявилось в р-нах, затронутых модернизацией, пригородных и круп, трактовых селениях. К кон. XIX в. доля светской лит. в Ч. крестьян заметно выросла. Пользовалась спросом на- учно-популяр. лит. по с. х., соц.-экон. и полит, вопросам, книги о путешествиях, описания разных стран и народов, легкая беллетристика (в число к-рой иногда попадали и произведения рус. классики), иллюстрир. еженедельни­ ки, газеты для крестьян «Сельский вестник», «Сельский хозяин». Росло число крестьян-читателей сел. 6-к. В то же время осн. масса крестьян, будучи неграмотной, могла приобщаться к Ч. лишь с помощью посредников, а кол-во книг, попадавших в село, было крайне мало. Количеств, рост читателей-сибиряков значительно ограничивался уровнем грамотности населения. В 1897 за Уралом лишь 12,4% жителей были грамотными (в Европ. России —22,9%). Предокт. (1917) период XX в. с его катаклизмами — Русско-японской и Первой мировой войнами , револю­ цией 1905—1907 и революциями 1917 —внес серьезные изменения в хар-р Ч. жителей региона. Вовлеченность больших людских масс в соц.-полит, события пробудила в них потребность в опер, информации о происходящем, повысила их интерес к обществ.-полит, жизни страны и мира. В процесс Ч. вовлекались все новые группы людей, особенно в круп, городах. Заметно распростра­ нилось Ч. среди солдат, как правило — выходцев из крестьян. Годы службы в армии стали для них временем приобщения к Ч. Возвращаясь в села, они приносили с собой навыки Ч., новые книж. знания. Читат. приоритеты жителей региона резко пере­ местились в сторону обществ.-полит, лит. и период, печати. Ч. газет становилось массовым, особенно в периоды обострения ситуаций и кризисов. Массовому Ч. способствовал и широкий поток агит. лит., направ­ ленной «в народ» разными обществ, силами, для к-рых борьба за читателя стала необходимой составляющей полит, деят-ти. Так, в крест, среде распространялись рев.-демокр. и социалист, нелегал, лит., издания свет­ ских и церк. офиц. учреждений, буржуазно-либерал. партий, черносотенных кругов и др. На Ч. солдат интенсив, воздействие оказывали как воен. власти, так и рев. агитаторы. Большим спросом пользовались дешевые бесцензур. издания для народа («революцион­ ный лубок»), солдат, газеты, распространяемые парт, орг-циями страны. В Ч. сибиряков и дальневосточников преобладала лит. мелкобуржуаз. партий, прежде всего социалистов-революционеров. Издания правых партий и орг-ций успехом, как правило, не пользовались. Интеллигенция, учащиеся, рабочие знакомились с трудами классиков марксизма, деятелей европ. социал-демократии (К. Либкнехт, А. Бабель, П. Ла- фарг, Ж. Жорес), сочинениями рус. революционеров М .А. Бакунина , П.А. Кропоткина , Г.В. Плеханова, В.И. Ленина , А. В. Луначарского. Среди газет популяр­ ны издания либерал, направления («Страна», «Речь», «XX век», «Дума»). Интерес к чтению серьезной лит. науч., филос., общепознават. плана значит, снизился. Бурный всплеск интереса к массовой полит, лит. не был постоянным. Спад активности обществ, движений, разочарование в их результатах, усталость людей от политики вызывали актив, спрос на легкое развлекат. чтение, отвлекающее от жизненных проблем. Пораже­ ние революции 1905—07, Первая мировая война, итоги Февр. революции породили массовое Ч. переводных, а затем и отеч. серий о героях-сыщиках, волны увлечения беллетристикой детектив., эротич. хар-ра. Окт. революция стала переломным этапом в истории Ч. Правящая Ком. партия воспринимала Ч. как один из важнейших рычагов переустройства об-ва, воспитания человека в соотв. с гос. идеологией. Ч. из области части, инициативы перешло в сферу компетенции властных структур, что позволило оперативно поднять уровень грамотности населения, массово приобщить его к книге. Однако «управление» Ч. с помощью регламентаций, пат­ ронирования, установления четких границ дозволенной и полезной лит., селекции нового знания и фильтрации культур, наследия, цензуры лишало об-во многоцвет- ности и глубины культуры. Особенности Ч. на каждом этапе сов. истории скла­ дывались по-разному и зависели от политики гос-ва в данный период. В 1-е десятилетие сов. власти Ч. за Уралом раз­ вивалось в условиях неоднократной смены власти и социокультур, парадигм, резкого размежевания людей по парт., соц., идеол. позициям, в чрезвыч. условиях Гражд. войны и «военного коммунизма» (кон. 1919—21). Воюющие стороны обрушивали на читателей потоки агит.-пропаганд, брошюр, листовок, газет. Среди из­ даваемых в стране книг полит, лит. составляла до 2/з в столицах и до Уз в провинции. Однако с кон. 1917 в среде сиб.-дальневост. читателей наблюдался резкий спад интереса к печат. пропаганде и обществ.-полит, лит. в целом. В 1918 в период 1-х большевист. советов, отмечался заметный интерес крестьян к с.-х., кооп., науч.-популяр, книге, беллетристике, учебникам. Осо­ бенно выросла тяга к Ч. у подростков. Быстрый рост читат. потребностей обострял и без того сильный книж. голод, особенно на селе. В условиях «военного коммунизма» вопрос обеспе­ чения народа «нужной» и «полезной» книгой, а также приобщения безграмотных и малограмотных к Ч. стал частью важнейшей стратег, задачи Ком. партии — воспитания нового человека — и решался мобилизац. методами. Был оперативно налажен массовый выпуск букварей, учебников, пособий по ликвидации негра­ мотности взрослого населения, 1-х книг для Ч. после букваря или азбуки. По числу названий и тиражам эта лит. уступала лишь агитационной. Массовое обучение грамоте сопровождалось антирелиг. и ком. пропагандой. Использование различ. способов бесплат. продвижения книги в народ способствовало как удовлетворению чи­ тат. спроса, так и решению идеол. задач.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2