Историческая энциклопедия Сибири III
XIX в. шло медленное накопление читат. потенциала. Исходя из того, что в стране и регионе в кон. XVIII в. было ок. 1% грамотного населения и ок. 4—4,5% в сер. XIX в., к читателям Сибири можно отнести соотв. от неск. тысяч до 20—30 тыс. чел. Как правило, это представители элит, слоев об-ва —высш. круги дворян, администрации, часто присылаемые из Центра; воен. чиновники; иностранцы на рус. службе; отеч. и иностр. путешественники и ученые, работавшие в Сибири; верхушка церк. иерархии; учителя; горнозавод. инже неры Колывано-Воскресенских (А лтайских) заводов ; полит, ссыльные. При малочисленности дворянства и отсутствии давних традиций дворян, книж. культуры особую значимость приобретало Ч. в купеч. среде, к-рое было более интенсивным и разнообразным, чем в Европ. России. В круг Ч. образов, сибиряков входили книги по фи лософии, истории, религии, соц.-экон., техн. и естеств. наукам, медицине, с. х., худ. лит., журналы «Сын Отечества», «Русский вестник», «Современник», «Оте чественные записки», «Журнал Министерства народного просвещения»; из газет — «Московские ведомости», «Санкт-Петербургские ведомости», «Северная пчела», «Душеполезный собеседник». Читали произведения Гельвеция, Вольтера, Руссо, Канта, Гегеля, Шеллинга, Н.М. Карамзина, П. Полевого. Привычным было Ч. на иностр. языках (зап. и вост.). В среде сиб. горожан (мещан, ремесленников, мел ких торговцев) Ч. было незначительно. Иногда читали книги прикл. хар-ра —по экономике, торговле, с. х.; религиозные; беллетристику — чаще всего авантюр, романы (в лубочных изданиях), сатир, стихи, пьесы, бытовавшие в рукописях. Относительно широко Ч. было развито в среде сиб. казаков (по данным 1812, их грамотность составляла 12,5%). Осн. масса крестьян, составлявших 80—90% сиб. населения, либо вообще не читала, либо пользовалась традиц. видами рукопис. лит. Доминировала религ. книга (церковно-служеб. и четья лит., жития святых, сказания о чудесах), из светских книг —изредка лето писи, работы по с. х. (напр, газеты «Земледельческая газета», «Земледельческая жизнь», «Сельское чтение»), лубочные издания (песенники, сб. сказок, басен, анек дотов, приключ. повести и романы). На Ч. сиб. крестьян большое влияние оказывали старо обрядцы, для к-рых оно было неотъемлемой частью быта. В замкнутой среде сиб. старообрядцев XVIII—XX вв. сохранялся средневековый тип Ч., связанный с освоени ем правосл. духов, опыта, заложенного в произведения древнерус. письменности и печати. Бытовали книги кириллич. традиции —копии лит. и ист. произведений XV—XIX вв., литургич. сборники, произведения писате- лей-старообрядцев и др. К произведениям «гражданской печати» в среде ортодоксальных старообрядцев относи лись отрицательно. Ч. старообрядцев —уник, явление сиб. книж. культуры и рус. духовности. В сравнении с Европ. Россией Ч. в Сибири отлича лось нек-рой архаичностью, приверженностью религ. традиции, незначительностью книж. пласта, доступного населению. Тем не менее к сер. XIX в. четко обозначи лись тенденции перехода от Ч. религ. и рукопис. книги к Ч. светской и печатной. Во 2-й пол. XIX в. заметны сдвиги как в составе читателей, так и в хар-ре Ч. Модернизац. процессы в стране, интенсивное переселенч. движение за Урал, рост городов обострили потребность в Ч., а увеличение сети учеб. заведений, б-к, просвет, об-в, появление книго торг. предприятий способствовали их удовлетворению. Эпоха подготовки и проведения буржуазно-либерал. реформ на рубеже 1850—60-х гг. вызвала к жизни «нового читателя», воспитанного на произведениях А.И. Герцена, Н.Г. Чернышевского , Д.И. Писарева, журналах «Современник», «Русское слово», «Отечест венные записки», «Дело», трудах социалистов-утопис- тов, философов-материалистов, ученых-натуралистов (А З . Брем , Ч. Дарвин, А.И . Гумбольдт , Фогт, Мо- лешотт, Д .И . Менделеев , И.М. Сеченов), книгах по всемир. и отеч. истории (Шлоссер, Бокль, Дрэппер, С.М. Соловьев, Н.М. Карамзин, Н.И. Костомаров). Ч. разночинцев (учителей, врачей, части чиновников, полит, ссыльных) стало проводником новых соц. и экон. идей, оказывало влияние не только на ср. читат. слои, но и на просвещенных купцов, либерально на строенных чиновников сиб. администрации. Для сиб. читат. среды характерен больший чем в Европ. России демократизм интеллект, общения, разрушающий со словную иерархию. Идеологи сибирского областничества Н .М . Я д ринцев, Г.Н. Потанин, Н.С. Щукин, С.С. Шишков и др. формировали вокруг себя актив, читателей — будущих обществ, деятелей, объединенных задачей развития Сибири. Радикал, рев. идеи мн. изданий, как правило, слабо воспринимались сибиряками, уступая место конкрет. проблемам мест, обустройства, всес тороннему изучению сиб.-дальневост. и близлежащих территорий. Большое место уделялось мест, печати. Ч. образованных и социально актив, слоев об-ва (вкл. полит, ссыльных) развивалось порой интенсивнее, чем в Европ. России. Так, в 1869 по результатам подписки на газеты и журналы Иркутская и Енисейская губ. (1 изд. на 266 и 313 жителей соотв.) были сопоставимы с Екатеринославской, Московской, Таврической, Херсон ской губ. Амурская обл. (в 1860-х гг. —край пионер, освоения русскими) имела самые высокие показатели подписки (1 изд. на 80—100 жителей), уступая лишь С.-Петербургской губ. Значит, место в чтении образов, сибиряков занимала худ. лит., прежде всего ее отеч. новинки — Ф .М . Досто евский, А.И. Гончаров, Н.Г. Помяловский, М.Е. Салты ков-Щедрин, Л.Н. Толстой, И.С. Тургенев, Н.А. Некра сов (как правило, в журн. публикациях), сиб. авторы — И.В. Федоров-Омулевский, И.А. Кущевский, М .В . За госкин’, из зарубеж. лит. —Гейне, Гете, Диккенс, Тек- керей, Шекспир, Шиллер в рус. переводах и на языках оригиналов. В последние десятилетия XIX в. Ч. образов, сиби ряков постепенно утратило единонаправленность духов, устремлений, дифференцировалось в проф., мировоз- зренч., полит., эстет, планах. Как и во всей России, Ч. развивалось в условиях противостояния консерватив- но-охранит., либерал, и радикально-рев. сил, каждая из к-рых пыталась воздействовать на умы читателей. Усиливалось влияние демократически настроенной интеллигенции и полит, ссыльных (народников, наро довольцев, чл. раб. союзов) на молодежь. В кружках самообразования, возникших в круп, городах Сибири ( Тобольске, Томске, Иркутске, Красноярске, Барна уле, Чите), изучали книги по социологии, философии, политэкономии, раб. вопросу, истории рев. движений в Европе и России, произведения писателей-народни- ков, А.И. Герцена «Былое и думы» и «Кто виноват?», Н.Г. Чернышевского «Что делать?», Ф. Шнильгагена «Один в поле не воин», Шеллера-Михайлова «Лес рубят, щепки летят», воспитывали критич. отношение к офиц. идеологии. По мере ужесточения цензуры и усиления мер гос-ва по запрещению политически «сомнительных» изданий росло их нелегал, распространение и Ч. Ср. гор. читат. слой (невысокого ранга чиновники, торговцы, офицеры, люди со ср. образованием) во 2-й пол. XIX в. лишь складывался, но престижность Ч. ими
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2