Историческая энциклопедия Сибири III

тер. Забайкалья гуннского времени. В последующем кочевое скот-во в чистом виде было по-прежнему извест­ но лишь на части тер. степ. Забайкалья. В остальных р-нах юга Сибири оно оставалось преим. полукочевым (сезонным). Время появления оленеводства в Сибири достоверно не установлено. Первые свидетельства использования оленей для верховой езды известны на юге Сибири —в памятниках таштыкской культуры. В позднем средне­ вековье и в рус. время оленеводство, преим. в кочевом виде, существовало в сев., таеж. и тундр, р-нах Сибири — от Урала и до вост. р-нов Якутии, а также в средне­ горье Вост. Саяна и горной части Приамурья. Часть населения сев.-вост. Сибири ( юкагиры , зап. чукчи и др.) освоила оленеводство в период, близкий к нач. рус. колонизации. Олени служили транспорт, средством и употреблялись в пищу. Оленух на нек-рых территориях доили. Свидетельства распространения птицеводства (скорлупа куриных яиц в больших кол-вах и изображе­ ния петухов) имеются лишь в памятниках таштыкской культуры на Енисее. К XVII в. наличия птицеводства в Сибири не отмечалось. Относительно достоверные данные о существовании в Сибири земледелия в эпоху неолита имеются только для Приморья и Приамурья —здесь на ряде поселений были обнаружены куранты зернотерок, песты, а также зерна проса. Земледелие на юге Д. Востока продолжало развиваться и позднее. Так, в поселениях II тыс. до н. э. обнаружены куранты зернотерок разных форм, а также камен. ножи-серпы. В памятниках синегайской культуры находок, свидетельствующих о развитом земледелии, возможно даже пашенном, становится еще больше. По сообщениям кит. источников, на рубеже эр население Приморья знало уже «пять родов хлеба» — рис, пшеницу, гаолян, просо и сою. Население более сев. р-нов —мохэ —в V в. н. э. применяло пахоту (в плуг запрягали пару лошадей) и возделывало просо, пшеницу и рис. В средневековье чжурчжэни, в т. ч. в Сев. Приамурье, наряду с пашенным земледелием занимались огородничеством, а также бахчеводством (выращивали арбузы). С полной уверенностью о наличии земледелия в Си­ бири можно говорить лишь для времени андроновской культуры, в памятниках к-рой обнаружены обугленные зерна и стебли пшеницы. Земля обрабатывалась камен. мотыгами и бронзовыми кельтами, урожай убирался при помощи серпов, зерна растирались на зернотерках. В последующее время факты наличия земледелия фик­ сируются на отдельных тер. юга Зап. и Ср. Сибири. В памятниках бархатовской культуры в лесостепном Зауралье выявляются следы возделывания овса, ржи и пшеницы; в пригаре на керамике обнаружены фраг­ менты зерен ячменя и проса. В памятниках межовской культуры в Зап. Прииртышье обнаружены бронз, мотыги, серпы и зерна проса. Находки земледел. ору­ дий известны и восточнее — в памятниках ирменской и карасукской культур. Однако на рубеже бронз, и желез, веков на юге Зап.-Сиб. равнины начался переход от пастушеско-земледел. хоз-ва к полукочевому скот-ву, что было связано с участившимися затяжными навод­ нениями, приводившими к гибели посевов. На юге Ср. Сибири ситуация была более благопри­ ятной для развития земледелия. В памятниках одной из наиболее изученных культур Сибири —татарской —име­ ется мн. убедительных веществ, свидетельств обработки земли (в т. ч., возможно, искусств, орошение) и уборки урожая (в т. ч. бронз, серпы и жернова). В Туве этого времени одна из погребальных камер оказалась обиль­ но засыпанной просом. На рубеже эр земледелие было широко распространено на юге Ср. Сибири. Возделы­ вались просо, ячмень, пшеница и гималайский ячмень. Для землеобработки использовались желез, наконечники мотыг, для жатвы —желез, серпы. Применялись ручные мельницы. Население таштыкской культуры уже знало пашенное земледелие — соху с желез, наконечником. Позднее тер. ср. Енисея стала единств, р-ном Зап. и Вост. Сибири, где земледелие было господствующим видом производящего хоз-ва. Только для енисейских кыргызов периода раннего и развитого средневековья кит. источники ставят его на 1-е место. Видимо, у них оно уже пашенное и искусственно орошаемое, о чем говорят многочисл. находки здесь чугун, и желез, со­ шников, желез, серпов и кос-горбуш, жерновов, остатки каналов, плотин, водосливов и лотков. По сообщениям кит. и араб, письм. источников, кыргызы возделывали просо, ячмень и пшеницу, зерно мололи жерновами, злаки ели вареными, из них выпекали хлеб, из хлеб, каши гнали водку. В нек-рых источниках упоминаются употреблявшиеся в пищу рис и рожь или «пять хлебов» без уточнения их названий. В кон. I тыс. н.э. в допол­ нение к перечисленным культурам стала выращиваться конопля. Земледел. терминология встречается также в енисейск. рунической письменности. Земледелие здесь не угасло и в нач. монг. времени, когда в Юж. Сибири создавались военно-пахотные поселения. В Зап. Сибири в эпоху железа земледелие уверенно фиксируется лишь у населения потчевашской куль­ туры в Прииртышье, в памятниках к-рой обнаружены массивные роговые мотыги и зерна ячменя, а также овса и гречихи. В Прибайкалье земледелие появля­ ется позже, чем в Ср. и Зап. Сибири. В памятниках культуры плиточных могил , просуществовавшей почти до кон. I тыс. до н. э., встречаются керамич. сосуды с многочисл. отверстиями в днищах, в к-рых, как предполагается, удобно было готовить на пару пищу из зерен. Только для кон. I тыс. до н. э. из сообщений кит. источников известно, что в землях гуннов сеяли просо. Зерна проса обнаружены и при 1-х раскопках погребений гуннов в Забайкалье. В дальнейшем на гуннских памятниках в Забайкалье были найдены чу­ гун. сошники, глиняная форма для их отливки, желез, серпы, камен. зернотерки, а также ямы для хранения зерна. Здесь выращивали просо, ячмень (пленчатый и голозерный многорядный), пшеницу (карликовую и мягкую). Несмотря на позднее появление, именно в Забайкалье в гуннское время земледелие впервые на тер. Сибири стало практиковаться как пашенное (применялись однорукояточные прямогрядильные рала с полозами). В средневековье (в курыканское время) население Прибайкалья использовало также плуги с чугун, сошниками, желез, серпы, возделывало просо, пшеницу, рожь и ячмень, пользовалось жерновами для размола зерна; применялось искусств, орошение, возможно, и для пашен. Однако в кон. XVI —сер. XVII в. рус. первопроход­ цы застали в Сибири мест, земледелие в очаговом виде и лишь как дополнение к жив-ву, охоте и рыболовству. Так, незначит. по размерам запашки имели на юге Зап. Сибири юж. манси и нек-рые группы татар, сеявшие ячмень, полбу и овес. Именно здесь пашни местного на­ селения получили наибольшее продвижение на север — в 1583 атаман Б. Брязга обнаружил татар, пашни по Иртышу в 50 верстах севернее устья Тобола, т. е. почти на уровне 59-й параллели; отсюда он отослал Ермаку значит, кол-во хлеба. Далее на восток мотыжное земле­ делие было известно в более юж. р-нах —у населения сев. части Алтая ( кумандинцев ), Кузнецкой котловины {шорцев) и низовьев Томи (татар-эуштинцев). Шорцы сеяли пшеницу, ячмень и коноплю. Для обработки земли использовали мотыгу-абыл, колосья выдергивали с кор

RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2