Историческая энциклопедия Сибири III

3—5-го) кл. — от генерал-губернаторов до пред. губ. правлений, судов, казен. и контрольных палат и т. п.; средний —чиновники 6—9-го кл., занимавшие должности советников в губ. органах или глав уезд, учреждений; низш. —чиновники 10—14-го кл., служившие столона­ чальниками, контролерами, секретарями, заседателями и т. п. Карьера чиновника в значит, степени зависела от его происхождения. Дворянство в Российской империи по закону вплоть до кон. XIX в. имело серьез. преимущест­ ва при получении очеред. чинов, должностей и наград. В сиб. адм. аппарате, как и в общерос., преобладало отнюдь не дворянство. Даже на высш. должностях губ. уровня, за искл. губернаторов , было немало выходцев из духовенства, купечества , мещан и еще больше —из самого Ч. В средних и, тем более, низш. слоях Ч. дворян было очень мало. В Сибири мест, уроженцев в высш. слое Ч. было немного. Однако их было немало в составе ср. Ч., а в низш. слое они составляли абс. большинство. Начиная с инициированного М. М. Сперанским ука­ за 1809 (указ ставил условием произв-ва в чин коллеж, асессора высш. образование или сдачу соотв. экзамена) в систему чинопроизв-ва стал вводиться образоват. ценз. Полученное образование определяло чин, с к-рого мо­ лодой человек начинал службу, а также сроки выслуги след, чинов. В теч. XIX в. происходил неуклонный рост образоват. уровня. Постепенно от чиновников стало требоваться спец. образование. С нач. реформ 1860-х гг. для замещения ряда высоких должностей все чаще надо было иметь не просто высш., но и соотв. профилю ве­ домства образование. Подготовка образов, чиновников в самой Сибири за­ труднялась отсутствием развитой системы образования: в 1-й пол. XIX в. существовало всего 3 гимназии, 1-й университет появился только в 1888. Привлечение кад­ ров из Европ. России осложнялось значит, трудностями службы в Сибири: удаленность от родовых имений, необходимость отправлять детей на далекое от дома рас­ стояние для получения образования, высокие цены на все привозные товары, огромные расходы на поездки «в Россию» и т. д. Недостаток чиновников заставлял пр-во делать исключения из общих правил, создавая особую систему льгот для приезжавших в Сибирь на службу. В нач. XIX в. чиновники, направлявшиеся из Европ. России в Иркутскую , Томскую и Тобольскую губ., награждались след, чином и получали казен. прогоны по новому чину. За это они обязывались прослужить в Сибири не менее 3 лет. Ехавшие на Камчатку получали еще пол. годового жалованья. При издании знаменитого указа 1809 об экзаменах на чин было сделано спец. ис­ ключение для служивших в Сибири и направлявшихся туда. От Ч. с. не требовалось высш. образования. В ормулярах мн. чиновников нашли отражение поездки в ибирь за чином. Для привлечения на службу молодых образов, людей из дворянства центр, губерний пр-ву в сер. столетия пришлось пойти на введение новой систе­ мы льгот и поощрений. Так, при переходе на службу в Сибирь чиновник получал внеочеред. чин, после каждых 5 лет службы полагалась надбавка к жалованью и т. п. Тем не менее кардинально изменить ситуацию не уда­ лось, жалобы и сетования на трудность службы в столь отдаленном и суровом крае и на недостаток в связи с этим желающих служить там неизменно повторялись в отчетах и докладах сиб. администраторов. Имуществ. положение чиновников определялось не только размерами казен. жалованья, но и имевшейся наследств, и приобретенной собственностью. Однако для абс. большинства чиновников осн. и даже единств, легальным источником доходов являлось казен. со­ держание. У высокопоставленных чиновников оно слагалось из жалованья, столовых и квартир, денег. Жалованье обычно составляло 2/б, столовые деньги — также 2/ъ и квартир, деньги — {/$ содержания. Если чиновнику предоставлялось казен. помещение, что обычно полагалось губернатору, то квартир, деньги ему не выплачивались. Лицо, занимавшее неск. долж­ ностей, квартир, деньги получало только по высш. из них. Немалое значение имели также прогонные деньги, при отправлении в Сибирь впервые обязат. выдавались и подъемные. Размеры жалованья зависели от чина, должности, ведомства, губернии. Кроме того, полага­ лись добавочное содержание, разъездные, столовые, квартирные. Реально у чиновников высш. слоя размеры содержания были сравнительно высоки и обеспечивали достойный их статуса образ жизни. При менее значи­ тельных чине и должности не полагалось большого оклада. Его не хватало тем, кто имел многочисл. семьи. Большинство мелких чиновников едва сводило концы с концами. Особо важным для чиновников всех рангов было право на пенсию. Им пользовались только гос. служащие. Пенсию получали либо сам чиновник по вы­ ходе в отставку, либо семья в случае его смерти. Чтобы получить полный оклад пенсии, требовалось выслужить не менее 35 лет, 2/з от него —30, треть —20 лет. Для служивших в Сибири и на Кавказе сроки уменьшались, что являлось немаловажной привилегией. Абс. большинство даже высш. чиновников Сибири обладало собственностью незначит. размеров — неск. дворовых, деревян. дом в городе. Часть чиновников офиц. жила не только на жалованье и доходы от имений, но и занималась предпринимат. деят-тью. Существовали широчайшие возможности для взяток, «темных поборов» с крестьян и проч. вполне криминал, доходов. Офиц. содержание, получаемое средним и тем более низш. Ч., не обеспечивало их существования. Отсутствие легал. возможностей решить эту проблему толкало на прямые нарушения законов, наиболее распространенными из к-рых были «темные поборы» —сборы с населения на содержание мест, органов власти, прежде всего вол. писарей и земской полиции. С кон. 1860-х гг. ряд ведомств стал привлекать на ра­ боту по найму женщин и вольнонаем. персонал. Особенно широко эта практика осуществлялась в период Первой мировой войны. После Февр. революции и до утвержде­ ния сов. власти старое Ч. сохранялось. Порядок службы по-прежнему регулировался Табелью о рангах и «Уста­ вом о службе гражданской». Даже при замене нек-рых чиновников в отд. сферах гос. аппарата (администрация, полиция, частично суд) большинство отстраненных по- прежнему получали пособия и пенсии. Дорев. Ч. было упразднено 1-ми декретами сов. власти. Лит.: Ерошкин Н.Н. История государственных учреждений до­ революционной России. М., 1968; Зайончковский П.П. Российское самодержавие в конце XIX ст. М., 1970; Он же. Правительственный аппарат самодержавной России в XIX в. М., 1978; Троицкий С . М. Русский абсолютизм и дворянство в XVIII в. Формирование бю­ рократии. М., 1974; Быконя Г.Ф. Русское неподатное население Восточной Сибири в XVIII — начале XIX в. Формирование воен­ но-бюрократического дворянства. Красноярск, 1985; Ремнев А. В. Самодержавие и Сибирь. Административная политика в первой половине XIX в. Омск, 1995; Он же. Самодержавие и Сибирь. Административная политика второй половины XIX — начала XX веков. Омск, 1997; Он же. Россия Дальнего Востока. Имперская география власти XIX —начала XX веков. Омск, 2004; Матхано­ ва Н.П. Высшая администрация Восточной Сибири в середине XIX века: Проблемы социальной стратификации. Новосибирск, 2002. Н.П. Матханова ЧИРИКОВ Алексей Ильич (1703 - нояб. 1748, С.-Петербург), мореплаватель, исследователь сев. части Тихого океана, капитан-командор (1747). Из дворян, семьи. Окончил Морскую академию (1721), препода­ вал в ней (с 1722). В 1725 произведен в лейтенанты и

RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2