Историческая энциклопедия Сибири III
3—5-го) кл. — от генерал-губернаторов до пред. губ. правлений, судов, казен. и контрольных палат и т. п.; средний —чиновники 6—9-го кл., занимавшие должности советников в губ. органах или глав уезд, учреждений; низш. —чиновники 10—14-го кл., служившие столона чальниками, контролерами, секретарями, заседателями и т. п. Карьера чиновника в значит, степени зависела от его происхождения. Дворянство в Российской империи по закону вплоть до кон. XIX в. имело серьез. преимущест ва при получении очеред. чинов, должностей и наград. В сиб. адм. аппарате, как и в общерос., преобладало отнюдь не дворянство. Даже на высш. должностях губ. уровня, за искл. губернаторов , было немало выходцев из духовенства, купечества , мещан и еще больше —из самого Ч. В средних и, тем более, низш. слоях Ч. дворян было очень мало. В Сибири мест, уроженцев в высш. слое Ч. было немного. Однако их было немало в составе ср. Ч., а в низш. слое они составляли абс. большинство. Начиная с инициированного М. М. Сперанским ука за 1809 (указ ставил условием произв-ва в чин коллеж, асессора высш. образование или сдачу соотв. экзамена) в систему чинопроизв-ва стал вводиться образоват. ценз. Полученное образование определяло чин, с к-рого мо лодой человек начинал службу, а также сроки выслуги след, чинов. В теч. XIX в. происходил неуклонный рост образоват. уровня. Постепенно от чиновников стало требоваться спец. образование. С нач. реформ 1860-х гг. для замещения ряда высоких должностей все чаще надо было иметь не просто высш., но и соотв. профилю ве домства образование. Подготовка образов, чиновников в самой Сибири за труднялась отсутствием развитой системы образования: в 1-й пол. XIX в. существовало всего 3 гимназии, 1-й университет появился только в 1888. Привлечение кад ров из Европ. России осложнялось значит, трудностями службы в Сибири: удаленность от родовых имений, необходимость отправлять детей на далекое от дома рас стояние для получения образования, высокие цены на все привозные товары, огромные расходы на поездки «в Россию» и т. д. Недостаток чиновников заставлял пр-во делать исключения из общих правил, создавая особую систему льгот для приезжавших в Сибирь на службу. В нач. XIX в. чиновники, направлявшиеся из Европ. России в Иркутскую , Томскую и Тобольскую губ., награждались след, чином и получали казен. прогоны по новому чину. За это они обязывались прослужить в Сибири не менее 3 лет. Ехавшие на Камчатку получали еще пол. годового жалованья. При издании знаменитого указа 1809 об экзаменах на чин было сделано спец. ис ключение для служивших в Сибири и направлявшихся туда. От Ч. с. не требовалось высш. образования. В ормулярах мн. чиновников нашли отражение поездки в ибирь за чином. Для привлечения на службу молодых образов, людей из дворянства центр, губерний пр-ву в сер. столетия пришлось пойти на введение новой систе мы льгот и поощрений. Так, при переходе на службу в Сибирь чиновник получал внеочеред. чин, после каждых 5 лет службы полагалась надбавка к жалованью и т. п. Тем не менее кардинально изменить ситуацию не уда лось, жалобы и сетования на трудность службы в столь отдаленном и суровом крае и на недостаток в связи с этим желающих служить там неизменно повторялись в отчетах и докладах сиб. администраторов. Имуществ. положение чиновников определялось не только размерами казен. жалованья, но и имевшейся наследств, и приобретенной собственностью. Однако для абс. большинства чиновников осн. и даже единств, легальным источником доходов являлось казен. со держание. У высокопоставленных чиновников оно слагалось из жалованья, столовых и квартир, денег. Жалованье обычно составляло 2/б, столовые деньги — также 2/ъ и квартир, деньги — {/$ содержания. Если чиновнику предоставлялось казен. помещение, что обычно полагалось губернатору, то квартир, деньги ему не выплачивались. Лицо, занимавшее неск. долж ностей, квартир, деньги получало только по высш. из них. Немалое значение имели также прогонные деньги, при отправлении в Сибирь впервые обязат. выдавались и подъемные. Размеры жалованья зависели от чина, должности, ведомства, губернии. Кроме того, полага лись добавочное содержание, разъездные, столовые, квартирные. Реально у чиновников высш. слоя размеры содержания были сравнительно высоки и обеспечивали достойный их статуса образ жизни. При менее значи тельных чине и должности не полагалось большого оклада. Его не хватало тем, кто имел многочисл. семьи. Большинство мелких чиновников едва сводило концы с концами. Особо важным для чиновников всех рангов было право на пенсию. Им пользовались только гос. служащие. Пенсию получали либо сам чиновник по вы ходе в отставку, либо семья в случае его смерти. Чтобы получить полный оклад пенсии, требовалось выслужить не менее 35 лет, 2/з от него —30, треть —20 лет. Для служивших в Сибири и на Кавказе сроки уменьшались, что являлось немаловажной привилегией. Абс. большинство даже высш. чиновников Сибири обладало собственностью незначит. размеров — неск. дворовых, деревян. дом в городе. Часть чиновников офиц. жила не только на жалованье и доходы от имений, но и занималась предпринимат. деят-тью. Существовали широчайшие возможности для взяток, «темных поборов» с крестьян и проч. вполне криминал, доходов. Офиц. содержание, получаемое средним и тем более низш. Ч., не обеспечивало их существования. Отсутствие легал. возможностей решить эту проблему толкало на прямые нарушения законов, наиболее распространенными из к-рых были «темные поборы» —сборы с населения на содержание мест, органов власти, прежде всего вол. писарей и земской полиции. С кон. 1860-х гг. ряд ведомств стал привлекать на ра боту по найму женщин и вольнонаем. персонал. Особенно широко эта практика осуществлялась в период Первой мировой войны. После Февр. революции и до утвержде ния сов. власти старое Ч. сохранялось. Порядок службы по-прежнему регулировался Табелью о рангах и «Уста вом о службе гражданской». Даже при замене нек-рых чиновников в отд. сферах гос. аппарата (администрация, полиция, частично суд) большинство отстраненных по- прежнему получали пособия и пенсии. Дорев. Ч. было упразднено 1-ми декретами сов. власти. Лит.: Ерошкин Н.Н. История государственных учреждений до революционной России. М., 1968; Зайончковский П.П. Российское самодержавие в конце XIX ст. М., 1970; Он же. Правительственный аппарат самодержавной России в XIX в. М., 1978; Троицкий С . М. Русский абсолютизм и дворянство в XVIII в. Формирование бю рократии. М., 1974; Быконя Г.Ф. Русское неподатное население Восточной Сибири в XVIII — начале XIX в. Формирование воен но-бюрократического дворянства. Красноярск, 1985; Ремнев А. В. Самодержавие и Сибирь. Административная политика в первой половине XIX в. Омск, 1995; Он же. Самодержавие и Сибирь. Административная политика второй половины XIX — начала XX веков. Омск, 1997; Он же. Россия Дальнего Востока. Имперская география власти XIX —начала XX веков. Омск, 2004; Матхано ва Н.П. Высшая администрация Восточной Сибири в середине XIX века: Проблемы социальной стратификации. Новосибирск, 2002. Н.П. Матханова ЧИРИКОВ Алексей Ильич (1703 - нояб. 1748, С.-Петербург), мореплаватель, исследователь сев. части Тихого океана, капитан-командор (1747). Из дворян, семьи. Окончил Морскую академию (1721), препода вал в ней (с 1722). В 1725 произведен в лейтенанты и
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2