Историческая энциклопедия Сибири III
ЧИМИТДОРЖИЕВ 485 ЧЕЧУЙСКИЙ ОСТРОГ, рус. поселение на волоке между реками Лена и Ниж. Тунгуска. Основан как ясачное зимовье в нач. 1630-х гг. По одним данным, ос нователем можно считать енисейск. десятника В. Бугра , пришедшего сюда с Илима. По др. данным, основание острога связывается с именем пром. человека Пенды, 1-м из русских проникшим в Якутию в 1620-х гг. В кон. XVII в. Ч. о. стоял на лев. стороне Лены, был огорожен деревян. частоколом с проезжей башней на стороне, выходившей на волок к Ниж. Тунгуске. Эта башня выполняла роль часовни. В 1723 в 13 дворах проживало ок. 70 крестьян, служилых и «гулящих» людей. В 1760-х гг. в Чечуйске ок. 15 дворов крестьян, 1 церковь. Острожных укреплений к этому времени не сохранилось, а проезжая башня снесена водой в апр. 1771. Острог выполнял, прежде всего, пашенные земледел. функции, ясак не собирался. Острог стоял на важном транспорт, пути —волоке, через к-рый шел торг. путь на Лену. В сер. XVII в. функционировала таможня. В 1693 в Ч. о. произошло народ, восстание против приказчика П. Халецкого, власти вынужде ны были пойти на ряд уступок крестьянам. Ныне — с. Чечуйск Киренского р-на Иркутской обл. Лит.: Р е з ун Д .Я ., Васильевский Р .С . Летопись сибирских городов. Новосибирск, 1989. Д. Я. Резун ЧЁРНАЯ СЛОБОДА, народ, назв. Вагая в XVII в. ЧЖУРЧЖЕНИ , тунгусоязычный народ, населяв ший в ср. века Маньчжурию и р-ны рос. Д. Востока, Приморье и Приамурье. В эпоху развитого средневеко вья, в нач. XI в., вождь Шилу из рода Ваньянь начал объединение чжурчж. племен. В нач. XII в. чжурчж. правитель Агуда разгромил войска киданьской империи Ляо и провозгласил создание империи Цзинь, к рая просуществовала до нач. XIII в., когда была завоевана монголами. Чжурчж. «Золотая империя» обладала хорошо вооруженной мощной армией, к-рая успешно воевала с тангутским гос-вом Си Ся и кит. империей Сун. В ходе успешных войн Ч. завоевали сев.-вост. р-ны Китая. Изучением археол. памятников культуры Ч. в Рос сии занимались изв. отеч. археологи, специалисты по средневековой археологии Дальневосточного региона Л .П . О кладников , Э.В. Шавкунов, В .Е . Медведев и др. Памятники культуры Ч. разнообразны. На тер. Приморья изучены чжурчж. поселения и оборонит, сооружения. Крупнейшее из этих поселений — Шай- гинское городище. На его площади раскопаны остатки жилищ и храмовых сооружений. Жилища Ч. были уг лублены в землю. Помещение отапливалось с помощью канов, проложенных в полу. На чжурчж. памятниках Приморья были обнаружены разнообразные предметы вооружения, керам. посуда, бронз, зеркала, монеты, украшения, предметы мелкой пластики. В Приамурье исследованы чжурчж. грунт, и курган, могильники. Грунт, могильники расположены по берегам рек, на невысоких песчаных возвышенностях —релках. На дне могил, ям обнаруживаются захоронения и скопления предметов, положенных вместе с погребенными. На селение Приамурья в эпоху развитого средневековья хоронило умерших сородичей по различ. заупокойным обрядам. В глубоких могилах погребенных хоронили по обряду ингумации, на спине, с согнутыми в коленях но гами, ориентировали головой на В. В могилы помещали керам. сосуды, изготовленные на гончар, кругу, желез, котлы, оружие, предметы конской сбруи, украшения. Встречаются захоронения бедняков, рядовых членов общины и знатных людей, к-рые различаются по кол-ву и богатству оформления предметов сопроводит, инвен таря. В нек-рых могилах погребения были совершены по обряду кремации. Тела умерших людей кремировали на погребальных кострах, к-рые разводились прямо на месте будущего захоронения. Тела умерших женщин и детей кремировали вместе. В грунт, могилах были не полные кремации. После совершения обряда погребения засыпали песком. На грунт, могильниках мн. погребения совершали по вторичному обряду. Зимой из-за промер зания грунта тела умерших помещали на спец. деревян. помостах, где они должны были находиться до весны. Вокруг этих помостов расставляли капканы для ловли пушных зверей. Весной останки погребенных хоронили в небольших ямках или в могилах ранее погребенных родственников. Предмет, комплекс чжурчж. культуры представлен керам. посудой, предметами вооружения, конским снаряжением, орудиями труда, быт. вещами, украшениями. Чжурчж. гончары изготавливали посуду на гончар, круге из хорошо отмоченной серой глины и обжигали в керам. печах. Среди сосудов есть горшки, кувшины, вазы, бутыли. Сосуды орнаментировались валиками, горизонт, линиями, вертикальными вдав- лениями на тулове. В чжурчж. памятниках найдены разнообразные предметы вооружения: желез, наконеч ники стрел, копья, боевые топоры, палаши, меч-канчар, кинжалы, шлемы и панцирные доспехи. Конская сбруя представлена желез, удилами с кольчатыми псалиями и стременами с кольцевой и пластинчатой петлей. В памятниках Ч. найдены наборные пояса с бляхами и подвесными бубенчиками, к-рые служили характерной принадлежностью воинского и чиновничьего костюма. К числу личных украшений относились серебр. и бронз, серьги, бронз, браслеты и перстни, шейные гривны, а также бусы, изготовленные из бронзы, цвет, стекла, халцедона. Наследие чжурчж. культуры сохранилось в культурах тунгусо-маньчжур. народов Д. Востока до этногр. современности. Лит.: Воробьев М.В . Культура чжурчженей и государства Цзинь (X в. — 1234 г.). М., 1983; М едв еде в В.Е. Приамурье в конце I — начале II тысячелетия. Чжурчжэньская эпоха. Новосибирск, 1986; История Дальнего Востока СССР с древнейших времен до XVII в. М., 1989. Ю .С . Худяков ЧИМИТДОРЖИЕВ Ширап Бодиевич (р. 22 авг. 1927, с. Кижинга Бурят-Монгольской АССР), историк, д-р ист. наук, проф. Окончил вост. фак-т (1952), ас пирантуру ЛГУ (1958). В 1959—64 —доцент Томского гос. ун-та , в 1964—73 —доцент Бурятского гос. педаго гического ин-та им. Д. Банзарова. В 1973—2001 —зав. сектором монголоведения, зав. ОИКЦА, с 2001 —гл. науч. сотрудник ОИКЦА, проф. каф. всеобщей истории Бурятского гос. ун-та. Специалист по средневековой и новой истории Монголии, монг. народов. Внес вклад в изучение проблем соц.-экон. развития и обществ.- полит, строя монг. ханств, нац.-освободит, движения монг. народов, их связей с Китаем, Тибетом, Россией, странами Ср. Азии. Чл. Петровской Академии наук и искусств, почет ный д-р АН Монголии (2001), чл. Академии кочевых цивилизаций (2003), почетный чл. Международной Ассоциации монголоведов (2006). Засл. деятель науки РФ (1996) и РБ (1986). Награды: орден Дружбы. Соч.: Национально-освободительное движение монгольского народа в XVII—XVIII вв. Улан-Удэ, 2002; Кто мы бурят-монголы? Улан-Удэ, 2003; Как исчезла единая Бурят Монголия (1937 и 1958 годы)? Улан-Удэ, 2004. Лит.: Ученые-исследователи Института монголоведения, буддо- логии и тибетологии СО РАН (к 80-летию института): Биобиблиогр. справочник. Улан-Удэ, 2002. Ч. 2. Р.Е. Романов 3 0 Заказ X» 284
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2