Историческая энциклопедия Сибири III
проводил геол., метеорол., зоол., ботан. обследования. Ч. посетил Ф .Б . Шмидт, акад. Петерб. АН (универси тет. товарищ Ч.), закупивший для академии коллекции Ч. и оказавший ему поддержку. По поручению Вост.- Сиб. отд. Русского географического об-ва (РГО) в 1869—71 провел геол. исслед-я на юге Иркутской губ. (бас. Ангары — Братск, юго-зап. побережье оз. Байкал, долина р. Иркут от Байкала до верш. Мунку-Сардык), составил карту. Награжден Малой зол. медалью РГО (1870) и зол. медалью Междунар. геогр. конгресса в Париже (1875). 3-летняя экспедиция Ч. на север Вост. Сибири (бассейны Ниж. Тунгуски, 1873; Оленёка, 1874; ниж. теч. Лены от Якутска до Булуна, 1875) принес ла важные науч. результаты. Ч. составил 1-е геогр. и геол. карты края. Крупнейшим достижением в геологии стало открытие Ч. огромной трапповой провинции. На Ниж. Тунгуске им открыто месторожд. камен. угля и графита. В ходе экспедиций Ч. проведены комплекс, науч. наблюдения: геол., геогр., ботан., зоол., геодез., этногр., лингвист. Собрано ок. 4 тыс. образцов ис копаемой флоры и фауны, 18 тыс. экз. насекомых и позвоночных, 9 тыс. экз. различ. растений, вкл. мн. неизвестных науке видов. В 1876 Ч. возвратился в С.- Петербург, занял должность при Минералогическом музее АН, где начал обработку материалов. Ботан. и зоол. коллекции Ч. описаны в работах ряда ученых. Именем Ч. назван открытый им кряж между Леной и Оленёком, а также мн. ископаемые животные и расте ния, ряд совр. растений. Соч.: Геологическое исследование в Иркутской губернии. Иркутск, 1874; Дневник экспедиции по рекам Нижней Тунгуске, Оленёку и Лене в 1873-1875. СПб., 1896; Сборник неопублико ванных материалов. Иркутск, 1962. Лит.: Клеопов И .Л . Александр Лаврентьевич Чекановский: 1833—1876. Л ., 1972; \У6]сгк 2 . А1екзапс1ег Сгекапо^зкк ЦиЬПп, 1982. Б.С . Шостакович ЧЕЛКАНЦЕВ (ЧАЛКАНЦЕВ) ЯЗЫК, по класси фикации Н.А. Баскакова, входит в хакас, подгруппу уйгуро-огузской группы тюркских языков. Челканцы (чалканцы) - тюрк, этнич. группа, большая часть представителей к-рой проживает в Турочакском и Чойском р-нах Респ. Алтай, наиболее компактно — в селах Курмач-Байгол, Суранаш, Турочак, Бийка, Иткуч, Кебезень. Весь сов. период, начиная с 1926, точная числ. челканцев была неизвестна, поскольку при переписях населения они причислялись к алтайи,ам. По данным переписи 2002, их насчитывается 855 чел., в т. ч. владеют языком 539 чел. Ч. я., как и все тюрк, яз., характеризуется сингар монизмом в фонетике, агглютинацией в морфологии, фиксир. порядком слов в синтаксисе. Осн. словар. состав такой же, как в лит. алт. яз., но есть специфич. особенности в лексике. Ч. я. бесписьменный. В 2000 челканцы получили статус малочисл. народа РФ, их язык был включен в Красную книгу языков народов России, но это не отразилось на его состоянии. Чуть ли не единств, учеб. пособием является книга для детей А.М. Кандараковой «Аба-)ыштыц-ац-куштары» («Звери и птицы дремучей тайги»), составленная и изданная в 2004 сотрудниками Ин-та филологии СО РАН (Новосибирск) при под^ держке европ. комиссии «Расширение возможностей коренных народов Сибири в получении образования высокого уровня». Впервые язык челканцев (лебединцев) зафиксиро ван акад. В.В. Радловым (1865). В XX в. в изучение алтайского языка и его диалектов, в части. Ч. я., большой вклад внес Н.А. Баскаков. Он использовал собств. экспедиц. материалы, а также все записанные ранее тексты и материалы по сев. диалектам алт. яз. Топонимика региона проживания челканцев и алтайцев в целом описана в фундамент, труде О.Т. Молчановой «Структурные типы тюркских топонимов Горного Алтая» (Саратов, 1982) и в «Топонимическом словаре Горного Алтая» (Горно-Алтайск, 1979). С 2000 по 2004 сотрудниками Ин-та филологии СО РАН проводились экспедиции в места проживания чалканцев. Собранные материалы по Ч. я. опубликованы в сборниках «Языки коренных народов Сибири». Все челканцы хорошо владеют рус. яз., к-рый для многих стал уже родным. Ч. я. используется лишь в семейном общении и в небольших производств, коллек тивах, занимающихся традиц. видами хоз. деят-ти. Осн. центры изучения Ч. я. —Ин-т алтаистики им. С.С. Суразакова (Горно-Алтайск) и Ин-т филологии СО РАН. Лит.: Баскаков Н.А. Диалект лебединских татар-чалканцев (куу-кижи). М., 1985; Кирсанова Н.А. Изучение чалканского консонантизма //Я зы к и коренных народов Сибири. Новосибирск, 2001. Вып. 9; Языки народов России: Красная книга: Энцикл. словарь-справочник. М., 2002; Языки коренных народов Сибири: Экспедиционные материалы. Новосибирск, 2003. Вып. 7. Ч. 1; 2004. Вып. 15. А. Р. Тазранова, М. И. Черемисина ЧЕЛКАНЦЫ (самоназв. шолгану/чалканду, устар. — лебединцы, лебединские татары, куу-кижи — букв, «человек с р. Лебедь»), корен, население Респ. Алтай. Этнич. территория охватывает небольшую сев.-вост. часть Турочакского р-на —бас. р. Лебедь. ГБюживают также в Таштагольском р-не Кемеровского оол. Общая числ. по переписи 2002 —855 чел. Говорят на челкан. яз. (см. Челканцев язык). По своему физ. облику Ч. принадлежат к урал. расе. Этот расовый комплекс широко представлен среди обских угров, самодийцев и тюркояз. населения сев. предгорий Алтая и Горн. Шории. Существует, однако, мнение, что североалт. группа популяций должна занимать самостоят. место в системе расовой классификации. Этногенез Ч. связывается с урало-алт. кругом наро дов. Важную роль в их формировании сыграли автохтон, самодийские этнич. элементы. Популяционно-генетич. исслед-е Ч. показало, что они наиболее близки лесным ненцам и вместе с кумаггдгтцами и энг^ами составляют т. н. самодийский кластер. Немаловажное место в этноге незе Ч. принадлежит также тюркским этнич. элементам, связанным с этнополит. образованиями др. тюрков, уй гуров, енисейсшх кыргызов, позднее —телесов. В основе традиц. верований Ч. лежал шаманизм с его богатым мировоззренческим комплексом. Культ отправляли шаманы (кам). Имелся развитый пантеон богов. Были распространены также представления о духах-хозяевах (тайги, рек, озер и пр.). Важное место в жизни людей занимал и культ огня. Большое воздейст вие на религ. жизнь Ч. оказала деят-ть Алтайской духовной миссии, к-рая в конечном счете привела к их христианизации. Однако языч. представления до сих пор бытуют у ст. поколения. В плане соц. орг-ции Ч. делились на 2 экзогамных рода(шолгану и шакшылу). Осн. структурно-генеалог. единицей рода являлась группа родственников (кезек). Браки между членами одного кезека были запрещены. Гл. ячейкой об-ва являлась моногамная семья. Брак патрилокальный. Широко был распространен брак че рез сватовство, в ходе к-рого стороны договаривались о размере калыма. Имели место также сговор между родителями малолет. детей, брак «убёгом», кража невест. Весьма предпочтительным считался кузенный брак. Отмечен обычай левирата. Осн. направлениями традиц. хоз. деят-ти Ч. явля лись охота, земледелие и скот-во. Объектами охоты
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2