Историческая энциклопедия Сибири III

Лит.: Энциклопедический словарь / Брокгауз Ф.А. Ефрон И.А.; Соболева Т .Н ., Разгон В .Н . Очерки истории кабинетного хозяйст­ ва на Алтае (вторая половина XVIII — первая половина XIX в.). Управление и обслуживание. Барнаул, 1997; Булыгин Ю .С . 230 лет со времени образования села Белоглазово Шипуновского райо­ на //С тр аницы истории Алтая: Календарь памятных дат. 2000 г. Барнаул, 2000. Е.В. Комлева ЧАСОВЕННЫЕ Сибири. Согласие староверов-ча- совенных (софонтиевцев), одно из наиболее значит, на пространстве от зап. отрогов Урала до Тихого океана, отд. общины встречаются в Бразилии, США, Канаде. Своим родоначальником совр. Ч. считают беглого иером. Софонтия (1637—1710), в кон. XVII —нач. XVIII в. воз­ главлявшего авторитет. Семеновский скит на Керженце (Ср. Поволжье). Софонтий приезжал в известный центр раннего старообрядчества в Зауралье, в крест, общи­ ны по р. Ирюм, где встречался с иноком схимником Авраамием ( Венгерским ), знаменитым руководителем урало-сиб. староверов 2-й пол. XVII — нач. XVIII в. Разгром Керженского центра властями петровской империи привел к бегству десятков тысяч староверов на Урал и в Зап. Сибирь. Здесь они смешались с мест. беспоповцами (частично и поповцами ). Вскоре на Урал и позднее в Сибирь перебрался с Керженца ученик Софонтия иером. Никифор, ставший авторитетнейшим руководителем урало-сиб. староверия. Так на востоке страны возникли софонтиевские монастыри-скиты и мирские общины. Немалую роль в их укреплении и за­ щите от преследований играли мест, заводчики во главе с Демидовыми, получившими в лице беглецов дешевую и трудолюбивую раб. силу. В Сибири продолжились начатые на Керженце спо­ ры по осн. проблемам адаптации традиц. православия к новым условиям тайного исповедания веры, к тому же без собств. священников —их нельзя было поставлять обычным путем, т. к. у староверов не было епископов. Споры эти определили ход и решения ряда соборов Ч., начиная с Ирюмского ( Заура лье ) собора 1723, конституировавшего новое согласие на востоке страны. Наряду с последователями Софонтия, признававшими допустимость приема духовенства, перебежавшего в староверие из РПЦ, здесь высказывались и сторонники более радикал, взглядов. Последние, не входя в беспо­ повские согласия, отстаивали допустимость беспопов­ ской практики, возможность совершать церк. таинства и службы без священников. Ирюмский собор проходил на фоне кровавого «ро­ зыска» о Тарском бунте , когда гарнизон и жители Тары отказались присягать наследнику престола, имя к-рого в указе не называлось. Жестокое следствие и 1-я ревизия привели к массовым самосожжениям старове­ ров ■; в бунте, в самосожжениях участвовали (зачастую вместе) представители как поповцев, так и беспоповцев. Собор 1723 одновр. регламентировал порядок принятия «беглых попов» и допустимость бессвященнических треб (крещения, покаяния, исповеди, брака, соборования). Новые споры о священниках разгорелись в 1777 на Невьянском соборе; им руководил глава самого автори­ тет. скита Ч. —о. Максим. Хотя в своих соч. он отста­ ивал бессвященническую практику, на соборе защищал также законность принятия иереев от РПЦ, с трудом добившись примирения обоих направлений. Споры продолжались и позднее, против священни­ ков выступали представители радикал, крест, общин Зауралья во главе с руководителем массовых движений протеста 1740-х и 1780-х гг. М. И. Галаниным , авт. 1-х ист. соч. Ч. Принимали священников в первую очередь богатые купеч. и завод, общины, вплоть до 1820-х гг. их принято более 20. Суровые законы и репрессии Николая I против староверов привели в 1830-х гг. к «оскудению священства» у Ч., и вопрос о канонич. допустимости их приема потерял практич. значение. В 1840 Тюменский собор Ч. постановил более не принимать «беглых по­ пов», провозгласив главенство в согласии иерархии не имеющих священного сана наставников общин. Вместе с тем в вероучении Ч. отнюдь не слились с беспоповца­ ми, сохранив ряд важных догматов, характерных для поповцев. Это учение о том, что антихрист будет особым человеком во плоти, а не абстракт, «духом зла», что его царство на земле и гибель еще впереди и истинное священство исчезло не сразу при реформе Патр. Нико­ на, а постепенно и др. Впрочем, среди Ч. XIX—XX вв. постоянно появлялись писатели, отстаивавшие и в этих вопросах взгляды, характерные для беспоповцев, поэ­ тому продолжалась и полемика. Закрытие храмов Ч., отсутствие священников приве­ ло к тому, что часть Ч., более всего связанная с торгов­ лей и заводами, перешла, в значит, степени формально, в единоверие (с подчинением Синоду), стремясь сохра­ нить под этим прикрытием древнюю службу, книги, школы иконописания, существовавшие с XVIII в. Так поступила в 1838 почти вся купеч. верхушка согласия. Др. часть, и прежде всего крест, общины и скиты, об­ ходилась неполной службой наставников и уставщиков в часовнях (отсюда название согласия). В либеральные 1860-е гг. Ч. восстановили мн. из утраченного при Нико­ лае I. Подчас целые общины, перешедшие в единоверие или РПЦ, возвращались в старообрядчество и иногда даже осмеливались ходатайствовать о легализации этого перехода, но законные основания своего существова­ ния Ч. получили лишь по указу 17 апр. 1905. Офиц. статистика (хотя и со значит, занижением) фиксирует резкий рост числа Ч. и их уд. веса среди урало-сиб. староверов (до 77—78%). Отсутствие единого орг. центра у Ч. постоянно приводило к разделениям по обрядово-догматич. воп­ росам. Попытки создания легал. центра неоднократно предпринимались в XVIII—XIX вв. (1735, 1790-е, 1818), но не имели успеха из-за позиции светских и духов, властей страны. В новых условиях в 1911 в Екатерин­ бурге был созван I съезд Ч., названный Всероссийским (хотя западнее Приуралья Ч. не было). На нем сдела­ на попытка опред. унификации порядка исправления важнейших треб; договорились об обрядах крещения и брака, но не решили трудного вопроса о причащении без священников и «законного» причастия. А целый ряд важных проблем приспособления древ, правил к новой обстановке и в XX в. по-прежнему решался на вполне демокр. по процедуре соборах представителей одной или чаще неск. общин Ч. Гл. роль на них играли мирские наставники, богатые и влият. члены общин. Однако це­ нилось и присутствие иноков изв. скитов, среди них 1-е место принадлежало скиту, к-рым в XVIII в. руководил о. Максим, а в 1867—90 —о. Нифонт, создавший неза- уряд. ист. соч. «Родословие часовенного согласия». Растущая буржуазия давно уже играла ведущую роль во мн. общинах Ч.; это согласие, как и другие, активно способствовало своими капиталами, торг. хваткой, тру­ долюбием и взаимовыручкой быстрому развитию новых отношений во 2-й пол. XIX —нач. XX в. Совр. приемы орг-ции пром-ти и торговли, предметы быта и явления культуры входили в жизнь общин Ч. не без изрядных противоречий, отразившихся в ряде запретов на пугаю­ щие «новины» в соборных постановлениях крест, общин. Но постепенно нарастали уступки новому: отменили запрет на употребление консервов, макарон, изделий, сахара, вообще любой пищи, купленной за деньги. В то же время и в самих крест, общинах растет расслоение наряду с поиском благоприят. условий для ведения свободного от докапиталистич. пут хоз-

RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2