Историческая энциклопедия Сибири III

дни рождения, во время к-рых Ц. соблюдали строгий этикет. Несмотря на свою замкнутость, цыган, общины заимствовали духов, традиции др. народов. Правосл. Ц. праздновали Рождество, Пасху, Троицу, мусульма­ не — Йылбаши (старый Новый год), Егоря (день св. Георгия). Религ. обряды оказывали значит, влияние на цыган, обычаи и нормы поведения. После Окт. революции в жизни цыган, сообщества произошли глубокие изменения. В 1920-е гг. сов. власть ограничила, а затем запретила мн. традиц. занятия Ц. — части, кустар. произв-во, торговлю домаш. скотом и лошадьми и т. д. Большевики пытались создать условия для перехода Ц. к оседлости. По пост. СНК СССР «О мерах содействия переходу кочующих цыган к трудово­ му и оседлому образу жизни» от 1 окт. 1926 мест, советы создавали цыган, с.-х. артели. Несмотря на полную неэффективность, политика советизации цыган, общин продолжалась и в 1930-е гг. В соотв. с рекомендациями Совета национальностей ЦИК СССР «Об углублении работы среди цыган по переходу на оседлость и к тру­ ду» от 18 янв. 1936 пр-во создало цыган, колхозы. Тем не менее большинство Ц. не смогли адаптироваться к коллект. с.-х. труду. К кон. 1930-х гг. цыган, колхозы были реорганизованы в хоз-ва смешанного типа. В условиях Сталин, диктатуры Ц. стали объектом репрес. политики сов. гос-ва. В годы Великой Отечест­ венной войны тысячи Ц. были депортированы в вост. р-ны СССР. По Указу Президиума Верховного Совета СССР от 18 мая 1944 в Сибирь, Казахстан и Ср. Азию была выселена большая часть цыган, диаспоры Крыма. В кон. 1940-х —нач. 1950-х гг. Ц. оказались в числе народов Прибалтики, Зап. Белоруссии и Зап. Украины, депортированных на восток страны. В 1950—80-е гг. гос-во продолжало политику, на­ правленную на экон. и социокультур, интеграцию Ц. в сов. об-во. 5 окт. 1956 был принят Указ Президиума Верховного Совета СССР «О приобщении к труду цыган, занимающихся бродяжничеством», согласно к-рому цыган, таборы прикреплялись к р-нам своего местонахождения и не могли покидать их без разре­ шения властей. Ц. были обязаны получить прописку по месту жительства и трудоустроиться. За нарушение Указа 1956 уголов. законодат-вом предусматривалось наказание сроком до 5 лет лишения свободы. 7 авг. 1975 Президиум Верховного Совета РСФСР отменил уголов. ответственность за уклонение от труд, деят-ти и снизил сроки тюрем, заключения за бродяжничество. Тем не менее до кон. 1980-х гг. власти стремились не допустить возврата Ц. к традиц. занятиям и образу жизни. Переход к оседлости и обязат. трудоустройство спо­ собствовали разложению традиц. уклада жизни цыган, общин. Ц. лишились возможности заниматься гаданием, ворожбой, знахарством. Цыган, труд, коллективы вклю­ чались в состав гос. предприятий и совхозов. В этих условиях большинство Ц. стремились освоить новые сферы занятости, связанные с их традиц. занятиями. Сиб. Ц ., получившие право содержать коней в домаш. хоз-ве, занимались части, извозом. Изменения в сфере занятости и образе жизни сиб. Ц. оказали значит, влияние на соц. орг-цию их сообщест­ ва. Переход к оседлости сопровождался ослаблением межродовых связей и распадом большинства таборных общин. Незначит. часть таборов превратилась в поселки, к-рые с разрешения органов власти иногда переносились в др. место. В утративших традиц. структуру цыган, общинах произошло исчезновение института власти в лице таборного вожака. В сов. период число Ц. в Сибири было незначи­ тельным. По Всесоюз. переписи 1939, числ. сиб. Ц. составляла 6,7 тыс. чел., в 1959 —9,2. В Новосибирской обл. их кол-во увеличилось с 1 тыс. чел. в 1939 до 1,7 тыс. в 1959, в Кемеровской —с 1,1 до 1,3, в Алтайском кр. —с 0,8 до 1,4, в Красноярском — с 0,6 до 1,4 гыс. чел. В 1960—80-е гг. в вост. р-нах России сохранялась тенденция к росту числ. цыган, диаспоры. В кон. 1980-х — 1990-х гг. развитие демокр. про­ цессов в России оказало значит, влияние на условия жизни сиб. Ц. Гос-во отказалось от политики насаж­ дения оседлости и нехарактерных для цыган, среды форм занятости. Ц. получили широкие возможности для реализации своих интересов в различ. сферах обществ, жизни. Переход к рыночной экономике способствовал развитию в их среде предпринимательства. Ц. занима­ ются продажей и куплей квартир, домов, дач, гаражей, земел. уч-ков под стр-во. В цыган, общинах сохраня­ ются и традиц. занятия —гадание, ворожба. Свобода экон. деят-ти обусловливает возрождение цыган, труд, коллективов. Осн. ячейкой соц. структуры цыган, сообщества в Сибири остается семейно-родовой клан. Кланы по территор. принципу объединены в этнич. общины, внутри к-рых сохраняются традиц. образ жизни и нор­ мы поведения. По Всерос. переписи 2002 в Сибирском федеральном окр. проживало 16,2 тыс. Ц., в Дальневос­ точном федеральном окр. —2,4. Наиболее крупными являются цыган, диаспоры Алтайского (2 405 чел.), Красноярского (1 995 чел.) кр., Новосибирской (2 835 чел.), Кемеровской (2 504 чел.), Омской (2 272 чел.) и Иркутской (1 641 чел.) обл. В 1990-е гг. значит, изменения произошли в культур, жизни цыган, общин. В 1991 при Российском фонде культуры возникла цыган, культур, секция. Среди цы­ ган. интеллигенции развернулось движение за создание культур, нац. автономии. 25 нояб. 1999 по решению Пр-ва РФ была образована Цыганская культурная автономия России, целью к-рой является возрождение и сохранение этнич. самобытности Ц. Р.Е. Романов ЦЫДЕНОВ Лубсан-Сандан (1850, улус Кижинга Хоринской степ, думы Забайкальской обл. — 15 мая 1922, Новониколаевск), буддийск. религ. деятель, идейный вдохновитель балагатского движения , ре­ форматор буддизма. С 6 лет — хуварак (послушник) в Кижингинском дацане , продолжил обучение в Там- чинском ( Гусиноозёрском) дацане. Получил буддийск. филос. образование, первым из бурят удостоен учен, степени гэбши (1890). В 1908 —ширетуй (настоятель) Кижингинского дацана; получив предложение занять пост хамбо-ламы, предпочел жизнь отшельника. Со своим учеником Агван-Силнамом (Бадмаевым, отцом Б .Д. Дандарона) поселился на склоне г. Шилэнтуй Кудунского хр. в местн. Суархэ. После обращения к нему за советом бурят, недовольных Указом Бурятской народной думы о призыве в армию в распоряжение атамана Г.М. Семенова , пришел к мысли об образова­ нии самостоят. гос-ва. Великое Учредит, собрание (май 1919) провозгласило Манифест об образовании теократ. гос-ва со столицей Соёмнкус (местонахождение кельи Ц.). Его главой объявлялся Ц. — Дарма-Ранзын-хан (санскр. Дхарма-раджа — Царь Учения). После пе­ редачи Манифеста Семенову Ц. и чл. его пр-ва были арестованы, через месяц освобождены. В 1922 Ц. как глава теократ. гос-ва обвинен в контррев. антисов. пропаганде, арестован. Авт. религ.-филос. соч. (часть их издана ксилогр. способом в Монголии) и поэтич. дневника «Лечу по небесам» о путешествии в С.-Пе­ тербург в 1894. Соч.: Оу(;агуш-с1иг шузйпет / / ОатсИпзигип^. Моп#о1 игап ,)ок1уа1 ]агип ЬШ§ оги.чЬак Шаап Ваа(;аг, 1959. 29 Ъ к . т ! .V -Х-:

RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2