Историческая энциклопедия Сибири III
дни рождения, во время к-рых Ц. соблюдали строгий этикет. Несмотря на свою замкнутость, цыган, общины заимствовали духов, традиции др. народов. Правосл. Ц. праздновали Рождество, Пасху, Троицу, мусульма не — Йылбаши (старый Новый год), Егоря (день св. Георгия). Религ. обряды оказывали значит, влияние на цыган, обычаи и нормы поведения. После Окт. революции в жизни цыган, сообщества произошли глубокие изменения. В 1920-е гг. сов. власть ограничила, а затем запретила мн. традиц. занятия Ц. — части, кустар. произв-во, торговлю домаш. скотом и лошадьми и т. д. Большевики пытались создать условия для перехода Ц. к оседлости. По пост. СНК СССР «О мерах содействия переходу кочующих цыган к трудово му и оседлому образу жизни» от 1 окт. 1926 мест, советы создавали цыган, с.-х. артели. Несмотря на полную неэффективность, политика советизации цыган, общин продолжалась и в 1930-е гг. В соотв. с рекомендациями Совета национальностей ЦИК СССР «Об углублении работы среди цыган по переходу на оседлость и к тру ду» от 18 янв. 1936 пр-во создало цыган, колхозы. Тем не менее большинство Ц. не смогли адаптироваться к коллект. с.-х. труду. К кон. 1930-х гг. цыган, колхозы были реорганизованы в хоз-ва смешанного типа. В условиях Сталин, диктатуры Ц. стали объектом репрес. политики сов. гос-ва. В годы Великой Отечест венной войны тысячи Ц. были депортированы в вост. р-ны СССР. По Указу Президиума Верховного Совета СССР от 18 мая 1944 в Сибирь, Казахстан и Ср. Азию была выселена большая часть цыган, диаспоры Крыма. В кон. 1940-х —нач. 1950-х гг. Ц. оказались в числе народов Прибалтики, Зап. Белоруссии и Зап. Украины, депортированных на восток страны. В 1950—80-е гг. гос-во продолжало политику, на правленную на экон. и социокультур, интеграцию Ц. в сов. об-во. 5 окт. 1956 был принят Указ Президиума Верховного Совета СССР «О приобщении к труду цыган, занимающихся бродяжничеством», согласно к-рому цыган, таборы прикреплялись к р-нам своего местонахождения и не могли покидать их без разре шения властей. Ц. были обязаны получить прописку по месту жительства и трудоустроиться. За нарушение Указа 1956 уголов. законодат-вом предусматривалось наказание сроком до 5 лет лишения свободы. 7 авг. 1975 Президиум Верховного Совета РСФСР отменил уголов. ответственность за уклонение от труд, деят-ти и снизил сроки тюрем, заключения за бродяжничество. Тем не менее до кон. 1980-х гг. власти стремились не допустить возврата Ц. к традиц. занятиям и образу жизни. Переход к оседлости и обязат. трудоустройство спо собствовали разложению традиц. уклада жизни цыган, общин. Ц. лишились возможности заниматься гаданием, ворожбой, знахарством. Цыган, труд, коллективы вклю чались в состав гос. предприятий и совхозов. В этих условиях большинство Ц. стремились освоить новые сферы занятости, связанные с их традиц. занятиями. Сиб. Ц ., получившие право содержать коней в домаш. хоз-ве, занимались части, извозом. Изменения в сфере занятости и образе жизни сиб. Ц. оказали значит, влияние на соц. орг-цию их сообщест ва. Переход к оседлости сопровождался ослаблением межродовых связей и распадом большинства таборных общин. Незначит. часть таборов превратилась в поселки, к-рые с разрешения органов власти иногда переносились в др. место. В утративших традиц. структуру цыган, общинах произошло исчезновение института власти в лице таборного вожака. В сов. период число Ц. в Сибири было незначи тельным. По Всесоюз. переписи 1939, числ. сиб. Ц. составляла 6,7 тыс. чел., в 1959 —9,2. В Новосибирской обл. их кол-во увеличилось с 1 тыс. чел. в 1939 до 1,7 тыс. в 1959, в Кемеровской —с 1,1 до 1,3, в Алтайском кр. —с 0,8 до 1,4, в Красноярском — с 0,6 до 1,4 гыс. чел. В 1960—80-е гг. в вост. р-нах России сохранялась тенденция к росту числ. цыган, диаспоры. В кон. 1980-х — 1990-х гг. развитие демокр. про цессов в России оказало значит, влияние на условия жизни сиб. Ц. Гос-во отказалось от политики насаж дения оседлости и нехарактерных для цыган, среды форм занятости. Ц. получили широкие возможности для реализации своих интересов в различ. сферах обществ, жизни. Переход к рыночной экономике способствовал развитию в их среде предпринимательства. Ц. занима ются продажей и куплей квартир, домов, дач, гаражей, земел. уч-ков под стр-во. В цыган, общинах сохраня ются и традиц. занятия —гадание, ворожба. Свобода экон. деят-ти обусловливает возрождение цыган, труд, коллективов. Осн. ячейкой соц. структуры цыган, сообщества в Сибири остается семейно-родовой клан. Кланы по территор. принципу объединены в этнич. общины, внутри к-рых сохраняются традиц. образ жизни и нор мы поведения. По Всерос. переписи 2002 в Сибирском федеральном окр. проживало 16,2 тыс. Ц., в Дальневос точном федеральном окр. —2,4. Наиболее крупными являются цыган, диаспоры Алтайского (2 405 чел.), Красноярского (1 995 чел.) кр., Новосибирской (2 835 чел.), Кемеровской (2 504 чел.), Омской (2 272 чел.) и Иркутской (1 641 чел.) обл. В 1990-е гг. значит, изменения произошли в культур, жизни цыган, общин. В 1991 при Российском фонде культуры возникла цыган, культур, секция. Среди цы ган. интеллигенции развернулось движение за создание культур, нац. автономии. 25 нояб. 1999 по решению Пр-ва РФ была образована Цыганская культурная автономия России, целью к-рой является возрождение и сохранение этнич. самобытности Ц. Р.Е. Романов ЦЫДЕНОВ Лубсан-Сандан (1850, улус Кижинга Хоринской степ, думы Забайкальской обл. — 15 мая 1922, Новониколаевск), буддийск. религ. деятель, идейный вдохновитель балагатского движения , ре форматор буддизма. С 6 лет — хуварак (послушник) в Кижингинском дацане , продолжил обучение в Там- чинском ( Гусиноозёрском) дацане. Получил буддийск. филос. образование, первым из бурят удостоен учен, степени гэбши (1890). В 1908 —ширетуй (настоятель) Кижингинского дацана; получив предложение занять пост хамбо-ламы, предпочел жизнь отшельника. Со своим учеником Агван-Силнамом (Бадмаевым, отцом Б .Д. Дандарона) поселился на склоне г. Шилэнтуй Кудунского хр. в местн. Суархэ. После обращения к нему за советом бурят, недовольных Указом Бурятской народной думы о призыве в армию в распоряжение атамана Г.М. Семенова , пришел к мысли об образова нии самостоят. гос-ва. Великое Учредит, собрание (май 1919) провозгласило Манифест об образовании теократ. гос-ва со столицей Соёмнкус (местонахождение кельи Ц.). Его главой объявлялся Ц. — Дарма-Ранзын-хан (санскр. Дхарма-раджа — Царь Учения). После пе редачи Манифеста Семенову Ц. и чл. его пр-ва были арестованы, через месяц освобождены. В 1922 Ц. как глава теократ. гос-ва обвинен в контррев. антисов. пропаганде, арестован. Авт. религ.-филос. соч. (часть их издана ксилогр. способом в Монголии) и поэтич. дневника «Лечу по небесам» о путешествии в С.-Пе тербург в 1894. Соч.: Оу(;агуш-с1иг шузйпет / / ОатсИпзигип^. Моп#о1 игап ,)ок1уа1 ]агип ЬШ§ оги.чЬак Шаап Ваа(;аг, 1959. 29 Ъ к . т ! .V -Х-:
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2