Историческая энциклопедия Сибири III

ЦЫБЕНОВ Жимба-Жамсо (Цырен) (1904, с. Зокдо- ши Забайкальской обл. —1995, с. Цугол Читинской обл.), бурят, религ. деятель. В 1911—14 —хуварак (ученик) Тарбагатайского дацана. В 1914—23 продолжал обра­ зование в Агинском дацане , откуда в числе наиболее способ, юношей послан для продолжения образования в Монголию. В мон-ре Брейбун-Хид Хантейского айма­ ка впервые начал систематически учиться живописи и философии, получил уч. степень габши по философии Праджняпарамиты. Одновр. изучал тантру, особенно после переезда в центр, мон-рь Ган-дан (Улан-Батор), где осн. руководителем по тантре становится лама Ло- дой Жамсо. Здесь под рук-вом врача Шейраб-Жамсо начинает постигать основы тибет. медицины, став одним из ведущих специалистов. В 1934—39 репрессирован. Участник Великой Отечественной войны. В 1953—57 жил в с. Дарасун, работал маляром, художником-офор- мителем. В 1966 приглашен консультантом в области тибет. медицины в отд. биологически актив, веществ индо-тибет. медицины Бурятского филиала Сибирского отд-ния АН СССР (Улан-Удэ), проработал 11 лет науч. сотрудником. В 1988—95 — настоятель Цугольского дацана. Лит.: Терентьев А. Учитель / / Священный Байкал. 1993. № 1. С. П. Нестеркин ЦЫБИКОВ Мунко (1908, местн. Турхул Витим­ ского сомона Хоринской степ, думы Забайкальской обл. — 1992, Иволгинский дацан), пандито хамбо-лама. Обра­ зов. получил в Эгитуйском дацане, где изучал основы тантры и тибет. медицины. За свои способности во время обучения был отмечен А. Доржиевым. В 1930 присуж­ дена богослов, степень гэбши. В 1938 репрессирован, сослан на Колыму. После освобождения в 1956 принят штат, ламой в Иволгинский дацан. В 1989 избран пред. Центрального духовного управления буддистов СССР и пандито хамбо-ламой (1989—92). Лит.: Чимитдоржин Г.Г. Институт Пандидо Хамбо Лам. Улан-Удэ, 2004. С.Ю. Лепехов ЦЫГАНЕ Появление Ц. в Сибири относится ко 2-й пол. XVIII в., что было обусловлено их интенсив, рас­ селением по тер. Рос. империи. Наряду с вольным пере­ селением, миграции Ц. на восток страны способствовала политика гос-ва. 16 авг. 1759 по указу имп. Елизаветы Ц., проживавшие в Прибалтике, были выселены в др. регионы, в т. ч. и Сибирь. С кон. XVIII в. до послед, трети XIX в. одним из источников формирования об­ щины сиб. Ц. являлась ссылка. Ссыльных направляли в Тобольскую и Енисейскую губ. С 1870-х гг., после прекращения высылки Ц. в вост. р-ны России, осн. ка­ налом их движения в Сибирь стало вольное переселение. К кон. XIX в. в отд. сиб. губерниях сформировались этнич. группы рос. Ц., принявших самоназв. «сибирска рома» (сиб. цыгане). По переписи населения 1897, числ. цыган, общины в Сибири составляла 6,2 тыс. чел., в т. ч. в Томской губ. —2,1, Тобольской —1,5, Иркутской — 1,1 тыс. чел. До кон. XVIII в. гос-во не вмешивалось во внутр. дела цыган, сообщества. В 1780-е гг. были предприняты первые попытки насаждения в цыган, среде оседлого образа жизни. По указу Екатерины II от 18 дек. 1783, Ц. были обязаны селиться «в удобных местах» и не заниматься бродяжничеством. В 1-й пол. XIX в. гос-во неоднократно принимало меры для перехода Ц. к осед­ лости. 20 апр. 1809 указом Александра I «О приведении в лучшее устройство цыган, о пресечении перехода их с места на место, о принуждении их к оседлости» цыган, кочевья на тер. Рос. империи были запрещены. В царствование Николая I Ц. выделялись средства для обзаведения хоз-вом, однако те использовали их для иных нужд и продолжали вести кочевую жизнь. В связи с этим власти часто прибегали к репрессиям против цыган, таборов. Мужчин насильно отправляли на воен. службу, женщин записывали в крепостные, детей отдавали в приюты и богадельни. Во 2-й пол. XIX —нач. XX в. во взаимоотношениях между гос-вом и цыган, общинами произошли позитив, изменения. В 1863 Ц. были уравнены в правах с рус. населением и получили полную свободу в орг-ции внутр. жизни, к рая сохранялась до революции 1917. В дорев. период сиб. Ц. имели широкий круг традиц. занятий. Они занимались ремеслом, в т. ч. кузнеч., ювелир, делом, изготовляли метал, посуду, решёта, корзины. В цыган, общинах широкое распространение получило коневодство. Ц. осуществляли покупку и продажу коней, оказывали услуги по их перегону и лечению. Разведение лошадей и торговля ими играли значит, роль в жизнеобеспечении цыган, семей. Помимо занятий ремеслами и торговлей Ц. на празд­ никах развлекали население вокально-танц. выступ­ лениями. Цыганки занимались гаданием, ворожбой, знахарством. Несмотря на бродячий образ жизни, проф. нищенство не получило среди Ц. широкого распростра­ нения. Осн. источниками средств к существованию для цыган, семей служили продажа ремесл. продукции, ло­ шадей, худ. творчество и совершение магич. обрядов. Занимаясь ремеслом, пением или гаданием, Ц. объе­ динялись в коллективы, каждый член к-рых работал наравне с другими и получал ден. пай. Распределение доходов внутри «артели» носило уравнит. хар-р, что препятствовало соц. расслоению цыган, общины. Цыган, сообщество имело традиц. соц. орг-цию. Его низовой ячейкой являлась большая патриархаль­ ная семья, возглавляемая самым ст. мужчиной. 2-й ступенью был род, во главе к-рого стояли старейшины. Они формировали цыган, суд (сэндо), выступавший арбитром в спорах семейно-родовых кланов. Роды объединялись в табор, к-рым руководил баро или баро шэро («большой», «большая голова»). В круг его обя­ занностей входила защита членов общины от разорения, принятие в табор новых людей и изгнание неугодных, установление внеш. связей с др. цыган, сообществами и мест, властями. Отношения внутри цыган, сообщества регламентиро­ вались с помощью норм обычного права. Члены общины в зависимости от пола и возраста имели различ. права и обязанности. Мужчина, являвшийся полновластным главой семьи, владел и распоряжался ее имуществом, мог стать родовым старейшиной или вожаком табора. Круг занятий женщин ограничивался воспитанием де­ тей, ведением домаш. хоз-ва, зарабатыванием средств на пропитание семьи. Цыганка, вступившая в брак, находилась под опекой мужа, а после его смерти —ст. сына или брата. Пожилые женщины, пользуясь большей свободой, участвовали в сходках и выражали собств. мнение относительно вопросов внутр. жизни цыган, таборов. Осн. функция цыган, общины состояла в трансляции традиц. образа жизни от зрелого поколения к подраста­ ющему. Взрослые передавали детям навыки осн. цыган, занятий. Мальчики обучались ремеслу и коммерции, девочки —ведению домаш. хоз-ва, ворожбе, гаданию. Дети получали представление о нормах поведения в цы­ ган. общине, обучались муз. искусству, пению, танцам. Подавляющее большинство Ц., осваивая необходимые практич. навыки, не получали систематич. образования в рус. учеб. заведениях. В дорев. период традиц. цыган, культура была представлена различ. праздниками и обрядами. К се­ мейным праздникам относились свадьбы, крестины и

RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2