Историческая энциклопедия Сибири III

ученые-североведы: А.Ф. Бойцова, Е.И . Убрятова, В .М . Наделяев, Е.П. Лебедева, О.А. Константинова, В.А. Горцевская, К.А. Новикова, В.Д. Колесникова, Л .И . Сем, Н.И. Гладкова, А.П. Путинцева, в т. ч. северяне С.Н. Оненко, Г.Н. Курилов, В.А. Роббек, В.Д. Лебедев и др. Ц. — один из организаторов со­ здания письменности и разработки единого алфавита для 14 яз. народов Севера. Создала письменность на эвенском я з . , писала учебники, буквари и словари для эвен, школ, готовила учителей из среды эвенов. Ц. — один из сост. и редактор «Сравнительного словаря тунгусо-маньчжурских языков», не имеющего аналогов в науке о языках Севера. В соавт. с Л .Д . Ришес ею составлены «Русско-эвенский словарь» (1952), самый полный до наст, времени, и «Эвенско-русский словарь» (1957), на смену к-рому только в 2005 пришел более полный словарь (сост. В. А. и М.Е. Роббек). Ее исслед-е «Сравнительная фонетика тунгусо-маньчжурских язы­ ков» (1949) явилось основой для дальнейшего более глубокого анализа звук, систем этих языков. Работы Ц. последних лет посвящены обоснованию генетич. общности алт. языков. Ц. —почет, чл. Науч. об-ва венгер. ориенталистов им. Кёрёши Чома (с 1972), ей присуждена 10-я премия ун-та шт. Индиана (США) с вручением зол. медали (1972). Награды: медали «За доблестный труд в Великой Отечественной войне 1941—1945», «За оборону Ле­ нинграда», «За трудовую доблесть», знак «Отличник народного просвещения РСФСР». Соч.: Сравнительная фонетика тунгусо-маньчжурских языков. Л ., 1949; Сравнительный словарь тунгусо-маньчжурских языков. Л ., 1975. Т. 1; 1977. Т. 2; Негидальский язык. Исследования и материалы. Л ., 1982; Труды В.И . Цинциус //В о п р о сы языка и фольклора народностей Севера. Якутск, 1980. Б. В. Болдырев ЦОНГОЛЬСКИЙ ДАЦАН (тибет. назв. Балдан Брайбун-Лин), 1-й бурят, буддийск. монастырь. По офиц. данным, основан в 1741 в местн. Хилгантуй (др. назв. дацана — Хилгантуйский, Мурочинский) в пойме р. Чикой (Кяхтинский р-н Респ. Бурят ия ). Первонач. Ц. д. стал резиденцией хамбо-ламы, главы ламаист, церкви Бурятии, в 1809 перемещенной из Ц. д. в Гусиноозёрский дацан, где она оставалась до кон. 1930-х гг., когда оба были закрыты и разрушены. Сначала был возведен большой войлоч. шатер, замененный в 1758 деревян. храмом, в 1914 —3-этаж­ ным каменным. В нач. XX в. храмовый комплекс Ц. д. состоял из гл. собор, храма, 11 малых храмов, более 10 вспомогат. построек, 300 дворов (ламских домов). В богослужениях принимало участие более 600 лам. При Ц. д. действовала филос. школа цаннит. Культ и система образования —монг. (ургинские). Ц. д. имел большую типографию. В июле 1991 в связи с празднованием 250-летия офиц. признания буддизма в России в местн. Мурочи близ Ц. д. открыт новый, Мурочинский, дацан, счита­ ющийся его преемником. В 1994 возведено 3-этажное камен. здание, построенное на средства от благотворит, лотереи, телемарафона, спонсоров. В наст, время здесь 10 штат, лам, 6 лам обучаются в Индии в Гоман-дацане (штат Карнатака) и Дхарамсале (штат Химачал Пра- деш). Дацан имеет филиалы: дуган Арья-Балын Ранжун (в 4 км от дацана, 2003), дуган Данзан-нин (с. Ноехон Селенгинского р-на, 1995), дуган в с. Шергольджин Красночикойского р-на Читинской обл. и в е . Баян- Булаг (Кяхтинский р-н, 1998). Лит.: Историко-культурный атлас Бурятии. М., 2001; З а б а й ­ кальская энциклопедия. Чита, 2007. Т. 4. Д .С . Жамсуева ЦУГОЛЬСКИЙ ДАЦАН, действующий буддийск. монастырь. Расположен в с. Цугол Могойтуйского р-на Читинской обл. Основан в 1826 бурят, родами харгана, хуацай и галзут, входил в число наиболее значит, монас­ тырей Забайкалья. Именно ему принадлежит приоритет в развитии осн. направлений школ богословия —цанит и тибет. медицины —манба. Гл. соборный храм —Цок- чен-дацан —одна из вершин архит. мастерства бурят, зодчих. Первонач. существовал как войлоч. дуган близ хр. Урдунуй, затем, после ходатайства прихожан 1826 и разрешения нач. Нерчинского окр. от 1827, построены деревян. здания гл. дугана: сумэ Найдан (1827), сумэ Майдари, Дэмчок, Гунриг (1931). Из них родовыми аймачными сумэ были: Найдан и Дэмчок —зуун хар­ гана; Гунриг —зуун хуацай; Махагала —галзут. Далее формируются дуганы, общие для всего прихода. Т. о., сумэ, кроме цокчен-дугана, первонач. являлся Майдари дуган, основанный в 1831. Есть сведения о том, что с 1831 по 1836 шла постройка 3-этажного деревян. здания, на хурал освящения к-рого собрались более 200 лам и 3 тыс. прихожан. Как выглядело это здание —неизвест­ но. 1-е стационар, здание цокчен-дугана Ц. д. (1854) — трехглавое, квадрат, в основании, одноэтажное. С сер. 1850-х гг. по 1864 велась переписка прихожан с генерал-губернатором Вост. Сибири о стр-ве камен. здания цокчен-дугана. В 1864 генерал-губернатор М. С. Корсаков разрешил постройку дугана по чертежу, утвержд. в этом же году. Стр-во завершено в 1869, но в 1887 дацан сгорел. В 1889 здание восстановлено. Строи­ телем сгоревшего и воссгановл. цокчен-дугана был лама (шанзодба) Ц. д. Шойбон Намсараев. С 1890-х гг. в цокчен-дугане проводились перестройки (1893, 1914). Общеприходскими храмами, кроме цокчен-дуга­ на, были сумэ Майдари, дуганы цаннит-дацана (сумэ Аюши), где располагалась филос. школа и манба-дацана (сумэ Оточи), где располагалась мед. школа. Известны 3 чертежа сумэ Аюши (1897, 1901, 1910). Чертежи 1901 и 1910, скорее всего, относятся к аймач. сумэ Аюши рода барун-харгана. Чертеж 1897 изображает квадрат, одноэтаж. здание типич. конфигурации для школ чойра др. бурят, дацанов. Майдари-сумэ располагался севернее гл. храма, приблизительно на одной линии с цаннит-дацаном. Построен в 1831, по проекту 1897 выстроено 2-этажное здание с желез, крышей на камен. фундаменте. Манба-дуган —камен. 2-этажное здание. История его основания длительная и неясная. В 1866 цугольцам не разрешили построить молитв, дом во имя бога Оточи, но, вероятно, оно построено и оформлено в 1877 как дар агинского тайши Т. Тобоева в память его сына —ламы Ц. д. Г.-Ж. Тугултурова. Здание было сырым, поэтому ламы ходатайствовали о разрешении сделать деревян. пристройку. Проект датирован 1914, но фактически здание построено раньше. В кон. XIX в. перестраиваются аймач. сумэ Дэм­ чок, Гунриг, в 1913 род галзут основал свое аймач. сумэ Махагала. В 1911 построено сумэ Арьябало для хурала маани. Филос. школа чойра или цаннит при Ц. д. создана в 1845, но первонач. не имела спец. здания, занятия проходили в аймач. сумэ Найдан. Стр-во отд. здания чойра-дацана утверждено в 1897. Закрыт в 1930-е гг. В 1989 Ц. д. открыт заново. В 2001 после рестав­ рации стал действовать гл. собор, храм. В штате 4 ламы. Лит.: Летописи хоринских бурят. М., Л ., 1940; Жам су е ва Д .С . Агинские дацаны как памятники истории и культуры. Улан-Удэ, 2001; Историко-культурный атлас Бурятии. М., 2001. Д .С . Жам суева

RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2