Историческая энциклопедия Сибири III
перерывы. В 1723 митрополит Сибирский и Тобольский Антоний ( Стаховский ) сообщил в Синод о том, что довел кол-во учеников до 90, и просил о доп. ассигнова ниях на содержание школы. Вряд ли его просьба нашла отклик, поскольку в 1727 выяснилось, что в школе при архиерейском доме обучалось всего 33 чел. В Вост. Сибири школу для подготовки духовенства открыл 1-й епископ Иркутский свт. Иннокентий ( Кульчицкий ) в Вознесенском муж. мон-ре. Она действовала в 1725—46; в 1736 число ее учеников достигло 70 чел. Школа имела миссионер, направленность, в ней преподавался монг. яз. (см. Иркутский Вознесенский монастырь). В 1738 тобол. архиерей получил указ Синода преоб разовать школу при архиерейском доме в семинарию с 8-классным обучением на основе латыни; оказалось, что с 1730 по 1738 в школе училось 122 чел. (для сравнения: в 1738 детей духовенства от 7 до 15 лет в епархии на считывалось 377 чел.). Набор в Тобольскую семинарию провел митр. Антоний (Нарожницкий ) в 1743, однако курс обучения до 1748 оставался неполным. Верх, звено семинарии, классы философии и богословия, существо вавшие в XVIII в. далеко не во всех рос. семинариях, в Тобольске открыл в кон. 1750-х гг. митр. Павел (Коню - скевич). В Иркутской епархии семинарию (с ежегодным содержанием 2 тыс. руб.) открыли в марте 1780. Домаш. обучение оказалось ненадежным основанием для последующего семинар, образования: резерв грамот ных был невелик. Так, в 1758 из 199 детей духовенства 102 чел. после смотра отправились домой доучиваться и лишь 7 зачислили в семинарию. Обучение славян, грамоте в семинарии увеличивало ее расходы. Митр. Павел (Конюскевич) сразу по прибытии на Тобольскую кафедру усилил ответственность церк. администрации, обязав духов, заказчиков регулярно экзаменовать недо рослей, ввел систему штрафов и наказаний для неради вых детей духовенства и их родителей и завел на местах сначала рус. школы, а затем и латинские с программой нач. семинар, образования. Т. о. митрополит пытался приблизить Тобольскую епархию к выполнению узако ненного в общерос. масштабе еще в 1736—38 всеобщего семинар, обучения детей духовенства. В 1760-е гг. увеличилось и кол-во учеников Тобольской семинарии, а само обучение стало более длительным, поскольку митрополит резко сократил отчисление по прошению родителей из ее низш. классов. Однако в этот период проблема решена так и не была. Лат. школы не дали ожидаемого результата, поэтому их упразднили, и лишь значительно позднее след, тобол. архиерей, еп. Варлаам (Петров), открыл вместо них рус. школы с обучением элементар. грамоте для подготовки в семинарию и к низш. клировым должностям. В 1818 место рус. школы заняло духов, приход, училище, но учеба в нем при желании заменялась домаш. подготовкой; учреждено было лишь 1 такое училище при епархиальном центре. Предпочтение учившимся в семинарии при поставлении в церк. чины хотя и осуществлялось, но долгое время не очень заметно, т. к. по-прежнему ощущалась острая нехватка духовенства. Лишь к сер. XIX в. подавляющее большинство духовенства Тобольской епархии имело нач. школ, образование, а ок. трех четвертей священ ников закончили высш. классы семинарии —филосо фии или богословия. Кроме спец. проф. подготовки, Тобольская семинария давала и общеобразовательную; там преподавались такие предметы, как история, гео графия, математика, физика, нек-рые языки (наряду с лат.). После школ, реформы обер-прокурора Протасова в 1839—40 за счет сокращения общеобразоват. предметов были введены краткие курсы медицины и агрономии как необходимые для пастырей в сел. местности, где врачеб. помощь и ведение хоз-ва осуществлялись на уровне народ, опыта. Преподавание перевели с лат. на рус., латынь осталась как один из предметов. Одновр. гос-во неск. увеличило ден. содержание духов, учеб. заведений. С нач. XIX в. приход, духовенство официально стало привлекаться для нач. обучения населения, в последую щее время мн. внимания уделялось его участию в обуче нии крест, детей в сел. школах. Предпринятое в рамках Великих реформ преобразование уставов 4-классных духов, училищ и семинарий (1867—71) определило их всесословность. Отныне их выпускники могли поступать как в духов., так и в светские учеб. заведения, хотя преимущество при поступлении, особенно в семинарии, предоставлялось детям духовенства. В 1868 появился новый устав 6-летних епархиальных жен. училищ, целиком содержавшихся за счет епархий и Синода. Их выпускницы становились, в части., учительницами церк.-приход, школ, кол-во к-рых резко увеличилось в послед, четв. XIX в. В нач. XX в., несмотря на недоста ток гос. средств, выделявшихся на учеб. заведения церк. ведомства, население даже сиб. окраин ходатайствовало об открытии церк.-приход, школ: необходимость хотя бы элементар. образования стала понятной там, где намечался подъем экономики. Стат. данные 1909—12 позволяют получить представ ление о состоянии Ц. о. в Сибири накануне Первой ми ровой войны. В Благовещенской епархии существовала духовная семинария (учреждена в 1870), соединенная с духовным училищем; оба учеб. заведения управлялись одним ректором. Училище имело подготовит, класс и 2 класса с двухгодич. курсом, семинария —3 двухгодич. класса. Кроме того, в епархии имелись 4 двухклассные и 67 одноклассных школ, 10 миссионерских, 2 церкви- школы; всего 4 185 учащихся. Во Владивостокской епар хии насчитывалось 4 959 учащихся в 107 церк.-приход, школах, в т. ч. в 7 двухклассных и 5 школах грамоты (в последних учили начаткам Закона Божия, свящ. истории, чтению, письму, устному счету до тысяч и 4 действиям арифметики). В Енисейской епархии име лись духовная семинария, Красноярское духовное учи лище, епархиальное жен. училище и 192 церк.-приход, школы. В Забайкальской епархии функционировали Чи тинское духовное училище, епархиальное жен. училище, миссионер, школа при архиерейском доме, 197 церк.- приход. школ, 2 церкви-школы и 37 школ грамоты. В Иркутской епархии, кроме духовной семинарии, Ир кутского духовного училища, жен. духовного училища, существовали 184 церк. школы с 6 861 учащимся. Ом ская епархия имела 1 духовное училище, 1 епархиальное жен. училище, 310 церк. школ (по др. сведениям — 266) с 17 122 учащимися. Тобольская епархия, кроме духовной семинарии, —8 двухклассных, 368 одноклас сных церк. школ с 13 528 учащимися; Томская епархия, кроме семинарии, 3 духов, училищ, епархиального жен. училища, —6 двухклассных школ, 764 одноклассных, 59 школ грамоты с 42 101 учащимся. В Якутской епархии работали духовная семинария, духовное училище, епар хиальное жен. училище, 57 церк.-приход, школ (из них 2 двухклассные) и 7 школ грамоты; кол-во учеников — 9 939. Кроме того, правосл. миссия в Якутске имела двухклассную церк. школу. После Окт. революции система нравосл. Ц. о. в течение краткого периода была полностью разрушена: закон об отделении Церкви от гос-ва дал старт курсу на ее уничтожение. Так, уже в 1920 прекратили работу духовная семинария и духов, училища в Иркутске. Та же судьба постигла и др. учеб. заведения РПЦ в Сибири. Только в 1943 РГ1Ц получила разрешение на учеб. деят-ть для подготовки духовенства, в т. ч. в виде пастырских курсов в нек-рых городах. Открытия таких
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2