Историческая энциклопедия Сибири III

обычно располагался поблизости от жилища. Его роль выполнял обыкновенный костер, раскладывавшийся под открытым небом. На нем готовили пищу, кипятили чай. Для выпечки хлеба использовали особые глиняные печи, сооружавшиеся под навесом. Иногда летним жи­ лищем служила крытая лодка. Зимнее жилище сев. С. представляло собой поставленный над 4-угольной ямой бревенч. сруб. Крыша такого жилища обкладывалась дерном. Дверь навешивалась на кожаных ремнях, стекло в единств, окне заменяла пластина льда. С.-оленеводы, живущие в Тюменской обл. и Туру- ханском р-не Красноярского кр., используют в кач-ве зимнего жилища чум ненец, типа, крытый оленьими шкурами. Летним жилищем сев. С. служит тот же чум с покрытием из тиски —вываренных и сшитых между собою кусков бересты —или брезента. Мн. совр. сель­ куп. семьи проживают в поселках в домах рус. типа, построенных из бруса и крытых железом, шифером или дранкой. Зимней одеждой мужчинам и женщинам у сев. С. служила парка —распашная шуба, сшитая из оленьих шкур мехом наружу. Под парку мужчины надевали рубахи из покупной ткани и штаны, изготовленные из выделанной оленьей замши — ровдуги, а женщины — домотканые платья. В сильные морозы оленеводы надевали поверх парки сокуй — глухую одежду из оленьих шкур мехом наружу с пришивным капюшо­ ном. Этот вид одежды был заимствован С. у ненцев. Зимней обувью мужчинам и женщинам служили пимы, изготовленные из камусов или сукна, с голяшками из камусов. Головной убор шился в форме капора из пы­ жей (шкурок молодых телят), песцовых или беличьих лапок. В летнее время носили те же парки или малицы ненец, типа. Летняя обувь изготовлялась из ровдуги. Широкое распространение среди С. имели сапоги рус. покроя. Летними голов, уборами и мужчинам, и жен­ щинам служили платки, повязываемые в виде косынки или тюрбана. Среди нарым. С. уже в XIX в. распространились одежда и обувь рус. покроя из покупных тканей: рубахи и брюки —у мужчин, платья и сарафаны —у женщин. Сарафаны обычно носились с поясом, сплетенным из цвет, ниток. Зимней одеждой мужчинам служили тулуп или сукон, парка, женщинам —шуба из беличьих ла­ пок. В прошлом летнюю обувь С. изготовляли из кожи осетра или стерляди, но уже в XIX в. ее полностью заменили сапоги рус. образца. Совр. одежда нарым. С. исключительно покупная. Сев. С.-оленеводы сохра­ няют в кач-ве зимней одежды малицы, сокуи и бакари ненец, образца. В прошлом С. питались преим. рыбой. Из нее изго­ товляли муку —порсу. Рыбу солили, варили, сушили, квасили в ямах вместе с ягодами. Разнообразили пище­ вой ассортимент мясо боровой дичи, а у сев. группы С. — изделия из оленины. Из дикорастущих употреблялись в пищу дикий лук, сарана, различ. лесные ягоды. Чай заменялся настоем можжевельника. Уже в XIX в. в пищевой рацион С. вошли покупные продукты: мука, сахар, чай, крупы, слив, масло. Поселением С.-оленеводов является стойбище, состо­ ящее из переносных жилищ —чумов. Таеж. С. живут в постоянных поселениях из стацион. домов. Осн. жи­ лищем оленеводов был переносной чум, конструктивно соответствующий самодийскому типу. Две основные жерди соединены веревочной петлей. Весь каркас состо­ ит из 30—50 шестов. Зимний чум покрывается нюками — покрышками из оленьих шкур, летний —полотнищами бересты. В центре чума располагается костер-очаг. Пол в летнем чуме чаще земляной, в зимнем делается из досок. Постелью служили оленьи шкуры, к-рые располагались на веточных и травяных циновках. В стацион. поселениях одним из осн. видов зимне­ го жилища была полуземлянка карамо — 2-камерная, углубленная в землю постройка, стены к-рой имеют каркасно-столбовую конструкцию. Бревенч. крыша дополнительно перекрывалась берестой и засыпалась землей. Отопит, сооружением служил очаг или чувал, основу к-рого составлял остов из жердей, обмазанных глиной. У С. были распространены также полуземлянки усеченно-пирамидал. формы, похожие на хантыйские, каркас, наземные жилища с вертикальными стенами, землянки и полуземлянки срубной конструкции с плоской либо 2-скатной крышей. Спальные места в землянках и полуземлянках располагались на нарах. Впоследствии широкое распространение у С. получили рус. срубные избы. Традиц. поэтич. творчество С. представлено пре­ даниями (тентыль), сказками (чапта), загадками (нуркытса) и шутками-поговорками. Большое место в фольклоре занимают повествования о всевозможных приключениях героя, о его столкновениях со злыми духами (хозяевами стихий), причем, несмотря на все свое коварство, в борьбе с человеком злые духи всегда оказываются побежденными. Предания С. повествуют о войнах, к-рые их предки вели с ненцами и эвенками ; у юж. С. сохранились предания о войнах с татарами. Союзниками С. в этих преданиях выступают кеты и ханты. В фольклоре С. содержится мн. реликтов, давно отживших свой век верований и связанных с ними куль­ тов. У юж. С. старинным муз. инструментом бытовал 7-струнный «лебедь»; широко был распространен варган — костяная пластинка с вибрирующим язычком. Варган служил также жен. шаман, инструментом, заменяя шаманке бубен. У сев. С. единств, муз. инструментом был шаман, бубен. Лит.: Пелих Г.И. Происхождение селькупов. Томск, 1972; Он же. Селькупы XVII века (очерки социально-экономической исто­ рии). Новосибирск, 1981; Гемуев И .Н ., Пелих Г.И. Селькупское оленеводство / / Сов. этнография. 1975. № 3. СЕЛЬСКАЯ РАСПРАВА, судеб, учреждение первой инстанции для гос. крестьян. Создано в ходе реформы П.Д. Киселева при сел. об-вах. С. р. рассматривала гражд. дела и проступки гос. крестьян. В ее состав входили сел. старшина (пред.), сел. писарь и избранные на 3 года ст. и мл. «добросовестные». С. р. принимала решения при имуществ. исках до 5 руб. включительно или штрафах до 1 руб., а также по наказаниям до 20 ударов розгами или обществ, работам на срок до 6 дней. Апелляц. инстанцией на решения С. р. выступала волостная расправа. В.Е. Зубов СЕЛЬСКИЕ НАСЕЛЕННЫЕ ПУНКТЫ (деревни, села). Деревня —осн. для Сибири вид сел. поселения. На первых этапах освоения региона Д. возникали вблизи острогов , а затем и слобод , служивших адм. центра­ ми. Развивались Д. преим. из однодворных поселений ( заимок ) служилых лю дей , посадских , ямщиков и крестьян. В условиях непрерыв. колонизации и не­ полной оседлости происходило период, почкование Д.: вынесение из них выселков, к-рые превращались затем в относительно многодворные поселения. Характерно также период, исчезновение и возрождение Д. в связи с переложной системой земледелия (см. Крестьянст­ во , Земледелия системы ), существовавшей в Сибири вплоть до мае. переселений. К сер. XIX в. в регионе сложилась относительно устойчивая поселен, структура с господствующим элементом — Д., ср. размер к-рой приблизился к 50

RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2