Историческая энциклопедия Сибири III
Одним из своеобразных обрядов в шаманстве С. была церемония «оживления» бубна и др. предметов ша ман. облачения. В представлениях С. бубен был оленем, на к-ром шаман путешествовал на небо или в подзем, мир. Действо, продолжавшееся 10 дн., происходило весной и приурочивалось к весен, прилету птиц. Центр, частью церемонии считались путешествие на юг, в оби тель Нома —страну, «где светят семь солнц, где камень до неба достает», и возвращение обратно. Возможно, это представление отражает почитание С. предков, живших в высокогорной стране на юге (на Саянах). Шаман, дар у С. обязательно передавался по на следству. Обычно один из сыновей наследовал его от отца, матери или деда. В шаманстве актив, роль играли сексуал. мотивы: молодой шаман вступал в сексуал. связь с мачин лозыт наля —дочерью хозяина леса. Шаман принимал актив, участие в похорон, обряде. Гробами служили долбленые стволы деревьев, лодки. Если покойного закапывали в землю, то на могиле ус танавливали деревян. сруб. Детей хоронили на ветках высоких деревьев, обычно кедров. С покойниками, по добно др. самодийским народам, С. клали их имущество, к-рое предварительно приводили в негодность. Деление С. на 2 территор. группы и их контакты с сосед, народами находят отражение в особенностях этнич. культуры. Юж. С. значит, ассимилированы рус. населением и утратили мн. элементы таеж. охотничье- рыболовецкого хоз.-культур, комплекса, характерного для всех народов, живущих в таеж. зоне Зап. Сибири. Сев. С., контактируя с северосамодийск. народами, а также кетами и эвенками, освоили таеж. транспорт, оленеводство и до наст, времени сохраняют традиц. промысл, хоз-во, мобильное жилище (чум), традиц. для северян одежду (типа малицы), режимы питания, утварь, транспорт; продолжают бытовать нек-рые функции традиц. соц. институтов, основы традиц. мировоззрения. Под влиянием русских нарым. С. стали селиться в деревнях, заводить домаш. скот, культивировать огород ничество (посадки репы, картофеля, гороха). Из домаш. скота в хоз-вах С. преобладали лошади и коровы. Овцы и свиньи встречались относительно редко. Общие раз меры скотовод, хоз-в были невелики. К нач. XX в. С., жившие по р. Кеть, имели в ср. на 1 хоз-во 1,27 голов лошадей, 2,77 —коров, 1,76 —мелкого рог. скота, 0,25 — свиней. Осн. направления хоз. деят-ти С. — охота и рыболовство. Гл. объект пушной охоты в тайге —белка. В прошлом в лесах по рекам Тым, Парабель, Васюган С. охотились на соболя, применяя в кач-ве ловушек сети и капканы. Сев. С. добывают песца, используя капканы и деревян. ловушки —пасти. Из парнокопытных объек тами охоты, гл. обр. с помощью ружья, являются в тайге лось, а в тундре и лесотундре —дикий олень. В прошлом на лося настораживали самострелы. Водоплав. птицу (гусей и уток) прежде промышля ли с луком, сейчас с ружьем. Линных гусей по осени загоняли в сети, к-рыми перегораживали выходы из озер и заливов. Для добычи боровой дичи применялись различ. виды деревян. ловушек: черканы, клепцы, плашки. Куропатку добывали силками, сплетенными из конского волоса. В кач-ве транспорт, животных в сев. тайге и тундре С.-охотники использовали оле ней. В тайге широкое распространение имели ручные нарты. Обычно охотник сам тащил нарту с помощью ременной петли, надевавшейся на плечо, и потяга, привязанного к передку нарты. Иногда тащить нарту помогала собака. Осн. средством передвижения в тайге зимой служили лыжи из ели или кедра, подбитые снизу оленьим каму сом либо шкуркой выдры. Вместо палок при ходьбе на лыжах С.-охотники использовали деревян. посох. Из совр. средств транспорта широко применяются снего ходы типа «Буран». Совр. охотничий промысел развит гл. обр. на севере селькуп, территории. Среди томских (среднеобских) С. проф. охотников-промысловиков практически нет. Ведущее место в промысл, охоте за нимает добыча водоплав. птицы и боровой дичи. Рыболовство — 2-е по значению хоз. направление деят-ти С. Зимой рыболовецкие бригады промышляют в осн. щуку на озерах. В летнее время местами рыболов, промысла становятся реки. Осн. орудия рыбодобычи — ставные невода и сети пром. произв-ва, а также традиц. — запоры, котцы, морды и др. ловушки, изготовленные из тальника, лиственных реек и кедровой коры. С помощью запоров и деревян. ловушек С. в нач. лета добывают щуку и язя, а в июле—авг. —белую рыбу: муксуна, що- кура, сига. В прошлом применялись также крючковые снасти — жерлицы с поплавками. Бытовали способы добычи рыбы с помощью остроги (в ночное время при свете факелов) и лука (гл. обр. щук). Наиболее распростр. средство водного транспорта — обласок (челнок, выдолбленный из цельного ствола кедра или осины, с однолопастным веслом). Совр. рыболовецкие бригады селькуп, совхозов оснащены катерами и мотор, лодками. Оленеводство распространено только в сев. ареале расселения С., в тазовско-турухан. регионе. Селькуп, оленеводство —таеж. типа. Размеры стад и маршруты сезон, передвижений оленей сравнительно невелики. Каждая оленевод, бригада обслуживает стадо в 1—1,2 тыс. голов. В прошлом для тазовско-турухан. региона был ха рактерен вольный выпас оленей в летнее время с исполь зованием сараев с сооруженными в них дымокурами. В сараях олени укрывались от комаров. Выпасались в этот период животные без присмотра пастухов. Что бы олени не расходились далеко по лесу, к их шеям привязывали колокольчики, а на перед, ногу надевали деревян. доску с отверстием —«башмак». Ныне такой способ выпаса используют только владельцы личных стад. Собак при пастьбе оленей С., в отличие от ненцев , не используют. Оленеводство заимствовано С. от сев. соседей — ненцев и энцев. Селькуп, нарты по своей конструк ции отличаются от ненецких лишь большим наклоном копыльев и неск. зауженным сидением. Для езды по тайге С., подобно лесным ненцам и энцам, используют привязанную к передку нарты деревян. дугу —баран. Селькуп, способ запряжки оленей в нарту и оленья упряжь практически не отличаются от ненецких. Мат. культура С. испытала существ, влияние сосед, этнич. групп. Др. селькуп, жилищами являлись квадрат, или прямоуг. землянки — карамо, к-рые вырывали в обрывистых речных берегах. От реки в землянку вел узкий коридор. Сбоку от входа располагался очаг. Проникали в землянки со стороны реки, подплывая ко входу на лодках. В XIX в. селькуп, селения —юрты —также распола гались обычно по берегам рек. Традиц. зимнее жилище томских (нарым.) С. —землянка или полуземлянка с бревенч. либо жердевым каркасом и деревян. полом. Крыша покрывалась дерном и засыпалась землей. Для обогрева использовали чувал —очаг с трубой, соору женный из жердей, обмазанных глиной. Иногда чувал заменяла рус. печь. В юртах, расположенных по бере гам Кети, С. жили в бревенч. срубах без потолка и с земляным полом. В кач-ве очага использовался чувал, окна нередко были забраны стеклами. Летним жилищем томским (нарым.) С. обычно служили балаганы из жердей, покрытые березовой либо еловой корой. Очаг
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2