Историческая энциклопедия Сибири III
36 СЕВЕРОБАЙКАЛЬСК проходцы И. Ребров и И. Перфильев достигли устьев рек Оленёк, Яна и Индигирка. С именем С. Дежнева связаны освоение мор. пути от Индигирки до Колымы, исслед-е русскими побережья Сев. Ледовитого океана и доказательство существования Сев.-Восточного прохода. След, страницу в историю освоения СМП и изучения морей вписали 1-я и 2-я Камчатские экспедиции , инициир. Петром I. Вторая, во главе с В .И . Берингом и А. И. Чириковым, известная как Великая Северная экспедиция (1733—43), выполнила инструмент, опись по бережья от Архангельска до устья Колымы. М.В. Ломо носов в 1750-х гг. первым в России теоретически доказал возможность прохода СМП из Атлантического океана в Тихий. По его проекту в 1765—66 была снаряжена 1-я рус. высокоширот. экспедиция под рук-вом В.Я. Чичаго ва. В 1820—24 экспедиции Ф.П. Врангеля и П.Ф. Анжу выполнили картирование сев. побережья Чукотки. С развитием парового судоходства в кон. XIX — нач. XX в. наступил новый этап освоения Арктики. В 1874—76 по зап. части СМП начались эпизодич. торг. плавания в Обскую губу и Енисейский зал. (см. Карские экспедиции). Одновр. велось науч. изучение СМП. В 1878—79 швед, экспедиция Э. Норденшельда на шхуне «Вега» совершила 1-е сквозное плавание по СМП с запада на восток. В 1901 С. О. Макаров на ледоколе «Ермак» совершил поход к Новой Земле и архип. Земля Франца-Иосифа. В 1913 гидрогр. экспедиция на ледо кольных судах «Таймыр» и «Вайгач» открыла архип. Сев. Земля. Эти же суда за 2 навигации, 1914 и 1915, впервые прошли весь СМП с востока на запад. 2 июня 1918 СНК РСФСР принял пост, о проведении очеред. экспедиции в Сев. Ледовитый океан, но ей помешала Гражданская война. Созданный в апр. 1919 пр-вом А. В. Колчака Комитет СМП успел организовать только 1 обмен товарами с Архангельском. В 1920, после создания сов. Комитета СМП, на Севе ре состоялась 1-я сов. Карская экспедиция, положившая начало регуляр. использованию зап. уч-ка СМП для торг. плавания к устьям сиб. рек. С 1923 начинаются Колымские экспедиции, подготовившие почву для от крытия мореплавания по всей трассе СМП. Во 2-й пол. 1920-х гг. началось разностороннее развитие регионов, связанных с СМП. Для решения топливной проблемы сов. Заполярья начали разработку каменноуг. месторождений на Шпицбергене. В 1925 с острова впервые доставили 25 тыс. т угля, добытого АО «Англо-Грумант», часть акций к-рого принадлежала сов. пр-ву. В 1931 англ. сторона продала свою часть акций СССР, и добычу камен. угля на Шпицбергене начал осуществлять сов. трест «Арктикуголь». Уголь Шпицбергена стал осн. источником снабжения аркт. флота в зап. р-не Сов. Арктики. В 1926 Комитет СМП перешел в ведение Наркомата внеш. и внутр. торговли, при к-ром в 1928 был создан комбинат «Северо-Сибирское акционерное общество “Комсевморпуть”» —мощная хоз. орг-ция, способная развивать на Азиат. Севере пром-ть, транспорт и тор говлю. Перед ней ставилась задача превращения СМП в артерию постоянной, регуляр. экон. связи Сибири с Европой. «Комсевморпуть», опираясь на водный транс порт, обеспечивал СМП грузами: лесом, минер, сырь ем, хлебом, рыбой. Кроме того, «Комсевморпуть» вел актив, н.-и. и изыскат. деят-ть, подготовил дальнейшее транспорт, и пром. освоение Сиб. Севера. В 1932 создан единый орган по упр-нию всеми дела ми на Севере —Гл. упр-ние Сев. морского пути при СНК СССР (Главсевморпуть). Ему поручалось закончить прокладку трассы СМП от Белого моря до Берингова прол., оборудовать его, держать в исправ. состоянии и обеспечивать безопасность плавания. Главсевморпуть занялся созданием спец. ледокол, и транспорт, флота, гидрогр. и авиац. обеспечением аркт. навигаций, геол., гидрол., метеорол. и геогр. исслед-ями, созданием на Севере очагов индустрии. В 1930—40 построены аркт. порты Диксон, Тикси, Певек, Провидения. В 1932 экспедиция на ледокол, пароходе «Сиби ряков» во главе с О.Ю. Шмидтом впервые прошла из Архангельска до Берингова прол. за 1 навигацию. Плавания «Челюскина» в 1933 и «Литке» в 1934 подтвер дили возможность груз, рейсов по СМП, к-рые начались с 1935. В предвоен. годы особое значение для освоения и изучения Арктики имели гидрогр. экспедиции по изучению ледовой обстановки трассы и для составления навигац. карт и лоций. Высокоширот. экспедиция на «Садко» в 1935, дрейф «Георгия Седова» в 1937—40, 1-я науч. станция «Северный полюс» во главе с И.Д. Па- паниным, проводка кораблей Балтийского флота на Д. Восток, трансатлантич. полеты из Москвы в США в 1937, ледовые патрули с 1938, двойной рейс ледокола «Иосиф Сталин» в 1939 и воздушная экспедиция 1941 на полюс относит, недоступности —выдающиеся пред приятия планомерного освоения СМП. В годы Великой Отечественной войны по СМП корабли Тихоокеан ского флота перегонялись в Баренцево море. В 1954 Главсевморпуть и его специализир. подраз деления распределили между Мин-вом морского флота и др. ведомствами, однако в 1970 при Мин-ве морского флота восстановлена Администрация Сев. морского пути. В целом 1950—80-е гг. стали важнейшим этапом в истории СМП. В 1959 вступил в эксплуатацию 1-й в мире атомный ледокол «Ленин», выведший аркт. мореплавание на новый уровень. Благодаря исслед-ям различ. изыскат. партий добыв, пром-ть СССР про двигалась все дальше на север. Разведывались и осва ивались месторождения нефти и газа в Зап. Сибири, никеля, меди и платины в р-не Норильска, алмазов, золота, олова в Якутии и вольфрама на Чукотке. Ак тивизация геолого-развед. работ на Ямале, Таймыре, в бас. Лены, расширение произв-ва никеля и меди в Норильске , развитие нефтепереработки в Тюменской обл. в 1970—80-е гг. обусловили необходимость перехода на круглогодичную навигацию по СМП. Выполненный в окт.—нояб. 1985 транзит, рейс по маршруту Ванку вер—Мурманск показал возможность круглогодичного плавания по СМП при надлежащем ледокол, сопро вождении. До кон. 1980-х гг. аркт. транспорт, система при макс. объеме перевозок в 7 млн т, достигнутом в 1987, оста валась самоокупаемой. В следующие годы произошел резкий спад: закрывались горно-обогатит. предприятия, шел отток тысяч людей с Севера, флот приходил в упадок. Как следствие, судоходство в вост. части СМП почти полностью прекратилось. В XXI в. СМП начал постепенно возрождаться. Летом 2003 НК «Роснефть» и ГМК «Норильский никель», крупнейшие участники транспорт, рынка, подписали в Москве меморандум о сотрудничестве в Арктическом регионе России с обя зательством проводить единую политику по развитию инфраструктуры СМП. Сегодня СМП начинает пре вращаться в гл. звено транспорт, инфраструктуры при освоении месторождений и добыче углеводород, сырья на Арктическом шельфе. Лит.: Белов М. И. Северный морской путь. Л., 1957; Шмидт О .Ю. Избр. труды: Географические работы. М., 1960; Арикайнен А .И . Транспортная артерия Советской Арктики. М., 1982; Летопись Севера. 1983. № 1 1 . В. В. Ламин СЕВЕРОБАЙКАЛЬСК, город респ. подчинения в Бурятии , адм. центр одноим. р-на, расположен на бе регу оз. Байкал в 1 048 км к северу от Улан-Удэ. Ж.-д.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2