Историческая энциклопедия Сибири III
В 1950-е гг. в С. работали судоверфь, вагоноремонт., авторемонт, и кирпич, заводы, мелькомбинат и мясоком бинат. В 1970-е гг. сформирована перевал, база грузов с ж. д. на водный транспорт. Появились заводы «Ав тозапчасть», литейно-мех., высоковольт. аппаратуры, судоремонт.-судостроит., строит, деталей, швейная ф-ка. В 2000 —предприятия металлообрабат., электротехн., деревообрабат. пром-ти, строит, индустрии. Появи лись з-ды электроаппаратный, железобетон, изделий, силикат, стеновых материалов, маслодел., пивовар; ремонтно-эксилуатац. база реч. флота (в составе порта); мебел. ф-ка; хлебокомбинат. В С. базируется Амурское производств, золотодобыв, объединение «Амурзолото». В Свободненском р-не выращивают пшеницу, сою, гре чиху, овощи, картофель, ячмень, кукурузу, многолет. травы, разводят круп. рог. скот, свиней, птицу. Вблизи города месторождения бурого угля, песчано-гравийной смеси, суглинков. Соц.-культ, сфера представлена 7 больницами, 9 поликлиниками и др. мед. учреждениями. В городе действуют Амурская лес. опыт, станция Дальневос точного НИИ лесного хозяйства, плодово-ягодный питомник, бактериол. лаб., метеостанция, гидрол. пост, Амурская геол.-развед. экспедиция, учеб.-консультац. пункт Хабаровского ин-та инженеров железнодорожного транспорта, вечерний мех. техникум, техникум ж.-д. транспорта, мед. училище, дорожная техн. школа, 3 проф.-техн. училища, 18 школ, 7 внешкол. учрежде ний, 15 6-к, филиал обл. краевед, музея, геол. музей (с 1968) при Амурской геол.-развед. экспедиции; гор. акад. хор, 8 клуб, учреждений, кинотеатры, дет. школа искусств, дворец культуры железнодорожников, дом культуры, парки. В архитектуре С. сохранилось мн. одноэтажных деревян. домов. Ист. памятники: 17 членам дор- профсожа Амурской ж. д., мемор. комплекс воинам-свободненцам — участникам Великой Отечествен ной войны и др. Герб Алексеевска утвержден в 1912: в червленом щите серебр. обелиск с червленым овальным щитком и зол. вензелем на нем. В вольной части герб Амурской обл. Щит увенчан серебр. стенчатой короной и окружен зол. коло сьями, соединенными Александровскою лентою. Совр. герб С. символизирует ж.-д. мост через Зею. Факел аллегорически указывает на назв. города («факел свободы»). Лит.: Вся Россия. Города и населенные пункты: Энциклопедия. М., 2001; Регионы России. Основные характеристики субъектов Российской Федерации: Стат. сб. М., 2003; Население Дальнего Востока от переписи до переписи. Благовещенск, 2006. В.А. Шишикин СГИБНЕВ Александр Степанович (31 дек. 1826, Кронштадт —26 июля 1881, С.-Петербург), воен.-мор. историк и географ, капитан Его ранга. Из семьи под шкипера. После окончания Его Штурманского полу экипажа (1846) произведен в кондукторы. В 1846—50 занимался съемкой и промерами в Балтийском море. Внес замет, вклад в изучение Сибири, Д. Востока и Камчатки. В 1851 прибыл в Иркутск для определения возможности судоходства. Проводил промеры р. Шилка. В 1852—54 руководил постройкой судов в Сретенске. В 1854 участвовал в 1-м сплаве по Амуру воен. грузов для Камчат. флотилии. В июле 1854 назначен пом. нач. Аянского порта, в 1856 —адъютантом Морского упр- ния штаба Восточно-Сибирского воен. окр. С 1862 — правитель дел Сиб. отд. Русского географического об-ва , с 1864 — дежурный штаб-офицер, в 1864—66 — зав. канцелярией Морского упр-ния. В 1869 переведен на Балтийский флот. С 1871 — служба в канцелярии Морского мин-ва, в 1873—74 С. ее вице-дир. Входил в состав комиссии по разбору и описанию архивов мин-ва. Ист. исслед-я С. начал в Иркутске. Особую ценность его работам придает использование сиб. архивов, впоследст вии нередко утраченных. Материалы С. опубл. в ж. «Морской сборник»: статьи «Большой Камчатский наряд. Экспедиция Елчина» (1868), «Материалы для истории Камчатки. Экспедиция Шестакова» (1869), «Охотский порт с 1649 по 1825 г.» (1869) и др.), в ж. «Древняя и Новая Россия»: ст. «Амурская экспедиция 1854 г. (Рас сказ очевидца)» (1878). С. —авт. «Обзора заграничных плаваний судов русского воен. флота с 1850 по 1868 г.» (1871). Его именем названы 2 банки в Рижском зал. Соч.: Навигацкие школы в Сибири /^ Морской сборник. 1866. № 11; Исторический очерк главнейших событий в Камчатке / / Там же. 1869. № 4—8; Русские кругосветные путешествия с 1803 по 1849 г. СПб, 1872. Лит.: Морской биографический справочник Д. Востока России и Русской Америки. XVII — нач. XX в. Владивосток, 1998. А.Т. Шишков СЕВЕРНЫЙ МОРСКОЙ ПУТЬ (СМП), транспорт, магистраль вдоль сев. берегов России по морям Сев. Ледовитого океана (Баренцево, Карское, Лаптевых, Восточно-Сибирское, Чукотское) с выходом в акваторию Тихоокеанского бас., соединяющая европ. и дальневост. рос. порты, а также устья судоход, рек Сибири в единую транспорт, систему. Длина осн. ледовой трассы СМП от новоземельских проливов до порта Провидения — 5 610 км; прогяж. судоход, речных путей, примыкающих к СМП, —ок. 37 тыс. км. От С. -Петербурга до Владивостока по СМП — 14 280 км, через Суэцкий канал — 23 200 км, вокруг мыса Доброй Надежды —29 400 км. Трудности при плавании по СМП создает ледовая обстановка в аркт. морях, особенно сложная в р-нах Таймырского и Айонского ледовых массивов, не таю щих даже в самые теплые месяцы. В сов. период для эксплуатации СМП созданы спец. службы: пароходства, поляр, авиация, морские, речные и авиац. порты, науч. институты, гидрогр. и пром.-транспорт, предприятия, сеть поляр, гидрометеостанций. Их совмест. работа обеспечивала выполнение планов аркт. навигаций. Совр. СМП —единств, широт, транспорт, магистраль на Европ. и Азиат. Севере, по к-рой осуществляется снабжение товарами аркт. р-нов. По СМП перевозятся нефтепродукты, лес, уголь, пром. оборудование, про довольствие. Производятся внешнеторг. операции по вывозу сиб. леса. История СМП восходит к плаваниям поморов вдоль сев. побережья Кольского п-ова и в вост. направлении к Новой Земле. Изучив плавания поморов в XI—XIII вв., рус. дипломат Д. Герасимов в 1525 высказал идею прак- тич. использования Сев.-Восточного морского прохода. В 1-й иол. XVI в. началось освоение зап. уч-ка СМП — от Сев. Двины до Тазовской губы и в устье Оби, полу чившего назв. «мангазейского морского хода». Ок. 1572 в низовьях р. Таз появился 1-й поморский городок, на месте к-рого в 1601 возникла «златокипящая» Манга- зея —форпост дальнейшего освоения СМП. Плавания иностр. кораблей но «мангазейскому ходу» продолжа лись до 1619, пока рус. пр-во не запретило пользоваться им с целью противодействия проникновению европейцев в Сибирь. В XVII—XVIII вв. благодаря прогрессу мореходства рус. поляр, экспедиции проложили морские пути вокруг Таймыра к устью Лены. К 1627 рус. мореплавателями сделана 1-я опись морского побережья от границы с Норвегией до устья Оби. В 1630-е гг. мореходы-земле
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2