Историческая энциклопедия Сибири III

построены в Томске (1885), Иркутске (1897), Тобольске (1899), Красноярске (1902), Омске (1905), Минусинске (1906), что способствовало укреплению театр, коллекти­ вов, притоку новых артистич. сил, приезду на гастроли мастеров рус. сцены. В нач. 1900-х гг. значит, место в репертуаре сиб. театров занимали пьесы, шедшие на сцене МХТ: «Док­ тор Штокман» Г. Ибсена, «Царь Федор Иоаннович» А.К. Толстого, «Три сестры», «Вишневый сад», «Дядя Ваня» А. Чехова, «Власть тьмы» Л. Толстого. На сцене иркут. театра с успехом шли в постановке К. Мард- жанова «Мещане», «На дне» и инсценировка «Фомы Гордеева» М. Горького. Горьковские пьесы пользовались особой популяр­ ностью в период рев. событий 1905. На омской сцене были поставлены «На дне», «Мещане», «Дети солнца», «Варвары», в Иркутске и Красноярске —«Дачники». Злободневно звучали и такие спектакли, как «Вильгельм Телль» Шиллера (Иркутск), «Доходное место» А. Ост­ ровского, «Иудушка» по М. Салтыкову-Щедрину, «Юлий Цезарь» В. Шекспира, «Рюи Блаз» В. Гюго в Красноярске, «Власть тьмы» и «Катерина Маслова» («Воскресение») Л. Толстого, «Уриэль Акоста» К. Туч­ кова в Омске и др. В кон. XIX —нач. XX в. в Сибири работали мн. из­ вестные артисты, мастера провинц. театра. В Иркутске в 1890-х гг. играл Д.М. Карамазов (Афанасьев), исполни­ тель гл. ролей в пьесах Шекспира, Гуцкова и др. В ка­ нун революции 1905—1907 играли актеры Н.Н. Василь­ ев, В.М. Янов, И.А. Блажев, М.А. Саблина-Дольская, А.Г. Тугаринова, М.Н. Славич, О.В. Арди-Светлова и др. В омской труппе Е.М. Долина —И.А. Слонов и М.М. Тарханов. После поражения революции 1905, несмотря на вве­ дение серьез. цензур, ограничений на репертуар театров, демокр. традиции сохранялись. Событием театр, жизни в Омске стал спектакль «Степан Разин» (сезон 1908/09). Здесь же были поставлены «Васса Железнова» (1911) и «Мещане» (1912) Горького. В бенефисы актеров на омс­ кой сцене шли пьесы Л. Толстого, Островского, Чехова, Шекспира. В Иркутске в Об-ве по устройству народ, чтений с участием актеров-профессионалов ставились спектакли классич. репертуара. Любители драм, ис­ кусства в Новониколаевске показали «Доходное место» Островского (1908), «Ревизора» Гоголя (1909). В То­ больске шли «Коварство и любовь» Шиллера, «Король Лир» Шекспира (1907), горьк. пьесы «Дачники» и «На дне» (1909). Классич. пьесы оставались в репертуаре томской труппы М.И. Каширина. Большое влияние на развитие сиб. театра оказали гастроли изв. артистов и коллективов, регулярно посе­ щавших Сибирь начиная с кон. 1890-х гг. В 1895 здесь выступал трагик В.В. Чарский («Гамлет» и «Отелло» Шекспира). В 1897 — ведущая актриса моек. Малого театра Г.Н. Федотова («Укрощение строптивой» Шек­ спира, «Василиса Мелентьева» и «Гроза» А. Остров­ ского), артист Александрийского театра М.И. Писарев. В 1902 и 1903 в Красноярске, Томске, Иркутске гаст­ ролировала группа артистов Малого театра с участием A.А. Яблочкиной и Е.Д. Турчаниновой. Приезжали на гастроли выдающиеся артисты С.-Петербурга и Москвы B.Ф. Комиссаржевская, П.Н. Орленев, К.А. Варламов, В.Н. Давыдов, В.П. Далматов, М.В. Дальский и др. Неоднократно бывали в Сибири братья Адельгейм, Пе­ редвижной драм, театр Гайдебурова из С.-Петербурга, театр Корша из Москвы. После революции 1917 начался новый этап в театр, жизни страны. В нояб. 1917 издан Декрет СНК о пе­ редаче всех рос. театров в ведение отдела искусств Гос. комиссии по просвещению, в авг. 1919 —Декрет о наци­ онализации театров. В июне 1920 Главполитпросветом определены осн. принципы театр, политики в РСФСР. Первоочеред. задачей объявлялось противопоставление сов. идеологии мелкобурж. стихии. В 1920 Репертуарная секция при Театральном отделе Наркомата просвещения составила список пьес, рекомендуемых к постановке. В 1922 при худ. отделе Главполитпросвета создан Реперту­ арный комитет (Главрепертком), утверждавший списки рекомендованных и запрещенных пьес. В Сибири в нач. 1920-х гг. открывается множество новых театров, ставивших целью сближение театр, ис­ кусства с раб. зрителем. В Омске в 1920 организован Сибгостеатр с опер, и драм, труппами (см. Сибирский гос. оперный театр), в 1921 —Губернский показатель­ ный театр во главе с В.А. Рославлевым, осуществляв­ ший массовую работу со зрителем и рук-во раб. клубами. В Иркутске к маю 1920 функционировали Городской драм, театр, опера, Военный театр, Театр эвакопункта, Театр революционной сатиры (Теревсат), работало ок. 30 клубных сценич. площадок. В 1920 в Иркутске открылась Первая сибирская гос. драм, школа. Появ­ ляются студии при театрах в Омске, Красноярске. В Верхнеудинске в нач. 1920-х гг. предпринята попытка создания Художественного пролетарского театра, ор­ ганизована театр, студия. В это же время в Бийске работали драм, труппы под рук-вом В.В. Гарденина. В нояб. 1921 открылся драм, театр в Барнауле. В Томске в 1920 на основе драм, студии И.Г. Калабухова (ра­ ботала в городе в 1918—19) образован Театр совдепа, вскоре объединенный с Театром студийных постановок A.Д. Попова. В 1922 в Томске открылся Большой гор. театр, преобразованный через год в Театр драмы и комедии им. А.В. Луначарского. Характер, формой театр, представлений 1920-х гг. были массовые действа. В Иркутске 1 мая 1920 состоя­ лось грандиозное представление «Борьба труда и капи­ тала», в к-ром участвовало до 8 тыс. чел. Руководил пос­ тановкой Н.П. Охлопков, в те годы актер иркут. драм, театра. В 1921 Охлопков вместе с П. Цетнеровичем организовал в Иркутске «Молодой театр», среди поста­ новок к-рого были «Мистерия Буфф» В. Маяковского, «Потоп» Г. Бергера, «Принцесса Турандот» К. Гоцци и др. Новые театры левого направления появились в Томске (театр «Рупор») и Омске (Экспериментальный рев. театр). Театры широко использовались органами власти для проведения агит.-мас. работы. Давались це­ левые бесплат. спектакли, льготные (по пониж. ценам) для членов профсоюза и красноармейцев. В годы новой экономической политики театры были переданы в руки части, антрепризы. Репертуар сиб. театров 1920-х гг., как и др. провинц. театров, отличался большой пестротой. Наряду с постановками, приносившими коммерч. успех, легковесной, развлекат. драматургией, ставились пьесы Островского, Грибоедо­ ва, Чехова, Шекспира, Шиллера, Гауптмана, популяр, произведения рус. авторов кон. XIX — нач. XX в. И. Шпажинского, А. Сумбатова-Южина, Г. Ге, М. Ар­ цыбашева, Л. Андреева, С. Найденова. Делались инсценировки романов Л. Толстого, Ф. Достоевского, И. Гончарова. С сер. 1920-х гг. активно ставятся ист. пьесы А. К. Толстого, Д. Мережковского. Во 2-й пол. 1920-х гг. в репертуаре появились значит, произведения сов. драматургии: «Шторм» B. Билль-Белоцерковского (1925), «Любовь Яровая» К. Тренева (1926), «Разлом» Б. Лавренева, «Бронепо­ езд 14-69» Вс. Иванова (1927). В Омске, где в 1923—31 выступали различ. драм, труппы, были поставлены сов. пьесы «Виринея» Л. Сейфуллиной и В. Прав­ духина, «Человек с портфелем» А. Файко, «Шторм» В. Билль-Белоцерковского и др. В Иркутске пьесы

RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2