Историческая энциклопедия Сибири III
ТЕАТР И ДРАМАТУРГИЯ В СИБИРИ. Первыми носителями рус. народ, театр, искусства в Зауралье были скоморохи, пришедшие из сев. областей Русского гос-ва вместе с первопоселенцами в кон. XVI в. Сре ди них —песенники, музыканты, жонглеры, клоуны, дрессировщики животных. В XVII—XVIII вв. в Сибири были популярны народ, зрелища, гулянья, народ, театр. На ярмарках и в балаганах до нач. XX в. игрались народ, драмы «Лодка», «Царь Максимилиан», «Царь Ирод», «Мнимый барин», «Шайка разбойников», «Чер ный ворон» и др. В нач. XVIII в. в Сибири появился 1-й церк. театр. Он возник в Тобольске , в кач-ве актеров выступали уче ники и учителя архиерейской школы, мл. духовенство, ставились духов.-назидат. пьесы. Сцена устраивалась на площади вблизи архиерейского дома. Сведений о репертуаре не сохранилось. Предположительно он включал произведения Д. Ростовского, С. Полоцкого, Ф. Прокоповича, Ф. Лещинского. В 1730-е гг. спектак ли Тобольской архиерейской школы давались в части, домах знатных горожан. Во 2-й пол. 1720-х гг. подоб. театр возник в Иркутске. В 1740-е гг. в репертуар школьно-церк. театра вошли народ, драмы. В духов, драму постепенно проникали элементы светского ис кусства, муз. интермедии, персонажи, не связанные с осн. действом. Большую популярность приобрел вертеп (рождест венский кукол, театр), известный в Сибири с нач. XVIII в. Вертеп, представления устраивались на Ени сейской и Ирбитской ярмарках , в домах состоят, го рожан на святочные праздники в Тобольске, Иркутске, Енисейске , Селенгинске и др. городах. Сюжет вертеп, драмы нередко дополнялся комич., с признаками кри- тич. направленности эпизодами. На ярмарках и базар, площадях городов и крепостей выступали продолжатели искусства скоморохов — бродячие «потешники и «ко медианты». Одной из разновидностей народ, театра в XVIII в. был самодеят. солдат, театр. После того дак были организованы проф. публич. театры в С.-Петербурге (1756) и Москве (1776), пред принимаются попытки создания театров в рос. провин ции. В 2-й пол. XVIII в. зарождается светский театр в Сибири. В Омске (1764), Иркутске (1787), Барнауле (1783—85) появляются 1-е любит, театры. В Тобольске в 1770-е гг. устраивают спектакли ссыльные польск. конфедераты. При поддержке губернатора А. В. А ля бьева в кон. XVIII в. здесь построено спец. театр, здание, действовала труппа из 12 актеров, 4 актрис и 9 музыкантов. (См. Музыкальная культура Сибири, Музыкальные театры в Сибири . ) В нач. XIX в. в Иркутске предпринимались попытки создания общедоступных театров. В 1803 действовал театр купеч. сына Е. Солдатова, в 1805 — театр, ор ганизованный ссыльными кн. В. Горчаковым и бывш. гвард. офицером А. Шубиным, а также театр урядника Клепикова и мещанина Кондратова. Ставились комич., волшеб. и народ.-быт. оперы, водевили, вертеп. Играли ссыльные, канц. служащие, солдаты, казаки. Драм, репертуар сиб. театров 2-й пол. XVIII —нач. XIX в. включал трагедии и комедии А. Сумарокова, М. Ломоносова, М. Хераскова, пьесы А. Коцебу. Большой популярностью пользовались комич. оперы: «Сбитеньщик» Я. Княжнина и «Мельник, колдун, об манщик и сват» А. Аблесимова, «Анюта» М. Попова, «слезная комедия» М. Веревкина «Так и должно». В 1770-е гг. в Тобольске была поставлена 1-я мест, драма «Ермак» И. Фроловского, дьякона Софийского собора. В 1830—40-е гг. в Тобольске шли «Мещанин во дворянст ве» Ж .-Б. Мольера, «Лжец» К. Гольдони, «Солдатское счастье» Г.Э. Лессинга, «Недоросль» Д. Фонвизина, а также пьесы, д е к а б р и с т а м и переведенные («Гарибаль ди») и написанные («Иван —купецкий сын» и «Аргивя не» В. Кюхельбекера). Неоднократно ставилась пьеса П.П. Ершова «Суворов и станционный смотритель». Становлению проф. театра в Сибири способствовала деят-ть многочисл. драм., муз.-драм., лит. об-в, активно развивавшихся во 2-й пол. XIX в. Строятся спец. театр, здания, в к-рых выступали постоянно действующие труппы. В 1850—51 построены театры в Иркутске и Томске , в 1873 — в Красноярске , в 1875 — в Омске. К кон. столетия сиб. театр уже не уступал по своему уровню провинц. театру др. областей России. В Иркутске в 1850—70-е гг., наряду с патриот, пьесами Н. Полевого и Н. Кукольника, а также во девилями, ставятся пьесы Н. Гоголя, А. Грибоедова, А. Островского, А. Писемского, А. Сухово-Кобылина. В 1857, на 5 лет раньше, чем в С.-Петербурге и Мос кве, осуществлена постановка запрещенной цензурой комедии А. Островского «Свои люди — сочтемся». В 1880—90-е гг. театр становится одним из осн. элементов обществ, жизни города. На иркут. сцене шли произведе ния Д. Фонвизина, М. Лермонтова, В. Шекспира и др. Ставились спектакли по произведениям М. Салтыкова- Щедрина «Господа Головлевы» («Иудушка») и «Смерть Пазухина», «Власть тьмы» Л. Толстого. В кач-ве ант репренеров успешно выступали актеры А.А. Фадеев, К.О. Малевский, А.А. Кравченко, Н.И. Вольский. В Красноярске в сер. 1870-х гг. работала драм, труппа антрепренера А.Н. Егорова. После развала антрепризы часть артистов труппы организовала 1-е в Сибири ак терское тов-во, просуществовавшее в Томске и Красно ярске еще в течение 2,5 лет. В Томске в нач. 1880-х гг. пьесы Н. Гоголя, А. Островского, А.К. Толстого, Л. Мея были поставлены антрепризой А.А. Вельского. Со 2-й пол. 1880-х гг. в Томске, Омске, Красноярске и др. городах Сибири работал артист и антрепренер Н.А. Корсаков, формировавший как смешанные (муз.- драм.), так и опер, труппы. В омском театре в 1870-е гг. наряду с низкопробными пьесами ставились «Ревизор» и «Женитьба» Гоголя, «Бешеные деньги», «На бойком месте», «На всякого мудреца довольно простоты» Ос тровского, «Свадьба Кречинского» Сухово-Кобылина, «Разбойники» и «Мария Стюарт» Шиллера. В 1890-е гг. здесь успешно работала антреприза П.П. Медведева. В 1895 пьесы Шекспира («Гамлет», «Отелло»), Гри боедова («Горе от ума»), Л. Толстого («Власть тьмы) были поставлены труппой томского антрепренера С.В. Брагина. Постоян. любит, труппы действовали в Нерчинске (с 1859 до кон. 1870-х гг.), Минусинске , Ачинске , Барнауле, Верхнеудинске (1880—90-е гг.). В их репертуаре, помимо водевилей, значились пьесы А. Островского («Без вины виноватые», «Доходное место», «Лес»), Н. Гоголя («Ревизор»), К. Гуцкова («Уриель Акоста») и др. Послед, десятилетие XIX —нач. XX в., отмеченные ростом рев.-демокр. настроений, знаменательны для ис тории рус. и мирового театра. Появляется новая театр, профессия — режиссер, формируется принципиально новая эстетика режис. театра. В этот период происходит небывалый взлет рус. искусства, получивший впоследст вии назв. Серебряного века. Драм, театр, наряду с ли тературой, живописью, сценографией, балетом, также представлял многообразие эстет, направлений. Важ нейшее значение для развития театр, искусства имело создание в 1898 Московского худ. театра (МХТ). Эти новые тенденции оказывали влияние на провинцию, в т. ч. сибирскую. Массовый приток населения, ускорение темпов эконом, и соц.-культ, развития региона приво дили к дальнейшему развитию театр, дела в Сибири. Новые, хорошо оборудованные здания театров были
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2