Историческая энциклопедия Сибири III

ры имели 2-этажные срубные дома, а в городах зажит, купцы и промышленники —камен. дома. В интерьере домов каждой группы Т. с. были свои особенности, но центр, место в обстановке большинства жилищ занимали нары, покрытые коврами, войлоком, уставленные по краям сундуками и постельными принадлежностями. Нары заменяли почти всю необходимую мебель. В домах были еще столики на очень низких ножках, полки для посуды. Лишь у богатых татар встречалась др. мебель — шкафы, стулья и т. п. Отапливались дома печами-чува­ лами с открытым очагом, но нек-рые татары пользова­ лись и рус. печами. Лишь немногие дома украшались узорами на наличниках окон, карнизах, воротах усадеб. В осн. это был геометр, орнамент, но иногда в узорах прослеживались изображения животных, птиц и людей, что запрещалось исламом. Чаще узорами украшали одежду, голов, уборы и обувь. Нательной одеждой служили рубахи и штаны. И мужчины, и женщины сверху надевали бишметы — длинные распашные кафтаны с рукавами, камзолы — безрукавные или с короткими рукавами, облегающие распашные кафтаны, халаты (чапан) из домотканой ма­ терии или среднеазиат. шелк, тканей, а зимой —пальто и шубы (тон, тун). В XIX — нач. XX в. среди части Т. с. распространились рус. дохи, тулупы, полушубки, армяки, муж. рубахи-косоворотки, брюки, а у женщин — платья. Из жен. голов, уборов специфически местной была налоб. повязка (сараоч, сарауц) с твердой передней частью из обшитого тканью картона, украшенной позу­ ментами и вышивкой бисером. Праздн. голов, убором был калфак (колпак). Кроме того, женщины носили летние и зимние шапки цилиндрич. формы, а сверху платки и шали. Мужчины носили тюбетейки, войлоч. шапки, зимние голов, уборы разных видов, в т. ч. с лопатообразным выступом сзади. Из обуви широко были распространены мягкие кож. сапоги (ичиги), кож. башмаки, зимние валенки (пимы), а также короткие чирки, охотничьи сапоги и др. Многочисленны жен. украшения —браслеты, кольца, перстни, серьги, бусы, бисер, шнурки, ленты. Девушки носили косные при- плетки, украшенные монетами, а горожанки —серебр. и зол. медальоны. В пище преобладали мясо-молоч. продукты. Молоч. продукты — сливки (каймак), масло (май), разновид­ ности творога и сыра, особый вид кислого молока (ка- тык), напиток айран и др. Мясо —баранина, говядина, конина, домаш. птица; свинину не употребляли; из мяса диких животных — зайчатина, лосятина. Супы: мясной (шурпа), пшенный (тарык урэ), рисовый (ко­ рец урэ), рыбные, мучные —из лапши (онаш, салма, умац), жидкого теста (цумара) и поджаренной на масле муки (пламык). Употребляли каши талкан —блюдо из молотых зерен ячменя и овса, разведенных в воде или молоке, из мучных блюд ели лепешки (пэтер), пше­ ничный и ржаной хлеб, баурсаки —круп, жаренные в масле кусочки сдобного теста, сансу (вид баурсаков) — жаренные в масле длинные ленты теста («хворост»), пироги с разными начинками (пэрэмэц, балиш, сумса), блюда наподобие блинов (коймак), халву (алюва) и др. Напитки: чай, айран, частично кумыс, нек-рые виды шербета и др. Из народ, праздников ежегодно отмечают сабантуй. Из мусульм. праздников наиболее широко распростра­ нены Ураза (рамазан) и Курбан-байрам. В нек-рых деревнях Т. с. еще во 2-й пол. XIX в. были служители др. языч. культов. Среди части барабин. и томских татар вплоть до 1920-х гг. встречались шаманы (камы), к-рые лечили больных и камлали во время жертвоприношений. Из домусульм. верований сохранялись культ предков, культ животных, тотемизм, вера в духов — хозяев явлений природы, жилищ, усадеб, астрально-мифол. представления, вера в духов-идолов (покровителей семьи, общины, личных покровителей). Лит.: Томилов Н.А. Современные этнические процессы среди сибирских татар. Томск, 1978; Он же. Этническая история тюркоя­ зычного населения Западно-Сибирской равнины в конце X V I —на­ чале X X в. Новосибирск, 1992; Валеев Ф .Т ., Томилов Н.А. Татары Западной Сибири: история и культура. Новосибирск, 1996. Н.А. Томилов ТАТИЩЕВ Василий Никитич (19 апр. 1686, Псков — 15 июля 1750, с. Болдино Московской губ.). Род. в семье ср. потомств. дворянина. Получил до­ маш. образование. С 1693 по 1696 был стольником при дворе Ивана Алек­ сеевича, с 1704 по 1709 — на воен. службе, участвовал во взятии Нарвы, в Полтавской битве, Прутском похо­ де. С 1716 до 1720 выполнял воен.- дип. поручения в России, Германии, Польше, Швеции. В 1720—22 —нач. казен. заводов Урала, в 1723 — чл. правления заводов, в 1724—26 был командирован в Швецию для изучения экономики этой страны, в 1727—30 —чл. Монетной конторы, в 1734—39 возглавлял заводы Урала и Сибири, с 1737 —одновр. Оренбургскую комиссию. В 1741 — глава Калмыцкой комиссии, в 1742—45 — губернатор Астрахани. 1-й ученый-энциклопедист в России, 1-й ученый-ис­ торик, источниковед, археограф, внес вклад в развитие этнографии, статистики, географии, картографии, фи­ лософии, экон. мысли, права, педагогики. В 1719, получив от Петра I поручение написать об­ стоят. географию России, Т. начал предварит, изучение истории, получив «Повесть временных лет» Нестора из 6-ки Петра I. В 1720 на Урале обнаружил др. список этой летописи и перешел к изучению истории, поиску новых рос. и иностр. источников; именно на Урале были найдены 1-е ист. рукописи. В янв. 1722 выехал по делам в С.-Петербург, уже имея на руках «начало истории». В том же году заполучил копию с рукописи «Тобольского летописца» Станкевича, принадлежавшей архимандриту Далматовского Успенского мон-ря. В Швеции собирал материалы в архивах, 6-ках, у части, лиц, целенаправленно приобретал книги по истории, завязывал контакты с науч. общественностью. С 1730 по 1750 вел постоян. переписку с АН, получал через библиотекаря и советника Академии И.Д. Шумахера лит. из Европы, отправлял в Академию переводы ис­ точников, готовые части работы. В Екатеринбурге в 1734—37 продолжил сбор мате­ риалов по истории и географии России. В янв. 1736 в АН были заказаны необходимые труды Геродота, Пли­ ния, Диодора Сицилийского, Бероза, Иосифа Флавия, Плутарха, Шетгения, Длугоша, Старовольца, в этом же году выписана 2-я, еще большая по составу партия литературы. Книги пришли уже после его отъезда в Самару, в июле и дек. 1737, и были включены в состав б-ки горного ведомства. В Екатеринбурге переводились необходимые для работы источники. Учитель латин. школы К. Кондратович переводил с лат. яз. труды М. Кромера «О начале истории польского народа», «Хронику о славянах» нем. хрониста XII в. Гельмольда и его продолжателя Арнольда, «Изъяснение татарс­ кой хронологии» Кирхера Кристфрида, «Ие огасиНз уе(егиш еЙпсогит» голланд. философа Ван Даля. У работавшего в Екатеринбурге врача-англичанина Грифа летом 1737 была приобретена «История» Плиния, из­ данная в Венеции в 1519, к-рую Кондратович перевел в 1737-38.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2