Историческая энциклопедия Сибири III
Лит.: Юрасова М .К . Города Омской области. Омск, 1959; Сибирские города X V II - начала XX в. Новосибирск, 1978; Города Омской области. Омск, 1985; Райцентры Омской области. Омск, 1992; Тарская мозаика (история края в очерках и документах 1594-1917 гг.). Омск, 1994; Города России: Энциклопедия. М., 1998; Алисов Д. А. Культура городов Среднего Прииртышья в X IX - начале XX в. Омск, 2001. С. Г. Сизов ТАРАНОВ Николай Аверкиевич (28 дек. 1889, станица Кайдаловская Забайкальской обл. —.нач. 1970-х гг., Хабаровск), воен. деятель. Окончил техн. училище в Ревеле. В 1907 за участие в забастовке и противодействии властям приговорен к каторж. работам ( Амурская обл.). В 1911 призван вольноопределяю щимся в Нерчинский казачий полк Забайкальского казачьего войска (ЗКВ). В период Первой мировой войны командовал автоброневзводом, бронеотрядом, авторотой при штабе Сербской армии на Солоникском фронте. За рев. агитацию отправлен в Россию, разжало ван из штабс-капитанов в рядовые и осужден на 12 лет каторж. работ с отбытием их после войны. Отправлен под Ригу в партизан, отряд полк. Лунина, где в нач. окт. 1917 оставил часть. Воен. трибуналом Временного пр-ва приговорен к смерт. казни. Освобожден из Псковской тюрьмы караулом 437-го пехот, полка. Участник штурма Зимнего дворца. В янв. 1918 участвовал в разоружении Забайкальской казачьей дивизии, сопровождал ее до Верхнеудинска. 10 апр. 1918 исключен из ЗКВ. При нимал актив, участие в Гражданской войне (командир и комиссар кавалер, бригады, дивизии), участвовал в подавлении крест, восстания в Тамбовской губ. (1921), в 1922 —командир автокоманды штаба сводной стрелк. дивизии Народно-революционной армии Дальневосточ ной республики. Из-за многочисл. ранений комиссован, в июле 1922 назначен нач. горной милиции Амурской обл. В сов. время работал в органах госбезопасности по линии разведки. Награды: полный георгиевский кавалер, ордена Св. Анны 2-й ст., Красного Знамени. М. В. Шиловский ТАРКО-САЛЕ, город район, подчинения в Ямало- Ненецком авт. окр . , адм. центр Пуровского р-на. Рас положен на прав, берегу р. Пякупур в месте ее слияния с р. Айваседапур и образования р. Пур. Расстояние авиатранспортом до Тюмени 1 117 км, до Салехарда — 550 км. Ближайшая ж.-д. ст. —Пуровск на линии Тю мень—Сургут—Новый Уренгой, расположена в И км к западу от Т.-С. Имеются аэропорт, пристань на р. Пякупур. Автодорогой связан с Губкинским. Основан в 1932 как поселок, центр образованного Пуровского р-на (в переводе с ненец. «Талка саля» означает «поселение между рек»). В 1944 создан Тарко-Салинский сельсовет, с 1976 —п. г. т., с 2004 —статус города. Числ. населения (тыс. чел.): 1989 - 17,4; 2002 - 18,5; 2007 - 20,0. Т.-С. —один из центров нефтегазодобычи ЯНАО: ОАО «Нефтяная компания “Таркосаленефтегаз”», НГДУ «Пурнефть» (ОАО «Пурнефтегазгеология»), АО «Нефте газовая компания “Нега”», ЗАО «Пуровская нефтяная компания», «Нефтяная компания “Ямал”», «Ямал- нефтеотдача», ОАО «Ханчейское НГДУ», «Янгпур», «Сибур-Ямал» и др. Центр геол.-развед. работ: ОАО «Пурнефтегазгеология», геофиз. эксп. (филиал ОАО «Ямалгеофизика»), «Полярная геолого-добывающая компания», ООО «Пургеофизика», «Пурстройматери- алы», науч.-производств, предприятие «Пургеосервис», каротажная эксп., «Геофизик», НГРЭ по испытанию скважин, база обслуживания геол.-развед. работ. Рыбо комбинат, хлебозавод, с.-х. кооператив «Верхне-Пуров- ский» (оленеводство, звероводство, пушной промысел). Св. 20 строит, предприятий и орг-ций (упр-ние меха- низир. и вышкомонтаж. работ; дорожно-эксплуатац. строит, объединение «Пурдорспецстрой»; линейное упр-ние по стр-ву и эксплуатации газопроводов; ОАО «Пургеолстрой»; «Тарко-Салинский комбинат стройин дустрии» и др.). Типография, редакция район, газеты, район, больница, дет.-юнош. спорт школа. Имеются: представительство Тюменского гос. ун-та, 2 ср. школы, ср. санаторная школа-интернат, нач. школа, Пуровский район, краевед, музей, центр нац. культур, дет. школа искусств, дом культуры, центр дет. туризма и краеве дения, дом дет. творчества, б-ки. Телерадиокомпания «Луч». Правосл. Святоникольский приход Тобольской и Тюменской епархии , церковь евангельских христиан- баптистов «Благовестие», мусульм. религ. об-во. Герб утвержден в 2007: вилообразный крест символизирует город на слиянии 2 рек, деревья с корнями —прошлое, ист. события и стремление к будущему, белка — хранительница кладовых —означает при род. ресурсы края. Хвосты горностая — символ власти, а также своим видом они напоминают буровые вышки. 3 цвета — желтый — золото, белый — серебро, голубой — лазурь — символизируют богатство, благородство, чистоту и ве ликодушие. Лит.: Пуровский район: природа, население, хозяйство. Тю мень, 1996; Большая Тюменская энциклопедия. Тюмень, 2004. Т. 3. В. В. Бакулин, А. П. Яркое ТАРСКИЙ БУНТ 1722, одно из широких движе ний протеста представителей старой веры, явившегося наиболее масштаб, ответом на петровское законодат-во о старообрядчестве и введение подушной подати и рек рутчины. Указами 1716—21 строго, вплоть до смерт. казни, каралась передача старой веры другим, даже своим детям, старообряд. семья ставилась вне закона. Староверов обязывали уплачивать подушный оклад в двойном размере. При этом, в исключение из общего правила, платить должны были даже женщины (правда, в одинарном размере). Попытки взимания двойного ок лада встретили в Сибири повсемест. сопротивление, ор ганизующими центрами к-рого стали скиты, населенные десятками и сотнями беглых. Запылали самосожжения протеста. Ходили слухи о том, что царь подменный и правит антихрист, о близком конце света. Близ Тары власти повели переговоры с руководителями скитов, в к-рых обитали приверженцы обоих направлений старообрядчества — беспоповского (Иван Смирнов) и поповского (о. Сергий). И когда те сообщили, что приготовились к самосожжениям, проведение подушной переписи приостановили. Но весной 1722 в Таре и окрестных скитах узнали, что предстоит присяга наследнику престола в соотв. с указом от 5 февр. 1722. Указ провозглашал право государя назначить себе любого наследника, но имени его не называл. Сиб. староверы посчитали, что речь в указе идет о присяге антихристу, имени к-рого нельзя назвать. В скитах о. Сергия и И. Смирнова активно обсуждали ситуацию и решили призвать все население не присягать. С 18 мая в доме у казачьего полк. Ивана Немчинова началось широкое обсуждение документа, обосновывавшего этот отказ, — «отпорного письма», составленного в скиту о. Сергия, к-рый сам участвовал в этих обсуждениях вместе с казаками П. Байгачевым, В. Исетским, И. Подушей. Читали и толковали церк. книги («Книгу о вере», «Кириллову книгу», Апокалип сис, Слова Ефрема Сирина и др.) с их свидетельствами о признаках конца света, находя все эти признаки в петровской России. В мае на подоб. сходках под пись
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2