Историческая энциклопедия Сибири III
218 ТАЙБУГИДЫ ливаемыми лежанками — канама. Позднее появились срубные одно- или двухкамерные дома. До 1930-х гг. вместо окон, стекол использовалась промасленная бума га. Дверные проемы завешивались циновками. Гл. средствами передвижения Т. служили плоты и лодки (долбленые, составные, каркасные). Зимой пере двигались на собачьих упряжках и лыжах. Традиц. одежда Т. относится к вост.-азиат, типу, без плечевых швов. Осн. материал —х.-б. ткань. Повседн. муж. и жен. одежда распашного покроя, на застежках. У мужчин —куртки, нательная и верхняя на подкладке. У женщин —халат или куртка и нагрудник-передник 6- угольной формы. Зимой носили длинный халат на вате с двойной запашной левой полой и стоячим воротником; поверх халата надевали распашную по центру куртку. Женщины до родов носили светлую, яркую одежду, после рождения ребенка — темную. Детская одежда также включает куртку, штаны и нагрудник 4-угольной формы с карманчиком, в к-рый клали в кач-ве оберега (цуден) мозжечок из свиной головы. Оберегом служила полоска орнамента в виде зигзага. Свадеб, одежда Т.: халат невесты красного цвета, халат жениха черного цвета и круглая шапочка. Траур, одежда была белого цвета. Летом на голову надевали берест, конич. или плетенные из соломы шляпы, зимой — меховые или матерчатые на вате шапки. Прическа зависела от пола и возраста: маленьких детей стригли, затем волосы отращивали, мальчикам заплетали 3 косички, во время женитьбы косу со лба срезали, а боковые заплетали в одну. Девочки заплетали 2 косички. Замуж, женщины распущенные волосы закручивали жгутом в шишку. Украшения —браслеты, кольца, серьги —делались из золота, серебра или меди. Пища Т. разнообразна: мясная, рыбная, каши, овощи. Любимые блюда из рыбы — строганина с до бавлением перца и лука, вяленая рыба-юкола с рыбьим жиром, ягодами и др. приправами. Рыбу также тушили, жарили, запекали на вертеле, приготавливали заливное. Мясо в сыром виде —строганину —ели только зимой. Впрок мясо вялили, отваривали, жарили, солили, замо раживали. Во время ритуал, обрядов ели куриное мясо, мужчины —мясо медведя. Важное место в рационе Т. занимали всевозможные каши. Овощи употребляли в сыром, вареном, жареном, соленом и марин, виде. Раз нообразили пищу фрукты, грибы и мор. капуста. Духов, культура Т. сформировалась из кит.-маньчж. и амуро-примор. элементов и отражала специфику хоз. уклада жизни —занятия охотой, с одной стороны, и зем леделием —с другой. У Т. был распространен лунный календарь, живот, двенадцатеричный цикл. Центр, событиями в жизни Т. были: рождение детей, особенно мальчика, присвоение дядей имени ребенку, воспитание племянников дядей по матери, свадеб, и пог- ребально-поминал. обрядность, праздник Нового года (Коня) и дни поминовения усопших (Чин Мин). В традиц. верованиях сочетались культ предков, промысл, обряды, шаманство , буддизм. По представ лениям Т., вселенная состояла из 3 миров. Важную роль играли домаш. божества. До сих пор в нек-рых семьях около дома сохранились кумирни, в лесу —молельные домики, куда приносят жертвоприношения —вареную голову кабана. Особо почитаемыми животными у Т. являлись медведь, тигр и волк, им поклонялись как прародителям. Фольклор Т. представлен легендами о происхожде нии Земли, названии звезд, о старинных праздниках; былями о случаях на охоте, о поисках корня женьшеня; сказками, анекдотами. Т. были известны разнообразные игры: борьба на палках, бег наперегонки, игра в тряпич. мяч, шахма ты, кости, карты, камни. Девочки играли в куклы, сделанные из початков кукурузы или вырезанные из бересты. Т. компактно проживают малочисл. этнич. группами в иноэтничной среде, преим. среди русских. Это приво дит к смешанным бракам, двуязычию, заимствованию предметов мат. культуры. Но при этом сохраняется традиц. культура —язык, фольклор, религ. верования и культы, нац. самосознание, традиц. пища. Лит.: Сем Ю .А ., Сем Л . И. Тазы: этническая история, хо зяйство и материальная культура (X IX—XX вв.). Владивосток, 2001; Северная энциклопедия. М., 2004; Сибирь : Атлас Азиатской России. Новосибирск; М., 2007. Е.Ю. Павлова ТАЙБУГИДЫ, сиб. татар, княжеская династия XV—XVI вв. Материалы «Сибирских летописей» гово рят о том, что она была основана в нач. XIII в. Он-сом- ханом (может быть идентифицирован как прием, отец Чингисхана Ван-хан кераитский) и его сыном Тайбугой (позднее в Ногайской орде это имя превратилось в ти тул бека, управлявшего «Тайбугиным юртом»). Скорее всего, данных предков следует считать легендарными, они могли быть введены в родословную позднее для обоснования прав династии на престол. Нек-рые имена позднейших беков в родословной также имеют этимол. хар-р. В 1-й пол. XV в. владения династии во главе с Ходжи-беком располагались у слияния Тобола с Ирты шем (столица Кызыл-Тура). Судьба ишим. владений династии не ясна, возможно, изменившаяся ситуация в степи привела к присоединению княжеского улуса к Сибирскому ханству в 1-й пол. XV в. Наибольшая активность стала отмечаться именно в пределах этого независ. гос. образования Шибанидов. Сын Ходжи, кн. Мар, оказал поддержку сиб. Ибрахим (Ибак)-х ану Ши- баниду, пытавшемуся восстановить целостность Золотой Орды в 1465—95. При этом сестра Ибрахим-хана была выдана замуж за кн. Мара, что при разном статусе динас тий могло означать заключение договора, необходимого для Шибанидов. Вскоре после этого Ибрахим зятя убил. Сыновья Мара, Адер и Абалак, по разным источникам, либо бежали на Тобол, либо содержались в плену в кач-ве заложников. В кон. 1494 —нач. 1495 внук Мара, Мухаммад-бек, воспользовавшись уходом большинства сиб. войск во главе с братом Ибака, Мамук-огланом, на Казань, совершил переворот и убил хана. Эту дату следует считать началом существования независ. Сибир ского княжества, к-рое иногда по назв. новой столицы именуют Искерским. Потомок Мухаммада Казый-бек окончательно изгнал Шибанидов из Сибири, но был убит своими же людьми. Его сыновья, беки Едигер и Бекбу- лат, управляли уже значит, улусом, но в 1555 в связи с нач. похода Шибанидов в Сибирь были вынуждены обратиться за помощью к царю Ивану IV. В результате сиб. население было принято в подданство и обязыва лось выплачивать ясак. В 1563 оба бека, не дождавшись помощи Москвы, были убиты при взятии Искера. Сын Бекбулата, Саид Ахмад-бек, был отправлен в Бухару. В 1586 он восстановил свое гос-во и захватил Искер при поддержке мест, татар и казахов. В 1588 тобол. воевода Д. Д. Чулков взял его в плен и отправил в Москву, где потомки последнего бека жили еще в XVII в. Лит.: М иллер Г .Ф . История Сибири. М., 1999. Т. 1; Маслю - женко Д .Н . Генеалогические легенды как фактор захвата власти / / Система ценностей человека как социокультурная реальность. Курган, 2002. Д.Н. Маслюженко ТАЙГА, город обл. подчинения в Яшкинском р-не Кемеровской обл . ; расположен в Кузнецкой котловине, в 118 км к сев.-западу от Кемерово. Ж.-д. узел. С 1896 — селение при ж.-д. ст. Тайга Томской губ., с 1911 —
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2