Историческая энциклопедия Сибири III
появляются желез, ножи, часто с кольцом —навершием. Байнов, кинжалы имеют перекрестие в виде прямоуг. выступов, у подгор. —перекрестия разнообраз. формы, сарагаш. отличают гарды в виде узких рельеф, усиков. В это время бытуют и вотивные формы кинжалов. Бронз, чеканы имеют длинную втулку, круглый или граненый стержень. На подгор. этапе обушковая часть украшалась фигурками зверей. Для сарагаш. этапа ха рактерны уменып. формы чеканов. Среди бронз, и кост. наконечников стрел преобладают последние, наиболее часто встречающиеся на подгор. этапе. К массив, изде лиям относятся бронз, шильца, форма к-рых со време нем изменяется. Керамика на баинов. этапе по форме весьма вариабельна. Чаще всего это плоскодон. банки, украшенные рядами каннелюров, насечек и жемчужин. На подгор. этапе баночные сосуды имеют утолщения венчика, встречаются и горшковид. профилир. сосуды. В сарагаш. время распространены баночные неорна- ментир. сосуды, появляются сосуды со сливом в виде котла или вазы на конич. поддоне. В тесин, время эти традиции сохраняются, появляются также небольшие сосудики различ. форм, в т. ч. прямоуг., кубические, в виде блюда с перегородкой. Зафиксировано наличие деревян. посуды (кубки и блюда). В кач-ве украшений использовались встречающиеся во всех курганах, кроме тесин., голов, повязки, обшитые бронз, бляшками. В сарагаш. комплексах присутствуют бронз, и зол. диаде мы. Найдены шейные гривны, серьги, перстни, ножные браслеты. К поясу подвешивались в мешочке или чехле нож, шило, кинжал, предметы туалета, бронз, зеркало, кост. гребень. На тесин, этапе появляются пряжки и застежки хуннского типа, наконечники стрел с расщеп ленным насадом. К культовым предметам относятся бронз, фигурки оленей с подогнутыми под туловище ногами, служащие, вероятно, символом Солнца. Они появляются в кон. подгор. и бытуют на всем протя жении сарагаш. этапа. Встречаются т. н. поясничные пряжки колесничего или предметы неизв. назначения. С солярным культом связаны бронз, зеркала и диски. К разряду культовых относятся также колоколовид. предметы с навершием в виде горн, козла и ажур, ко нич. предметы, увенчанные неск. фигурками козлов. Первые появляются на сарагаш. этапе, вторые — на подгор. Эти предметы служили навершиями погреб, лож и, возможно, боевыми штандартами военачаль ников — факельницами. На поселениях вскрыто ок. 10 жилищ. Это землянки подпрямоуг. формы, глуб. до 1 м. В сооружении стен использовался камень. Судя по .наскал. изображениям, тагарцы в кач-ве домов исполь зовали юрты и бревенч. срубы. Основой хоз-ва было скот-во. Доминировал круп, рогат, скот. Значит, долю стада составляли мелк. рогат, скот и лошади. Домаш. промыслы и ремесла (в т. ч. бронзолит.) развивались на поселениях. Имело место примитив, земледелие. Найдены обломки зернотерок и жернова, бронз, серпы, зерно (ячмень, просо). Существовали примитив, ирри- гац. сооружения. Соц. отношения в тагар. об-ве были достаточно сложными. Наряду с возвышением вождей, для к-рых возводятся монумент, погреб, сооружения, возникают различ. соц. группы и среди рядовых членов об-ва. На баинов. этапе выделяются могилы воинов. На подгор. этапе их число еще более увеличивается. Особую группу составляли колесничие. Коллект. захоронения отражали не только соц., но и имущ, различия. Заме чательно тагар. искусство, представленное в наскал. изображениях и богатейшем высокохуд. бронз, литье. Для него характерны монументальность, отсутствие вычурности, изображение одиноч. фигур животных, отсутствие сцен борьбы животных. Т. к. автохтонна и возникла на основе карасукской культуры (каме- ноложского ее этапа, или, иначе говоря, лугавской). В антропол. материале, в меньшей степени в мат. и духов, сфере, наблюдаются элементы предшествующих и соседних культур, нуждающиеся в объяснении. Хро нология Т. к., по М.П. Грязнову, выглядит след, обр.: баинов. этап (V II—VI вв. до н. э.), подгор. (VI—V вв. до н. э.), сарагаш. (IV—III вв. до н. э.), тесин. ( I I—I вв. до н. э.). Лит.: Киселев С .В . Древняя история Южной Сибири. М., 1951; Вадецкая Э .Б . Археологические памятники в степях Среднего Енисея. Л ., 1986; М артынов А .И . Лесостепная тагарская культура. Новосибирск, 1979. В. И. Молодин ТАЗЫ, небольшая этнич. группа на юге Д. Восто ка. По мнению ряда ученых, термин тазы —фонетич. вариант кит. названий тацзы —инородцы, юпитацзы — инородцы в рыбьих шкурах, дикари, вай сан тадза — народ, живущий за горами. Проживают в осн. на тер. Приморского кр. Наиболее компактно —в с. Михайловка Ольгинского р-на. Офи циально были признаны в кач-ве самостоят. народа в 2000. В разные периоды своего существования числ. Т. значительно варьировалась. Так, в 1872 их насчитыва лось в Уссурийском кр. 638 чел., в 1902 —782, в 1915 — 183, в 1955 - 156, в 1971 - 172, в 1990-х гг. - 204, в 2002 —276 чел. Считается, что Т. образовались на тер. бывш. Уссу рийского кр. в XIX в. в результате смешанных браков китайцев — ссыльных, полит, заключенных, уголов ников и разбойников — с аборигенками-удэгейками и нанайками, к-рых брали в жены или наложницы. Тесное язык, и культур, взаимодействие удэгейцев , нанайцев и орочей с выходцами из Китая привело к образованию нового этноса, а в 1930-х гг. сложились необходимые условия для консолидации Т. Относятся к дальневост. антропол. типу. Язык Т. —смесь нанайского, удэгейского и китай ского, в наст, время почти полностью утрачен. Говорят Т. в осн. по-русски. Гл. хоз. занятиями Т. до кон. XIX в. были охота, рыболовство и собирательство. К кон. XIX в. значит, распространение получило огородничество, а к сер. XX в. —земледелие. Охотились на копыт, животных — изюбря, лося, кабана —с помощью копья, ружья. На пушного зверя ставили ловушки, капканы. Рыбу, гл. обр. лососевых, били острогами, ловили на крючки и сетями. Было распространено собирательство ягод, грибов, черемши и папоротника, мор. водорослей. Не маловажную роль играл промысел женьшеня, к-рый скупали кит. торговцы. Т. выращивали огород, культуры; бахчевые; зер новые; бобовые. Для обработки земли и сбора урожая использовали различ. приспособления (односошниковый маркер-бороздник, серп, косу, грабли, ручные и конные мельницы и др.). Т. разводили свиней. Коров не доили и молоко не пили —держали на мясо. Быки сохранялись как тягло вое животное. Занимались также птицеводством. В XIX в. среди традиц. ремесел Т. наибольшее значе ние имела обработка металла: кузнечное и ювелир, дело. Тазы также были искусными мастерами по обработке дерева и бересты. Поселения Т. до перехода их в нач. XX в. к осед лости имели сезон, хар-р. Весной, летом и осенью они жили во вр. жилищах (дву- или односкатных балага нах и постройках типа чумов) отд. семьями на местах промыслов. Поздней осенью мужчины отправлялись на охоту, а их семьи переселялись в постоян. жилища. В нач. XX в. у Т. преобладали хуторские поселения. Осн. видом традиц. жилища были каркас, дома-фанзы с отап
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2