Историческая энциклопедия Сибири III
щихся народ, заседателей. Эти суды разбирали гражд. и уголов. дела, при этом рассматривались уголов. дела в осн. быт. хар-ра, не представлявшие непосредств. угрозы существовавшему строю. Кроме обычных судеб, органов, в Сибири в 1920—22 функционировали 6 губ. ревтрибуналов, 3 ж.-д.-транс порт. ревтрибунала, а также революционные военные трибуналы. Работой всех реввоентрибуналов руково дил до лета 1921 Революционный военный трибунал Сибири при Сибревкоме. После его упразднения летом 1921 в связи с реорганизацией ревтрибунальской сети создается Сибирское отд-ние Верховного трибунала ВЦИ К , являвшееся органом рук-ва, надзора и кассац. инстанцией для мест, губревтрибуналов и высш. судом в Сибири, к-рый рассматривал наиболее важные дела, имевшие контррев. хар-р. Помимо этого, пост. Сибрев кома от 10 апр. 1920 был учрежден для разбора дел об особо важных контррев. преступлениях, имевших общегос. значение, Чрезвычайный Сибирский револю ционный трибунал при Сибревкоме. Все эти судеб, учреждения входили в состав чрезвыч. юстиции. Чрезвыч. юстиция была призвана подавлять и карать участников антисов. орг-ций и восстаний, рассматривая прежде всего полит, дела о контррев. выступлениях. Трибуналы рассматривали также уголов. дела полит, хар-ра: о бандитизме, круп, должностных преступлениях, спекуляции и хищениях гос. имущест ва в круп, размерах, саботаже, взяточничестве и т. д., поступавшие к ним чаще всего из ВЧК—ГПУ. Трибу налы, в отличие от обычных судов, имели целый ряд особенностей в судопроизв-ве. Они избирались губ. советами в постоян. составе. Дела в них могли слушаться без участия обвинения и защиты, без проверки свидет. показаний. Ревтрибуналы не были ничем ограничены при вынесении меры наказания, обоснованность к-рой проверялась лишь в кассац. порядке. Отмеченные особенности характеризовали трибу налы как органы чрезвыч. юстиции и позволяли их использовать, руководствуясь исключительно рев. це лесообразностью и соображениями текущего момента в опред. местности. 11 нояб. 1922 ВЦИК утвердил «Положение о су доустройстве РСФСР», в соотв. с к-рым в стране с 1 янв. 1923 устанавливалась единая система судеб, учреждений. Первой инстанцией и осн. ячейкой С. с. становился народ, суд. Через систему народ, судов отныне проходила подавляющая масса дел. Уже в 1923 они рассмотрели в Сибири 96,3% дел. Народ, суд функционировал в составе судьи и 2 народ, заседателей. Народ, судьи избирались губисполкомами на 1 год с возможным переизбранием в дальнейшем. Кандидаты в судьи должны были иметь 3-летний стаж практ. работы в органах юстиции на должности не ниже следователя, либо 2-летний стаж ответственной полит, работы. Народ, суд рассматривал в пределах своего р-на все уголов. и гражд. дела, кроме дел, отнесенных к ведению иных судеб, учреждений. След, инстанцией являлся губ. суд, в составе к-рого были образованы президиум, уголовно-судеб., уголовно-кассац., гражданско-судеб., гражданско-кассац., следств. отделы и секретариат. Пред. и члены губ. суда избирались губисполкомом на 1 год и утверждались Наркоматом юстиции РСФСР. Губ. суд являлся органом судеб, упр-ния и надзора в отношении судеб, учреждений губернии. Одновр. губ. суд являлся судом второй (кассационной) инстанции по делам подведомств. ему народ, судов, а в кач-ве суда первой инстанции разбирал наиболее сложные гражд. и уголов. дела. Дела, требовавшие спец. знаний для их рассмотрения, поступали в спец. судеб, учреждения. Таковыми являлись по делам о нарушениях законодат-ва о труде —особые сессии народ, суда по трудовым де лам (ОТС); земел. комиссии, разрешавшие споры по поводу землепользования и землеустройства, и воен. трибуналы. Земел. комиссии работали как обычные судеб, учреждения и действовали самостоятельно от земел. органов, хотя и находились в ведомстве Нарко мата земледелия. На местах они работали параллельно с земел. отделами исполкомов советов. Т. о., в 1923 была в осн. ликвидирована чрезвыч. юстиция и создана конституц. единая С. с., отвечавшая новым условиям, формировавшимся под воздействием новой экономической политики. В основе стр-ва сов. С. с. лежал ряд новых принципиальных положений, из к-рых стоит выделить след.: все дела разбирались по существу в 1-й инстанции, апелляция не допускалась. Жалобы на приговоры и решения могли быть принесе ны лишь в кассац. порядке. Рассмотрение дел произ водилось коллегиально (либо судом с участием народ, заседателей, либо неск. членами губ. суда). С переходов к нэпу финансирование судов легло на мест, бюджет, что привело к резкому сокращению, а часто и просто к отсутствию средств для поддержания нормальной жизнедеят-ти С. с. В канцеляриях судов отсутствовала бумага и канц. принадлежности. В силу крайне низкой мат. обеспеченности судьи не успевали своевременно разбирать поступившие дела. Наблюда лось массовое бегство сотрудников суда, отчаявшихся получить мат. вознаграждение. По мере восстановления народ, хоз-ва и укрепления финанс. базы нормализовалась работа С. с. Постепенно происходило укрепление кадрового состава, сократились сроки прохождения дел в судах. Образование Сибирско го кр. в 1925 помогло упорядочить адм. распределение судеб, учреждений, на территории края образуется вначале ок. 260 судеб, округов, а позднее, к 1929, их число выросло до 285. В 1923—29 ср. кол-во уголов. дел в судах оставалось сравнительно стабильным, но кол-во гражд. дел постоян но увеличивалось. Вместе с этим возрастали и сложности в работе народ, судей, поскольку рыночные отношения и регулирующие их нормы гражд. права по мере развития нэпа постоянно усложнялись, создавая доп. трудности для слабо подготовленных судеб, работников. В Сибири постепенно складывалось крепкое ядро квалифицир. работников С. с. У истоков сов. С. с. в Сибири стоял первый пред. краевого суда М.В. Кожевников, позднее ставший одним из первых исследователей истории сов. С. с. В окт. 1928 краевой суд возглавил Г.Я. Мерэн, бывший ответственный сотрудник Наркомата юстиции. В составе краевого суда на 1-м этапе его становле ния работали зам. пред. крайсуда В.А. Бранецкий и В.В. Веденяпина, член крайсуда Е.И. Волянский. В целом в краевом суде к кон. 1920-х гг. сложился коллек тив, способный квалифицированно решать сложные юр. вопросы и осуществлять рук-во мест, народ, судами. Наступление на нэп, начатое в кон. 1920-х гг., су щественно изменило направления стр-ва и задачи С. с. После нояб. 1928 Пленума ЦК ВКП(6) определилась суть перестройки работы судов. Они должны были прежде всего стать эффектив. органом гос-ва в борьбе с любыми попытками затормозить темпы социалистич. стр-ва, а главное, в ликвидации капиталистич. элемен тов города и деревни. Все это представало теперь как борьба за законность на основе проведения ген. линии ВКП(6). В таких условиях задачи соблюдения закон ности отодвигались на 2-й план. Суд все в большей степени становился средством решения текущих полит, и хоз. вопросов. Судьи в большинстве случаев послуш но выполняли указания мест. парт, и сов. начальства, активно включившись в коллективизацию. Вместо покидавших судеб, работу специалистов, пытавшихся придерживаться в своей работе принци
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2