Историческая энциклопедия Сибири III

щихся народ, заседателей. Эти суды разбирали гражд. и уголов. дела, при этом рассматривались уголов. дела в осн. быт. хар-ра, не представлявшие непосредств. угрозы существовавшему строю. Кроме обычных судеб, органов, в Сибири в 1920—22 функционировали 6 губ. ревтрибуналов, 3 ж.-д.-транс­ порт. ревтрибунала, а также революционные военные трибуналы. Работой всех реввоентрибуналов руково­ дил до лета 1921 Революционный военный трибунал Сибири при Сибревкоме. После его упразднения летом 1921 в связи с реорганизацией ревтрибунальской сети создается Сибирское отд-ние Верховного трибунала ВЦИ К , являвшееся органом рук-ва, надзора и кассац. инстанцией для мест, губревтрибуналов и высш. судом в Сибири, к-рый рассматривал наиболее важные дела, имевшие контррев. хар-р. Помимо этого, пост. Сибрев­ кома от 10 апр. 1920 был учрежден для разбора дел об особо важных контррев. преступлениях, имевших общегос. значение, Чрезвычайный Сибирский револю­ ционный трибунал при Сибревкоме. Все эти судеб, учреждения входили в состав чрезвыч. юстиции. Чрезвыч. юстиция была призвана подавлять и карать участников антисов. орг-ций и восстаний, рассматривая прежде всего полит, дела о контррев. выступлениях. Трибуналы рассматривали также уголов. дела полит, хар-ра: о бандитизме, круп, должностных преступлениях, спекуляции и хищениях гос. имущест­ ва в круп, размерах, саботаже, взяточничестве и т. д., поступавшие к ним чаще всего из ВЧК—ГПУ. Трибу­ налы, в отличие от обычных судов, имели целый ряд особенностей в судопроизв-ве. Они избирались губ. советами в постоян. составе. Дела в них могли слушаться без участия обвинения и защиты, без проверки свидет. показаний. Ревтрибуналы не были ничем ограничены при вынесении меры наказания, обоснованность к-рой проверялась лишь в кассац. порядке. Отмеченные особенности характеризовали трибу­ налы как органы чрезвыч. юстиции и позволяли их использовать, руководствуясь исключительно рев. це­ лесообразностью и соображениями текущего момента в опред. местности. 11 нояб. 1922 ВЦИК утвердил «Положение о су­ доустройстве РСФСР», в соотв. с к-рым в стране с 1 янв. 1923 устанавливалась единая система судеб, учреждений. Первой инстанцией и осн. ячейкой С. с. становился народ, суд. Через систему народ, судов отныне проходила подавляющая масса дел. Уже в 1923 они рассмотрели в Сибири 96,3% дел. Народ, суд функционировал в составе судьи и 2 народ, заседателей. Народ, судьи избирались губисполкомами на 1 год с возможным переизбранием в дальнейшем. Кандидаты в судьи должны были иметь 3-летний стаж практ. работы в органах юстиции на должности не ниже следователя, либо 2-летний стаж ответственной полит, работы. Народ, суд рассматривал в пределах своего р-на все уголов. и гражд. дела, кроме дел, отнесенных к ведению иных судеб, учреждений. След, инстанцией являлся губ. суд, в составе к-рого были образованы президиум, уголовно-судеб., уголовно-кассац., гражданско-судеб., гражданско-кассац., следств. отделы и секретариат. Пред. и члены губ. суда избирались губисполкомом на 1 год и утверждались Наркоматом юстиции РСФСР. Губ. суд являлся органом судеб, упр-ния и надзора в отношении судеб, учреждений губернии. Одновр. губ. суд являлся судом второй (кассационной) инстанции по делам подведомств. ему народ, судов, а в кач-ве суда первой инстанции разбирал наиболее сложные гражд. и уголов. дела. Дела, требовавшие спец. знаний для их рассмотрения, поступали в спец. судеб, учреждения. Таковыми являлись по делам о нарушениях законодат-ва о труде —особые сессии народ, суда по трудовым де­ лам (ОТС); земел. комиссии, разрешавшие споры по поводу землепользования и землеустройства, и воен. трибуналы. Земел. комиссии работали как обычные судеб, учреждения и действовали самостоятельно от земел. органов, хотя и находились в ведомстве Нарко­ мата земледелия. На местах они работали параллельно с земел. отделами исполкомов советов. Т. о., в 1923 была в осн. ликвидирована чрезвыч. юстиция и создана конституц. единая С. с., отвечавшая новым условиям, формировавшимся под воздействием новой экономической политики. В основе стр-ва сов. С. с. лежал ряд новых принципиальных положений, из к-рых стоит выделить след.: все дела разбирались по существу в 1-й инстанции, апелляция не допускалась. Жалобы на приговоры и решения могли быть принесе­ ны лишь в кассац. порядке. Рассмотрение дел произ­ водилось коллегиально (либо судом с участием народ, заседателей, либо неск. членами губ. суда). С переходов к нэпу финансирование судов легло на мест, бюджет, что привело к резкому сокращению, а часто и просто к отсутствию средств для поддержания нормальной жизнедеят-ти С. с. В канцеляриях судов отсутствовала бумага и канц. принадлежности. В силу крайне низкой мат. обеспеченности судьи не успевали своевременно разбирать поступившие дела. Наблюда­ лось массовое бегство сотрудников суда, отчаявшихся получить мат. вознаграждение. По мере восстановления народ, хоз-ва и укрепления финанс. базы нормализовалась работа С. с. Постепенно происходило укрепление кадрового состава, сократились сроки прохождения дел в судах. Образование Сибирско­ го кр. в 1925 помогло упорядочить адм. распределение судеб, учреждений, на территории края образуется вначале ок. 260 судеб, округов, а позднее, к 1929, их число выросло до 285. В 1923—29 ср. кол-во уголов. дел в судах оставалось сравнительно стабильным, но кол-во гражд. дел постоян­ но увеличивалось. Вместе с этим возрастали и сложности в работе народ, судей, поскольку рыночные отношения и регулирующие их нормы гражд. права по мере развития нэпа постоянно усложнялись, создавая доп. трудности для слабо подготовленных судеб, работников. В Сибири постепенно складывалось крепкое ядро квалифицир. работников С. с. У истоков сов. С. с. в Сибири стоял первый пред. краевого суда М.В. Кожевников, позднее ставший одним из первых исследователей истории сов. С. с. В окт. 1928 краевой суд возглавил Г.Я. Мерэн, бывший ответственный сотрудник Наркомата юстиции. В составе краевого суда на 1-м этапе его становле­ ния работали зам. пред. крайсуда В.А. Бранецкий и В.В. Веденяпина, член крайсуда Е.И. Волянский. В целом в краевом суде к кон. 1920-х гг. сложился коллек­ тив, способный квалифицированно решать сложные юр. вопросы и осуществлять рук-во мест, народ, судами. Наступление на нэп, начатое в кон. 1920-х гг., су­ щественно изменило направления стр-ва и задачи С. с. После нояб. 1928 Пленума ЦК ВКП(6) определилась суть перестройки работы судов. Они должны были прежде всего стать эффектив. органом гос-ва в борьбе с любыми попытками затормозить темпы социалистич. стр-ва, а главное, в ликвидации капиталистич. элемен­ тов города и деревни. Все это представало теперь как борьба за законность на основе проведения ген. линии ВКП(6). В таких условиях задачи соблюдения закон­ ности отодвигались на 2-й план. Суд все в большей степени становился средством решения текущих полит, и хоз. вопросов. Судьи в большинстве случаев послуш­ но выполняли указания мест. парт, и сов. начальства, активно включившись в коллективизацию. Вместо покидавших судеб, работу специалистов, пытавшихся придерживаться в своей работе принци

RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2