Историческая энциклопедия Сибири III

востоке на судеб, приставов, а в остальных местностях — на чинов общей полиции и представителей вол., сел. и инород. власти. Осн. работа судеб, приставов заключа­ лась в произв-ве ден. взысканий и аресте имущества. В целом же качество исполнит, действий по приговорам судов была невысокой. Они взыскивали только от 7 до 22% от стоимости исполнит, листов. Но эффективность судеб, приставов была значительно выше, чем у полиц. органов. Судеб, пристав получал опред. процент от взысканных сумм. Малое кол-во судеб, приставов в Сибири не позволяло им организовывать свои советы, к-рые были характерны для Европ. России. Судеб, палата в системе общих судеб, мест являлась судом 2-й степени. Как и окр. суд, судеб, палата пред­ ставляла собой учреждение коллегиальное, состоящее из коронных судей, к-рые назначались министром юстиции и назывались членами палаты. В заседаниях ее по нек- рым уголов. делам, рассматриваемым ею в кач-ве 1-й инстанции, приглашались и судьи некоронные —при- сяж. заседатели (в Сибирском регионе для судеб, палат они так и не были введены) и сослов. представители. Каждая палата разделялась на департаменты, к-рые возглавлялись особыми председателями; на одного из них возлагалось представительство палаты (председа­ тельствование на общих собраниях). Такой председатель назывался старшим. Канцелярия палаты учреждается на том же основании, что и канцелярия окр. суда. Кроме установлений, состоявших при окр. судах, при палатах были еще советы присяж. поверенных. Судеб, палаты учреждались на территории неск. губерний. В Сибири функционировали 2 судеб, палаты: Омская, распространявшая свою власть на Томскую, Тобольскую губ., а также на Акмолинскую и Семи­ палатинскую обл., и Иркутская, в к-рую вошли все оставшиеся адм. единицы. Судеб, палаты в кач-ве гражд. суда на тер. Сибири действовали как апелляц. инстанции по делам окр. судов и кассац. институты для дел мировой подсудности. Последняя функция в Европ. России принадлежала исключительно Правит. Сенату. Уголов. департаменты судеб, палат имели те же полномочия для соотв. круга дел. Но право апелляц. пересмотра дел распространялось только на приговоры окр. судов, вынесенных без участия присяж. жюри. Кроме того, судеб, палата выступала в кач-ве органа предания суду по делам, подлежавшим рассмотрению с участием присяж. заседателей, а также судом 1-й ст. по гос. и нек-рым др. преступлениям. Для таких дел апел­ ляц. инстанцией выступал уголов. кассац. департамент Правит. Сената. Судеб, палаты осуществляли надзор за всеми судеб, установлениями. На их долю приходилось ок. 1% всех судеб, дел. В 1917 на тер. Сибири возникла адм. юстиция в лице адм. судей и окр. судов. Согласно закону, в каждом уезде учреждались неск. должностей адм. судей, к-рые приравнивались по служеб. правам к членам окр. суда. Адм. судьи могли участвовать в общих собраниях окр. суда, но привлекать их для решения уголов. и гражд. дел запрещалось. Для разрешения адм. дел в губерниях и областях Сибири в составе окр. судов учреждались особые адм. отд-ния, в составе товарища председателя и членов суда. Адм. суду были подсудны дела по протес­ там и жалобам комиссаров, правительств, установлений, гор. дум, земских и поселковых собраний и части, лиц на постановления, распоряжения, действия и упущения уч­ реждений и должностных лиц гор., земского (губ., уезд, и вол. и поселкового) упр-ния. Адм. судья рассматривал дела, к-рые были связаны с деят-тью лиц поселкового и вол. упр-ния. Все прочие дела, за искл. жалоб на губ. комиссаров, входили в компетенцию окр. судов. Дела, в к-рых объектом критики выступали губ. комиссары, отправлялись на рассмотрение Первого департамента Правит. Сената. Решение дел в адм. судах проходило в осн. по правилам гражд. судопроизв-ва. В 1917 возникли инициативы по демократизации С. с. и существ, реформирования ее по европ. образцу. В части., предполагалось учредить отд. съезды мировых судей, к-рые бы рассматривали апелляц., кассац. и части, жалобы на приговоры мировых судей. Эти ини­ циативы были связаны с полным отделением мировой юстиции от общей. В русле этих предложений предлага­ лось сделать мировой суд выборным и учредить присяж. заседателей по всей тер. Сибири. В целом С. с., к-рая была установлена в 1896—98, просуществовала с неболь­ шими перерывами в 1918 до окончат, установления сов. власти на тер. Сибири в кон. 1919 —нач. 1920. Декрет № 1 «О суде», принятый ВЦИК и СНК РСФСР от 22 нояб. 1917, упразднил действовавшую в Российской империи и при Временном ир-ве С. с. Вмес­ то нее стали возникать народ, суды, в к-рых судопроизв- во осуществлялось, как правило, людьми, не имевшими юр. подготовки, но занимавшими ведущие позиции в новой полит, системе. Ведущим принципом работы народ, судов являлся принцип рев. целесообразности, открывавший дорогу правовому произволу. Прокурату­ ра и адвокатура были ликвидированы, функции народ, защитников и обществ, обвинителей могли выполнять любые желающие граждане, не скомирометир. участием в карат, органах прежних режимов. К участию в судеб, процессе привлекались представители народа, выступав­ шие в роли народ, заседателей. Параллельно с народ, судами действовали революционные трибуналы , к-рые вначале рассматривали только дела о борьбе с контррев. преступлениями, но затем включили в свою сферу и общеуголов. преступления. После восстановления сов. власти состояние С. с. Сибири было плачевным. Не хватало средств на финан­ сирование работы судов, здания были неприспособлен­ ными или требовали срочного ремонта, катастрофически не хватало людей, имеющих хотя бы мин. подготовку в юр. области. В судах скапливалось огромное кол-во нерассмотренных дел, задержки в их рассмотрении составляли от иолугода и свыше года. Потребовались чрезвыч. меры, чтобы хоть как-то обеспечить судо­ произв-во. На первом этапе создания С. с. в Сибири ее координац. центром стал отдел юстиции (Сибюст) Сибревкома, сформированный в авг. 1919 в Москве. Началом его работы в регионе можно считать 27 нояб. 1919, когда Сибревком со своими отделами приступил к работе в Омске. Деят-ть Сибюста проходила по 3 направлениям. Первым являлось создание губ. и уезд, отделов (бюро) юстиции ревкомов/исполкомов советов. Вторым направлением стала работа по образованию рев. губ. трибуналов и губ. советов народ, судей. Третьим направлением было создание и координация работы на­ род. судов на местах. К лету 1920 повсеместно создаются участки народ, судов, народ, следователей и губ. советы народ, судей, выполнявшие функции кассац. инстанции по отношению к народ, судам. В кон. 1920 на осн. пост, наркома юстиции от 16 сент. 1920 при губсовнарсудах и уезд, отделах юстиции организовывались особые сессии суда, в к-рые передавались дела из ревтрибуналов, не принятые ими к произв-ву, и создавались дежур. ка­ меры народ, судов для рассмотрения несложных и не требовавших предварит, расследования дел. В 1921—22 система органов конституционной юсти­ ции Сибири состояла из 6 губ. советов народ, судей, примерно 30 особых сессий в уездах и 236 судеб, и 119 следств. уч-ков, в к-рых работали народ, суды. В осн. работы народ, судов лежали декреты и законы сов. власти мат. и процессуального хар-ра, в т. ч. закреп­ ляющие формал. процедуры судеб, процесса. В состав судов входили постоян. судьи, а также 2 или 6 меняю

RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2