Историческая энциклопедия Сибири III

судей, либо с участием присяжных. В последнем случае помимо 1 коронного судьи, в судеб, зале присутствовали 12 заседателей, выбираемых по спискам, к-рые готовила спец. комиссия. Суд присяжных должен был определять виновность подсудимого, а коронный судья —меру на­ казания виновного. Присяж. заседателями могли быть лица, к-рые соответствовали условиям неск. цензов: оседлости (проживать не менее 2 лет в данном уезде), имущественному или служебному. Институт присяж. заседателей начал действовать в Сибири только с осени 1909 на территории 2 губерний: Тобольской и Томской. Осн. препятствиями к широ­ кому распространению института присяж. заседателей были небольшое кол-во части, собственников и недо­ статочное кол-во представителей сел. администрации. Судеб, заседания с участием присяж. жюри разбирали дела большей важности (убийства, грабежи и проч.), и приговоры по ним считались окончательными, не подлежащими апелляции. После учреждения присяж. жюри судеб, процессы с его участием стали осн. формой судопроизв-ва в окр. судах. На их долю приходилось более 70% всех дел окр. судов. Одновр. с судом присяж. заседателей в Сибири действовал суд с участием сослов. представителей: гор. головы, представителей дворянства и вол. старшин. По всей вероятности, этот институт начал действовать с 1907. Однако судеб, заседания с сослов. представите­ лями не играли значит, роли в правосудии окр. суда. На их долю приходилось ок. 1,4% дел. Деят-ть уголов. отд-ний окр. судов зависела от уровня преступности и ее структуры, наличия чрезвыч. ситуаций, когда мн. дела переходили к воен. судам, и от кадровой политики Мин-ва юстиции. Присяж. за­ седатели выносили больше оправдат. приговоров, чем коронные судьи. Коронный суд относился более строго к преступлениям против личности, а суд присяжных — собственности. Распорядит. заседания окр. суда занимали про- межут. положение между предварит, и окончат, про- изв-вом. Они принимали след, решения: определения подсудности дела, порядка произв-ва, меры пресечения способов уклонения от судеб, разбора; образования со­ става заседателей; извещения сторон о поступлении дела в суд; назначения защитника; пополнения доказательств по делу; сообщения сторонам списка состава присутствия; назначения места и времени заседания, объявления о нем и вызова нужных суду лиц. В состав распорядит. засе­ дания окр. суда, помимо судейской коллегии, входили представители органов прокуратуры, а позже присоеди­ нялись и адвокаты обвиняемого. Для дел, разбиравших­ ся с участием присяж. заседателей, предусматривалась особая сложная распорядит. процедура. Гражд. отд-ния окр. судов рассматривали в осн. имуществ. споры (иски по долговым обязательствам, договорам, вознаграждения за вред и убытки), дела охранит, порядка (ходатайства об установлении прав семейных, просьбы об укреплении прав на имущест­ во, наследств, дела, дела опеки и попечительства) и произв-ва о несостоятельности. В первые годы деят-ти гражд. отд-ний окр. судов преобладали охранит, дела, а впоследствии — имуществ. споры. Такая динамика отражала меняющуюся структуру экономики, к-рая все больше приобретала капиталистич. черты, а также де­ мократизацию законов, заключавшуюся в преодолении сослов. ограничений. Общее собрание суда собиралось для оглашения различ. постановлений о судеб, местах; совещания о кандидатах на открывшиеся в суде должности членов; распределения времени отпусков; окончат, обсуждения составленных судеб, местами наказов; постановления решений о дисциплинарных взысканиях с лиц судеб. ведомства; рассмотрения ежегод. отчетов; разрешения нек-рых вопросов уголов. и гражд. судопроизв-в; обсуж­ дения лиц, желавших получить звание кандидатов на должности по судеб, ведомству; прочих важных дел по усмотрению председателей окр. судов. Общие собрания рассматривали дисциплинар. дела публично, а все ос­ тальные —при закрытых дверях. Решение принималось по большинству голосов присутствовавших членов. Кандидаты на должности по судеб, ведомству представляли собой своеобразную школу, готовившую молодых специалистов к судеб, службе. Благодаря этому институту в Сибири был быстро решен кадровый вопрос. Кандидаты разделялись на старших и младших. Первые были приравнены в правах и преимуществах к помощнику секретаря окр. суда, а вторые —мирового съезда. Мл. кандидаты принимались на службу на кон­ курсной основе. До звания ст. кандидата необходимо было прослужить не менее 1,5 лет и получить одобрение начальства о готовности к самостоят. службе. В про­ тивном случае мл. кандидаты отчислялись как лица, не соответствовавшие требованиям кандидатской службы. Служеб. занятия кандидатов представляли собой целую систему: работу в канцеляриях, нотариальном архиве, камерах следователей и прокуроров. Такую работу выполняли мл. кандидаты. Самостоят. занятия, к-рые требовали высокой степени ответственности и заключа­ лись в выполнении обязанностей следователя, мирового судьи, товарища прокурора и, наконец, защиты по назначению, осуществляли ст. кандидаты. Реформа 1896 значительно повысила статус судеб, следователей. Они состояли только при окр. судах, но назначались бессрочно в опред. участки. В Сибирском регионе институт судеб, следователей был представлен чиновниками Мин-ва юстиции, временно исполнявшими должность следователя. Такой статус следователя пред­ полагал большую зависимость от прокурор, надзора. При нек-рых окр. судах существовали судеб, следова­ тели по важнейшим делам. Они осуществляли произв-во следствия на всем пространстве окр. суда по особому указанию суда и прокуратуры. В губерниях и областях Сибири обязанности судеб, следователей возлагались еще и на мировых судей. Сле­ дователи приступали к своим обязанностям по предло­ жениям лиц прокурор, надзора, а также по непосредств. усмотрению, в случаях, когда они застигали совершаю­ щееся или только что совершившееся преступное деяние. Желая улучшить качество предварит, следствия, общие собрания окр. судов во 2-м десятилетии XX в. произвели реорганизацию, в результате к-рой одни мировые судьи стали заниматься исключительно уголов. и гражд. дела­ ми, а другие —следственными. Как показала практика, предварит, следствие было самым слабым звеном судеб, реформы. Только каждое 6-е преступление доходило до судеб, органов. Большинство преступлений оставались нераскрытыми, а дела закрывались из-за ненахождения виновных, недоказанности, отсутствия состава преступ­ ления и пр. Важными состав, частями дорев. С. с. являлись так­ же след, институты: адвокатура, прокуратура (см. отд. статьи), нотариат, судеб, приставы и судеб, палаты. Но­ тариат выполнял превентивную функцию, предотвращал тяжбы путем упорядочения совершения гражд. сделок. Заведование нотариальной службой было возложено на ст. нотариуса. Окр. суд, в ведомстве к-рого состоял ст. нотариус и нотариусы, непосредственного участия в нотариальных делах не принимал. Однако до 1910 обя­ занности ст. нотариуса исполнял один из членов суда. Исполнение решений и поручений мировых и общих судеб, установлений, а также вручение бумаг и повесток тяжущимся возлагались в Тобольске, Тюмени, Томске, Красноярске, Иркутске, Чите, Благовещенске и Влади

RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2