Историческая энциклопедия Сибири III
них. Такая система судопроизв-ва называлась розыск ной. Канцелярия суда должна была заниматься сбором материалов по делу, к-рые носили как обвинит., так и оправдат. хар-р. Т. о., суд дополнительно выполнял функции защиты и обвинения. После розыскных дейст вий составлялся доклад. По материалам доклада окр. судья и заседатели суда публично объявляли резолюцию по делу. Подсудимый или его поверенный могли указы вать на обстоятельства, уменьшавшие вину. Общая юстиция была представлена губ. судами, ком петенция к-рых распространялась по общим правилам на 1 губернию. На губ. суды как органы правосудия возлагались 2 функции. В первом случае они выступали в кач-ве апелляц. инстанции для окр. судов, пересмат ривая все уголов. дела и гражд. иски, стоимость к-рых превышала 30 руб. Кроме того, губ. суды принимали в свое произв-во части, жалобы на действия окр. судов по ошибкам в произв-ве дел и отказам в рассмотрении отзывов или жалоб. Во втором случае губ. суд пред ставлял собой суд первой инстанции. В этом качестве он рассматривал те дела, к-рые не входили в компетен цию окр. судов. В гражд. судопроизв-ве принимались иски, стоимость к-рых составляла более 1 тыс. руб., а в уголов. — преступления, по к-рым предполагались наказания, связанные с лишением всех или нек-рых прав состояния. Апелляц. инстанцией по таким делам был Первый департамент Правит. Сената. На тер. Сибири губ. суды были открыты в 1885 в Томской, Тобольской, Иркутской и Енисейской губ. Губ. суды также представляли собой коллегиальное учреждение и имели такую же структуру, что и окр. суды. В их состав входили: пред., его товарищ (зам.) и советники суда, к-рые действовали на правах членов. Назначение на должности членов губ. судов зависело от министра юстиции. С 1886 структура губ. судов неск. усложнилась — появились уголов. и гражд. отделы. Канцелярия суда, состоявшая из секретаря, столона чальников, их помощников, протоколистов, журналис тов, экзекуторов (казначеев) и писцов, подчинялась председателям губ. судов. В губ. судах, в отличие от окр. судов, вводился час- тич. состязат. процесс. Прокурор, надзор поддерживал обвинение на суде, а подсудимому председателем суда назначался защитник из состоявших при суде чиновни ков или из посторонних лиц, к-рым закон не воспрещал ходатайство по чужим делам. После доклада, а также после выступления прокурор, чинов и объяснения защитника судом постановлялась резолюция, к рая объявлялась публично. С 1886 судьи получили право выносить приговоры по своему внутр. убеждению. В гражд. делах судопроизв-во было закрытым. Реформа 1885 пересмотрела также досудеб. произв- во. В этой связи произошла реорганизация прокурор, надзора (см. Прокуратура в Сибири). Должности губ., обл., окр. и город, стряпчих ликвидировались. Вместо них учреждались товарищи прокуроров, к-рые подчи нялись губ. или обл. прокурорам. На всей тер. Сибири при губ. и окр. судах учреждались должности судеб, следователей, к-рые пришли на смену приставам гражд. и уголов. дел при гор. полиц. упр-ниях в Тобольске, Тюмени, Томске, Каинске , Иркутске и Троицкосавске, а также следств. приставам в Николаевске, Владивос токе и Хабаровске. Судеб, следователи вместе с полицией осуществляли формал. следствие, к-рое распадалось на дознание и предварит, следствие. По общему смыслу законов на судеб, следователей возлагалось предварит, следствие, заключавшее в себе действия, направленные на поиск и сохранение сведений, необходимых для объективного приговора суда. Судеб, следователи представляли собой особых должностных лиц судеб, ведомства, имевших судейское звание. Они приступали к произв-ву следст вий по предложениям лиц прокурор, надзора или по непосредств. своему усмотрению. В Вост. Сибири и Приамурском кр. генерал-губернатор также мог иници ировать расследование через прокурора. Статус судеб, следователей в Сибирском регионе был значительно ниже, чем в Европ. России. Судеб, реформа 1885 уменьшила влияние адм. властей на С. с. Тем не менее губ., обл. правления и генерал-губернаторы принимали к рассмотрению части, жалобы, связанные с медленным решением дел в окр. и губ. судах. Губернаторы имели право ходатайствовать перед министром юстиции о смягчении участи подсуди мого, останавливать исполнение приговоров и т. д. 25 марта 1891 вводится новое положение об упр-нии степными областями, к-рое опиралось на опыт Сибири и Туркестанского кр. Корен, обр. преобразуя порядок адм. упр-ния, в судеб, части положение ограничивалось скромными изменениями. Наиболее существ, из них заключались в переименовании уезд, судей в мировые и изменении компетенции последних. Власть мировых судей по постановлению окончат, приговоров по гражд. делам была ограничена ценностью иска до 50 руб., тогда как прежде уезд, судьи решали окончательно дела стоимостью до 100 руб. Уголов. и гражд. произв- ва, превышающие подсудность мировых судей, были изъяты из ведения обл. правлений и подчинены вновь учрежденным судеб, местам —обл. судам в Омске и Се мипалатинске. Эти органы имели идентичные функции и устройство с губ. судами. Обл. суды выступали в кач-ве суда 1-й ст. по делам, не входившим в компетенцию мировых судей; а также в кач-ве апелляц. инстанции (мировой съезд) по делам мировой подсудности. Реформой 1891 для исполнения обязанностей проку рор. надзора были учреждены должности обл. прокуро ров и их товарищей, а произв-во следств. действий по наиболее важным делам поручено в нек-рых областях особым судеб, следователям. Кроме того, в Степном кр. остались должности особых помощников мировых судей по произв-ву следств. действий. Сам же порядок судопроизв-ва оставался без изменения. Рост роли Сибири в жизни империи потребовал создания новой С. с. 13 мая 1896 издаются Временные правила (они стали реализовываться с июля 1897), со гласно к-рым в Томской, Тобольской, Енисейской, Ир кутской губ., а также в Якутской, Амурской, Забайкаль ской и Приморской обл. устанавливались новая система судов и состязат. порядок ведения уголов. и гражд. дел. Закон, учреждавший идентичное судопроизв-во и судо устройство для Акмолинской и Семипалатинской обл., был опубликован в 1898. Согласно этим законам, С. с. в Сибири распадалась на 2 части —мировую (мировые судьи) и общую (окр. суды, судебная палата). Общий надзор за деят-тью судов был возложен на Правит. Сенат. В результате проведенных мероприятий тер. Сибири была включена в единое правовое пространство Российской империи. Однако С. с. в регионах Сибири сохранила ряд качеств, отличий от Европ. России. Мест, юстиция в Сибири составляла низовую структу ру правосудия и являлась центр, звеном судеб, реформы 1896—98. Начиная с этого времени мест, юстиция получила такое же название, как и в Европ. России —мировой суд. Она включала в себя участковых, добавочных, почетных мировых судей, к-рые составляли суд 1-й ст. Должность мирового судьи имела высокий статус и соответствовала VI кл. чинопроизв-ва (в Европ. России —V). Мировой суд представлял собой единоличного судью, к-рому полагался один вольнонаемный письмоводитель. Съезд мировых судей, к-рый выступал в кач-ве 2-й
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2