Историческая энциклопедия Сибири III

В 1860-х гг. в Акмолинской и Семипалатинской обл. был проведен очеред. комплекс мер, к-рый внедрял новые начала упр-ния киргиз, степями Сибири (Степным кр.). В сущности, на этих территориях вводился судеб, по­ рядок, к-рый опирался на кавказский вариант судеб, реформы 1864. Согласно Вр. положению 21 окт. 1868, на тер. Степного кр. вводилась новая судебно-адм. сис­ тема. Данная система предполагала след, виды низовых судов: народные (суды биев), волостные (крестьянские) и станичные (в казачьих станицах). Эти судеб, органы имели сослов. хар-р и согласно рус. законодат-ву под­ чинялись адм. властям. Должность бия получила выборный статус, а не передавалась, как это было раньше, по наследству. Суд биев состоял из 3 инстанций: единоличные бии, вол. съезд биев и чрезвыч. съезд биев. Единоличный бий разбирал иски и уголов. проступки, стоимость к-рых не превышала 300 руб., с правом окончат, решения дел на сумму не свыше 100 руб. Вол. съезд биев выступал в кач-ве 1-й инстанции гражд. дела без ограничения разме­ ра с правом на окончат, решение —на сумму до 500 руб., а также дела, рассмотренные в единоличном бийском суде —в порядке суда 2-й инстанции. Чрезвыч. съезд биев разбирал споры между аулами различ. волостей и выступал в кач-ве 2-й инстанции по делам вол. съездов биев. По распоряжению губернатора могли созываться особые чрезвыч. съезды биев для решения споров между представителями различ. уездов. Помимо них на тер. Степного кр. вводились уезд, судьи, чья власть распространялась на 1 уезд. Деят-ть уезд, судей была приравнена к правам мировых судей 1864. Уезд, судьи рассматривали уголов. дела, к-рые предполагали наказания, связанные с лишением, огра­ ничением всех или нек-рых прав состояния, а также гражд. ценностью до 2 тыс. руб. Окончательными признавались решения по гражд. делам на сумму не св. 100 руб. и приговоры по уголов. делам, присуждавшие виновных к внушению, замечанию, выговору, ден. взыс­ канию до 100 руб. и аресту до 3 дней. На все прочие решения уезд, судей допускались апелляц. жалобы в обл. правления. Гражд. дела на сумму более 2 тыс. руб. относи­ лись во всех областях к ведению адм. учреждений — обл. правлений, рассматривавших их в кач-ве судов 1-й инстанции по правилам законов о судопроизв-ве и взысканиях граждан. Акмолинскому и Семипалатинско­ му обл. правлениям также были подведомственны уголов. преступления, превышавшие круг ведения уезд, судей, за искл. дел о сопротивлении пр-ву, к-рые относились к компетенции военно-судных комиссий. До 1871 апелляц. жалобы на решения и приговоры обл. правлений прино­ сились в судеб, департаменты Правит. Сената. Одновр. с внедрением новой С. с. в Акмолинской и Семипалатинской обл. создавались органы прокурор, надзора и предварит, следствия. В степных областях были учреждены должности обл. прокуроров с правами и обязанностями губ. прокурор, чинов. Уезд, судьи, по­ мимо произв-ва судейских функций, дополнительно осу­ ществляли следств. действия. Для облегчения их службы в 1871 были учреждены должности помощников уезд, судей, к-рые занимались преим. следств. произв-вом. Реформирование осн. части Сибири было признано пр-вом необходимым спустя 20 лет после введения в жизнь Судебных уставов 1864. 25 февр. 1885 обнародо­ ван закон, к-рый положил начало бурж. реформирова­ нию судопроизв-ва и судоустройства в Сибири. Согласно этому и последующим норматив, актам, на тер. Сибири учреждалась единообразная С. с., к рая значительно отличалась от европ., но предполагала внедрение ряда прогрес. элементов. Судеб, органы Вост. Сибири и При­ амурского кр. перестраивались по образцу Томской и Тобольской губ., к-рые, в свою очередь, были частично реорганизованы и дополнены новыми принципами. При унификации С. с. Сибири упразднялись все эле­ менты сослов. судов в восточносиб. городах, отменялись институты выборных заседателей окр. судов по делам с участием купцов и мещан и депутатов-наблюдателей за следствием, в к-ром фигурировали лица указ. сосло­ вий. В Красноярске, Иркутске, Енисейске, Ачинске, Нерчинске, Верхнеудинске и Троицкосавске закрыли гор. суды и гор. ратуши, а их функции передали вновь учрежденным окр. судам. Судеб, учреждения на тер. Сибири по результатам реформы 1885 стали делиться на мест, и общие суды. Мест, юстиция рассматривала маловажные в стоимост­ ном выражении дела. Ее учреждения должны были быть многочисленны и доступны для всех сословий. В Сиби­ ри мест, суды были представлены окр. судами, власть к-рых распространялась на территорию 1 или 2 адм. ок­ ругов (в зависимости от кол-ва населения). Всего в 1885 учреждено 26 окр. судов. Компетенция мест, судов в Сибирском регионе была более обширной, чем в Европ. России. Уголов. подсудность окр. судам определялась мерой наказания, к-рое могло последовать в соотв. с предъявленным обвинением, а по гражд. делам — суммой иска. Окр. суды могли рассматривать гражд. дела с суммой иска до 1 тыс. руб. (в Европ. России мировые судьи решали иски до 500 руб.) и уголов., по к-рым наказания не были связаны с лишением или поте­ рей всех или нек-рых прав и преимуществ. Окончатель­ но решались иски и тяжбы, цена к-рых не превышала 30 руб., а остальные могли быть пересмотрены в апел­ ляц. порядке в губ. судах. Значит, отступления от этого правила были сделаны в Якутской, Забайкальской, Амурской обл., Примор­ ском кр. и во Владивостокском военном губернатор­ стве. В этих адм. единицах все уголов. и гражд. дела рассматривались в окр. судах и разрешались ими на правах судов 1-й ст. независимо от потенц. наказания и стоимости иска. По 2-ю ст. суда для дел, по к-рым кто-либо из подсудимых обвинялся в преступлении, к-рое наказывалось лишением всех или нек-рых прав состояния, составлял Правит. Сенат, а для всех прочих дел —Иркутский губ. суд. Единств, исключение отно силось к должностным преступлениям, совершенным в Якутской обл. и Приамурском кр., к-рые подлежали ведению Иркутского губ. суда. Тождественно правило апелляции было хар-рно в этих регионах и для гражд. дел. Если стоимость их не превышала 30 руб., то они решались окр. судами окончательно. Движение осталь­ ных дел зависело от ценности иска: апелляц. жалобы на приговоры судей по искам от 30 до 1 тыс. руб. на­ правлялись в Иркутский губ. суд, а более 1 тыс. руб. — в Правит. Сенат. Помимо судеб, функций окр. суды выполняли различ. нотариальные действия, осуществляли надзор за охранит, (наследственным) ироизв-вом, а также в случае болезни или отсутствия товарищей прокурора и прокуроров Владивостокского и Амурского окр. судов исправление должностей этих лиц возлагались на стар­ ших но службе заседателей судов. Окр. суды представляли собой коллегиальное учреж­ дение. В их состав входили: окр. судьи и заседатели, к-рые в Зап. Сибири назначались министром юстиции, а в Восточной —генерал-губернаторами. Позже все су­ деб. чины Сибири стали назначаться только министром юстиции. Числ. заседателей зависела от кол-ва уголов. и гражд. дел. Канцелярия суда, состоявшая из секретаря, столоначальников и писцов, подчинялась окр. судье, на к-рого возлагались функции председателя. В окр. судах гражд. и уголов. процессы были за­ крытыми, т. е. стороны не имели права участвовать в

RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2