Историческая энциклопедия Сибири III
и изучение Сибири (см. Декабристы в Сибири). Пре бывание в Омском остроге дало Ф.М. Достоевскому богатый материал для его знаменитых «Записок из мертвого дома». Во 2-й пол. XIX в. с нач. система- тич. изучения Сибири (создание Сиб. отд. Русского географического об-ва , затем Томского ун-та ) мн. по- литссыльные включились в экспедиц. исслед-я и науч. изыскания в разных областях: геологии (В.А. Обручев , И.Д. Черский), истории (А.П. Щапов), этнографии (В .Л . Серошевский, В.Г. Богораз, В.И. Иохельсон, Д.А. Клеменц, Ф.Я. Кон, Б .О . Пилсудский) и др., они активно сотрудничали с мест, периодич. издания ми, освещая в своих публикациях разные стороны сиб. жизни. Велика была роль политссыльных, особенно социал-демократов и эсеров, в орг-ции и развертывании в регионе в нач. XX в. рев. движения. Наполнение Сибири уголов, и полит, элементами вызывало озабоченность у пр-ва и просвещенных кругов рос. и сиб. об-ва. К тому же политссыльные расшатывали устои гос. власти в регионе (восстание польск. ссыльных на Кругобайкальской дороге в 1866 (Кругобайкальское восстание), Якутская трагедия в 1889, Якутский протест в 1904). Первая (неудачная) попытка отмены С. в Сибирь относится к правлению Екатерины II: указ от 30 нояб. 1773 предполагал замену С. тюрем, заключением и принуд, работами в европ. части страны. В 1835 Николай I предлагал ликвидиро вать С. на поселение. Идеи об ограничении и сокраще нии сферы применения С. циркулировали в пр-ве во 2-й пол. XIX в.. Результатом анализа ситуации со С., предпринятого пр-вом в кон. XIX в., стало принятие 12 июля 1900 закона, к-рый заменил С. на житье тю рем. заключением, С. на поселение сохранялась только для каторжан, отбывших свой срок, и за преступления религ. и гос. хар-ра, в остальных случаях отменялась, С. на водворение территориально ограничивалась Саха лином, адм. С. стала срочной с возможностью возвраще ния в европ. часть страны, кроме того, на крест, об-ва возлагалась обязанность содержать своих ссыльных на местах поселения в теч. 2 лет. Падение царск. режима радикально изменило конфи гурацию институтов репрессирования. Временное пр-во, заявив о разрыве с карат, политикой прежней власти, отменило систему адм. высылки и С., 26 апр. (9 мая) 1917 объявило о полит, амнистии и свело к минимуму судеб, наказания. С приходом к власти большевиков высылка и С. в теч. неск. лет не практиковались, по скольку в условиях революции, Гражданской войны и интервенции, тер.-гос. нестабильности в традиц. р-нах ссылки (европ. часть, Север, Сибирь) на первый план выдвигались более радик. репрес. меры —заключение в тюрьмы, концлагеря и т. д., осуществлявшиеся судеб, и квазисудеб, органами — ревтрибуналами, ВЧК. Однако на исходе Гражд. войны востребованность внесудеб. репрессий привела к возврату в арсенал средств гос. политики без к.-л. законодат.-норматив, оформления вначале высылки, а затем и С. Центр, комиссия по борьбе с бандитизмом в 1921 широко практиковала вы сылку семей «бандитов», в результате чего неск. сотен семей «антоновцев» подверглись высылке в Сибирь. Весной—летом 1922 в ходе амнистии большинство из них получило возможность вернуться домой. Приговоры к высылке и С. по линии ВЧК велись более целенаправ ленно начиная с 1921, этим мерам подверглось 1 817 чел., или 5,1% всех осужденных комиссией. Окончание Гражд. войны и изменение внутр. и внеш. обстановки потребовали от болыневист. рук-ва рефор мирования институтов власти, в т. ч. действовавших в сфере охранит, политики. В 1-й пол. 1922 наряду с реорганизацией судеб, учреждений и преобразованием ВЧК в ГПУ, введением последнего в структуру НКВД РСФСР началось формирование законодат.-норматив, базы для осуществления репрессий. Сов. власть унасле довала от царской структуру и формы данного репрес. института (разграничение на высылку и С., деление последних на наказание по суду и в адм. (внесудеб.) порядке). В 1920-х гг. законодат-во в данной сфере наиболее активно проявлялось в 1922 (учреждение вы сылки и С.), в 1924—26 (расширение объектов репрессий) и в 1929—30 (сочетание С. с принуд, работами). Судеб, формы репрессии регламентировались положениями УК РСФСР, введенного в 1922 и измененного в 1926. В УК в редакции 1922 была ст. 49, предусматривавшая удаление из опред. местностей на срок не более 3 лет (высылка), направленная прежде всего против «соци ально опасных элементов» (СОЭ) или рецидивистов. В 1924 с принятием 31 окт. «Основных начал уголовного законодательства СССР и союзных республик», в к-рых оговаривалось «удаление из пределов союзной республи ки или из пределов данной местности с поселением в тех или иных местностях или без такового, с запрещением проживать в тех или иных местностях или без таково го», суды получили право применения высылки и С. в кач-ве самостоят. или доп. репрессии. Ее макс. срок был увеличен с 3 до 5 лет. В УК в редакции 1926 при менение высылки и С. допускалось в случае осуждения по весьма широкому кругу преступлений (ст. 58, 59, 61, 74, 107 и др.). Места обязат. поселения устанавливались НКВД по согласованию с Наркоматом юстиции РСФСР. Преступления, за к-рые предусматривались высылка и С. в судеб, порядке, делились на 3 группы: а — наиболее тяжкие (контрреволюция, орг-ция беспорядков, бандитизм, подделка дензнаков, конокрадство), 6 —ср. тяжести (хищение, скупка краденого, грабеж, злост. хулиганство, квалифицир. контрабанда), в —наименее опасные (злост. повышение цен и др .). На рубеже 1920—30-х гг. с расширением масштабов и объектов репрессий дальнейшая эволюция судеб, законодат-ва была обусловлена целями ужесточения наказания и использования принуд, труда ссыльных. В пост. ВЦИК и СНК РСФСР от 10 янв. 1930 определялись 2 вида высылки по суду (простая (высылка только из одной местности) и квалифицированная (с запретом прожива ния в ряде определенных списком местностей)) и 2 вида С. (простая и в сочетании с принуд, работами). Если макс. срок судеб, высылки ограничивался 5 годами, то срок судеб. С. увеличивался до 10 лет. Репрессии не могли применяться к лицам моложе 16 лет. Адм. высылка и С. регламентировались органами ВЧК—ГПУ—ОГПУ—НКВД и широко практиковались еще до введения норматив, актов, 1-й из к-рых, Декрет ВЦИК от 10 авг. 1922 «Об административной высылке» и уточненный 16 окт. 1922, узаконивал существовавшие внесудеб. репрессии, закреплял приоритеты в данной сфере за карат, структурой в лице ГПУ. Созданная при НКВД РСФСР спец. комиссия по высылкам наделя лась полномочиями для «изоляции лиц, причастных к контрреволюционным выступлениям... в случаях, когда имеется возможность не прибегать к арестам», а высы лать их за границу или в опред. местности республики. Развитие института адм. высылки и С. обусловливалось приоритетами большевиков во внутр. политике (раз растанием объектов репрессий, вкл. т. н. чистки круп, центров от рецидивистов, бродяг, нищих и др.), а также расширением сфер полномочий ГПУ—ОГПУ—НКВД (постепен. и последоват. монополизация органами тайной полиции всей сферы внесудеб. репрессий). 28 марта 1924 с принятием ЦИК СССР положения «О правах ОГПУ в части административных высылок, ссылок и заключения в концентрационный лагерь»
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2