Историческая энциклопедия Сибири III

Герб утвержден в 1790: в верх, части щита —герб иркутский, в ниж. части, в голубом поле —слитки серебра «в знак того, что в округе сего города находятся серебряные руды, где и сплавляются». Лит.: Дворниченко Н .Е . Земля за Байкалом. Иркутск, 1970; Города Сибири: Энциклопедия. М., 1994; Смирнов Н .Н . Слово о забайкаль­ ских казаках. Волгоград, 1994; Артемьев А .Р . Города и остроги Забайкалья и Приамурья во второй половине XVII—XVIII вв. Владивосток, 1999; Вся Россия. Города и населенные пункты: Энциклопедия. М., 2001; Энциклопе­ дия Забайкалья: Читинская область. Новосибирск, 2006. Т. 4. В. В. Бардакова СРЕТЕНСКИЙ ОКРУГ, образован в янв. 1926 в ходе районирования Д. Востока в осн. в пределах Сретенского, Нерчинского и части тер. Борзинского у. Забайкальской губ. Входил в Дальневосточный кр. Адм. центр — Сретенск. Числ. населения (1926) —201,6 тыс. чел.; уд. вес гор. населения 16,4%. Нац. состав: русские —94,7%; тунгусы (эвенки) —2,1; украинцы — 1,2%. В 1929 в составе С. о. 8 р-нов, 244 сельсовета, 2 города; площ. — 91,6 тыс. кв. км. Ликвидирован в связи с упразднением окр. деления в июле 1930. Тер. округа вошла в Восточно-Сибирский кр. См. Административно-территориальное устрой­ ство Сибири и Дальнего Востока. В.А. Ильиных СРОСТКИНСКАЯ КУЛЬТУРА, была распростра нена в лесостеп. Приобье, лесостеп. Обь-Иртышье. Выде­ лена М.П. Грязновым (1956). Относится к VIII—XIII вв. Сложилась в результате смешения автохтон, угро-са- модийск. и пришлого тюрк, населения. Степень при­ сутствия составляющих этнич. компонентов обусловило наличие локал. вариантов С. к. Выделяются 3 этапа в ее развитии —VIII—IX вв. (могильник Иня, Камень II); IX—X вв. (могильники Сростки, Ближние Елбаны, Старый Шарап); XI —нач. XIII в. Раннесросткинский пласт представлен захоронениями с конем и без него. Погреб, инвентарь в целом идентичен инвентарю из типич. тюрк, курганов (желез, оружие, конская упряжь, наборные пояса и т. д.). Керамика, как правило, мест­ ная. Для 2-го этапа С. к. характерно погребение под одной насыпью вокруг центр, захоронения воина неск. умерших. Умерших заворачивали в бересту, могилу перекрывали бревенч. накатами. В муж. захоронениях найдено оружие, в жен. — преим. украшения. Кера­ мика плоскодон., слегка профилир., орнаментирована по шейке цепочкой ямочных наколов. Орудия труда, оружие и украшения аналогичны кимакскому инвента­ рю, что свидетельствует об актив, участии кимакцев в формировании С. к. На заключит, этапе влияние тюрк, субстрата еще более усиливается. Лит.: Грязное М .П . История древних племен Верхней Оби. Материалы и исслед-ния по археологии СССР. М.; Л ., 1956. № 48; Археология СССР. Степи Евразии в эпоху средневековья. М., 1981. В. И. Молодин ССЫЛКА В СИБИРЬ В XVII - ПЕРВОЙ ПОЛО- ВИНЕ XX в. Ссылка —принуд, удаление гос. властью лиц, обвиненных в уголов. или полит, преступлениях, по суду или в адм. порядке в отдаленную местность на опред. срок или бессрочно; влекла, как правило, постоян. или вр. лишение или ограничение сослов. и имуществ. прав, чина и звания наказуемого. С. по суду до XIX в. нередко сопровождалась телес, наказаниями, клеймением и членовредительством. Как мера наказания С. (высылка, изгнание) в отд. случаях применялась уже в Древнем мире, как особый институт появилась в европ. странах в XV—XVI вв. с появлением колоний, к-рые стали осн. местом С. В России принуд, удаление («выбитие вон из земли») практиковалось в сер. XVI в., применялось к опальным боярам, князьям, духовенству. Первое упоминание о С. в рос. законодат-ве относится к указу от 12 марта 1582 (С. в казаки в окраин, города Севск и Курск). С кон. XVI в. стала практиковаться С. в Сибирь. Первыми ссыльными стали жители Углича, осужденные по делу об «убиении» царевича Дмитрия и отправленные в 1593 в Пелым. В 1601 туда же сослали родственников буду­ щего царя Михаила Федоровича —стольников Ивана и Василия Никитовичей Романовых. Вскоре начали ссылать в др. сиб. города. После принятия Соборного уложения (1649) и серии указов (2-я пол. XVII в.), за­ конодательно определивших С. как меру наказания за ряд преступлений (в т. ч. взамен смерт. казни и тюрем, заключения), С. в Сибирь превратилась в мае. явление. Практиковалась также С. в Поморье, Вятскую землю, Поволжье, на Урал. В Сибирь ссылали полит, (гос.) преступников из разных слоев об-ва —участников восстаний и антипра­ вительств. заговоров, изменников и шпионов, самозван­ цев и критиков правительств, курса и монарха. В нач. XVII в. сюда угодили мн. участники Смуты, как русские, так и иностранцы —«немцы» и «литва». Позже здесь оказалось немало царедворцев, подвергшихся опале: князья А.В. Лобанов-Ростовский (1620), С.И. Ша­ ховской (1629), Д.В. Ромодановский (1660), воеводы И. Ододуров (1619), С. Прозоровский и М. Вельский (1634), стольники И.Ы. Хованский (1645), М. Плещеев (1655), М.С. Пушкин (1697) и др. В периоды войн с Речью Посполитой и Швецией в Сибирь ссылали военно­ пленных. После присоединения в сер. XVII в. к России Левобережной Украины среди сиб. ссыльных увели­ чилась числ. «черкасов» —укр. казаков, изменявших рус. царю или терпевших поражение в ходе многочисл. внутриказачьих междоусобиц, в т. ч. представители казач. старшины (полк. М. Гвинтовка, В. Многогреш­ ный, С. Третьяк, С. Палей, племянник И.С. Мазепы А. Войнаровский и др.) и гетманы (Д. Многогрешный и И. Самойлович). Раскол рус. Церкви в сер. XVII в. повлек за собой С. в Сибирь старообрядцев. Первым из них был Аввакум Петров , находившийся в Забайкалье в 1653—62. Во 2-й пол. XVII в. значит, число ссыльных составили участники гор., крест, и казач. восстаний — Псковского восстания 1650, Медного бунта 1662, ра­ зинщины 1670—71, стрелец, мятежей 1682 и 1698 и др. Заметное место в XVII в. начинает занимать С. уголов. преступников. Круг преступлений, за к-рые полагалась С., постоянно расширялся: незакон. изготовление и торговля вином и табаком, фальшивомонетничество, взяточничество, непослушание властям, укрыватель­ ство преступников, разбой и грабеж, мошенничество, воровство, побег с воен. службы, беспричин. стрельба из ружей, кулач. бои, прошение милостыни, ложный донос и т. д. Ссылали, как правило, вместе с семьей и даже ближайшими родственниками, но данный порядок не применялся в случае ссылки женщин. Несовершенство и зачастую отсутствие учета ссыльных в Сибирь не позво­ ляют определить их число в XVII в., но, вероятно, оно было небольшим. По приблизит, подсчетам, в 1593—1645 в Сибирь сослали 1,5 тыс. чел.; в 1640—1700 только в Ленско-Илимском кр. оказалось 1 880 ссыльных (с чл. семей). К нач. XVIII в. в Сибири насчитывалось ок. 20 тыс. ссыльных. Их доля в составе рус. населения в регионе составляла: в 1662 —11,5%, в нач. XVIII в. — 8,6 (в т. ч. 13% муж. нас.). Общее упр-ние сиб. С. в XVII в. возлагалось на Сибирский приказ , на местах — воевод, администра­ цию. Пересылку ссыльных Сиб. приказ осуществлял совместно с теми приказами, к-рые проводили следствие

RkJQdWJsaXNoZXIy MTY3OTQ2